ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ГОРОД РУССКИХ СВЯТЫХ СЕМЕЙ

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 6

 

Через дорогу от Свято-Троицкой обители есть еще один монастырь – Благовещенский, мужской, в котором почивают мощи святого благоверного князя Константина и его чад – Михаила и Феодора.

Святой Константин известен как просветитель Мурома. Князю Глебу не удалось обратить к истинной вере населявшее эти края племя мурома, и местные жители долгое время после Крещения Руси оставались язычниками. Апостольская миссия его преемника оказалась более успешной, хотя и не безскорбной. Сын его Михаил, посланный святым Константином в город, чтобы убедить жителей принять того на княжение, был убит. Тогда, покоренные уже воинской силой, муромчане смирились с властью нового правителя, однако креститься отказывались. Святой построил в городе несколько храмов, в одном из которых пребывала чудотворная Муромская икона Божией Матери.

Однажды горожане взбунтовались; князь с княгиней Ириной заперлись в церкви и стали молиться Пресвятой Богородице перед Ее образом. Царица Небесная вняла их прошениям и прорекла святому: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся, Аз есмь с тобою!» Когда он вышел к разъяренной толпе в руках с чудотворной иконой, от которой распространялся чудесный свет, язычники были поражены и уверовали во Христа. К XIII веку племя мурома ассимилировалось в славянском окружении, обогатив местный генотип особой воинственностью, которой прославились муромчане в первых боях с монголо-татарами, в Куликовской битве, а также в походе на Казань 1552 года.

Дальнейшую жизнь правитель с супругой провели в мире и подвигах благочестия. Достойным наследником благоверных родителей стал и второй их сын – князь Феодор, усердствовавший о распространении Православия и причисленный к лику святых вместе со всем семейством.

Когда мы прикладывались к мощам этих угодников Божиих, нас особенно впечатлили княжеские головные уборы, видневшиеся из-под лежавших на их ликах покровцов.

Из Благовещенского монастыря наш путь пролегал на малую родину преподобного Илии, в село Карачарово, ставшее одним из микрорайонов города. Расположено оно на высоких холмах, прорезанных переходящими в берег Оки оврагами. На одном из них возвышается церковь в честь святой Троицы. По преданию, деревянный храм на этом месте строил еще сам святой богатырь, а спустя некоторое время каменное здание возвел его потомок – Афанасий Гущин. Сохранившиеся фотографические изображения Афанасия обнаруживают его удивительное портретное сходство с преподобным, облик которого воссоздан экспертами на основе исследования мощей. Нам рассказали, что этот человек унаследовал от славного предка не только внешность, но и могучую силу. Среди сельчан сохранилось предание о том, как он, щадя свою лошадь, сам впрягался в телегу и затаскивал ее на гору. Афанасию даже запрещали участвовать в кулачных боях, чтобы он кого-нибудь не убил или не покалечил.

И в настоящее время в Карачарове проживают потомки преподобного Илии. Предания указывают разные места расположения дома родителей святого. По одной версии, современные Гущины живут как раз на его месте, а по другой, строение находилось вблизи источников, ныне освященных в честь преподобного, которые мы также посетили, испив целебной воды и окунувшись в купели.

А следующим местом нашего паломничества стало село Лазарево, куда не так давно были возвращены мощи святой праведной Иулиании, долгое время пребывавшие в Николо-Набережном храме Мурома.

Святая Иулиания родилась около 1530 года в дворянской семье Недюревых. Осиротев в шестилетнем возрасте, она осталась на попечении своей бабушки, вместе с которой они и перебрались в Муром. В 16 лет ее выдали замуж за боярина Георгия Осорьина, владельца Лазарева; в этом селе и прошла вся жизнь святой, явившей образ высокого подвижничества в миру.

Иулиания примерно вела домашнее хозяйство, до старости почитала и покоила свекра и свекровь, со всеми была кроткой и приветливой. Свои душевные и физические силы, стремления она полагала только на исполнение заповедей Божиих о любви к Нему, Отцу Небесному, и ближним. Подвижница помогала нуждающимся, а в свободное время молилась дома или в храме. У Георгия и Иулиании родилось десять сыновей и три дочери, однако из всех детей материнскую старость застали только четверо, остальные чада умерли во младенчестве, двоих сыновей убили. Праведная Иулиания мужественно перенесла эти утраты, и после смерти второго сына они с мужем решили жить как брат с сестрой. Святая усугубила свои подвиги, отводя на сон всего три часа в сутки, строго постясь и преуспевая в умном делании. Бесовские страхования она отгоняла молитвой к особо почитаемому ею святителю Николаю Чудотворцу. Христианский подвиг праведницы увенчался духовным совершенством, и Сама Божия Матерь чудесным образом засвидетельствовала местному священнику, что на Иулиании почивает Дух Святый. Дети подвижницы выросли благочестивыми христианами, а дочь впоследствии исполнила ее мечту – поступила в монастырь, где, потрудившись отведенное ей Господом время, мирно почила в схиме с именем Феодосии.

В 1601–1603 годах Русь страдала от голода. К тому времени муж Иулиании, Георгий, уже скончался. Святая раздала все их имение бедным, оставив себе лишь самое необходимое, и отпустила слуг. Однако некоторые из них не пожелали расставаться со своей госпожой, и Иулиания просила их собирать лебеду и сама пекла из нее хлеб, который всем вкушавшим его казался намного лучше обыкновенного пшеничного.

Так, угодив Богу своим благочестивым житием, праведная Иулиания почила 2-го января (по ст. ст.) 1604 года и была похоронена в Лазареве рядом со своим супругом. Спустя десять лет, при погребении на том же месте ее сына, гроб подвижницы промыслительно приоткрылся и все увидели, что тело святой не подверглось тлению, и ощутили чудесное благоухание, а многие больные исцелились. С этого дня началось местное почитание праведницы и в дальнейшем состоялось ее прославление. Раб Божий Георгий, муж Иулиании, и ее дочь, схимонахиня Феодосия, также были причислены к лику местночтимых святых.

В настоящее время мощи праведной Иулиании почивают в Михаило-Архангельском храме Лазарева. Напротив него уже возведены современные постройки, но сохранившиеся перед ними пруды напоминают о находившейся тут когда-то помещичьей усадьбе Осорьиных.

В заключение скажем, что святая Иулиания предвосхитила подвиг любви преподобного Серафима Саровского, Оптинских Старцев, святых праведных Иоанна Кронштадтского, Алексия Мечева и других московских пастырей-старцев, в 20-е годы прошлого века созидавших своеобразные «монастыри в миру» – общины при православных храмах. Обратим внимание и на то, что почти все муромские святые – благочестивые супруги и даже целые семьи: преподобные Петр и Феврония, праведные Иулиания и Георгий и их дочь, благоверные князь Константин и княгиня Ирина с сыновьями. А преподобная Феврония и праведная Иулиания, тихо сияющие кротостью, смирением, добротой, целомудрием и любовью, – истинные образцы русской женской святости. И даже преподобный Илия, любимый герой русских детишек, персонаж наших былин и сказок, идеал мужской доблести и благочестия, – тоже семейный святой.

Из Лазарева мы вернулись в Муром, и, прощаясь с городом, заехали на берег Оки, к памятнику преподобному Илие. Святой одной рукой высоко поднял меч, в другой держит крест. Поверх монашеской рясы на нем надета кольчуга с доспехами и плащ, голову венчает шлем. Высота скульптуры вместе с постаментом составляет 21 м. Создал этот величественный образ приснопамятный скульптор-подвижник Вячеслав Михайлович Клыков.

Наше время не менее драматично, чем та эпоха, в которую жил преподобный Илия, и гениальный зодчий в его изваянии указал верные средства для победы и спасения – крест и меч. Мечом мы должны сражать врагов Бога и Родины, а крест – символ Христов, знак торжества Православной веры, дарующей нам духовные и физические силы, мужество и терпение для настоящей и предлежащей священной брани за Церковь, грядущего Царя и Отечество.

 

Александр МАЛИНИН

 

 

 

ЧУДО ||
«Ты – наследница нашего рода…»

    

Частица мощей преп. Илии Муромца
в Спасо-Преображенском
монастыре Мурома

      В начале нынешнего года у мощей преподобного Илии Муромца в Киево-Печерской лавре жительница Донецка поведала о произошедшем с ней чуде. Она страдала от сибирской язвы (злокачественный карбункул; особо опасная острая бактериальная инфекция с контактным механизмом передачи, характеризующаяся серозно-геморрагическим воспалением кожи и других органов на фоне интоксикации, – примеч. ред.). Ткани ее тела уже начали отделяться от костей; несчастная, не вставая с постели, терпела страшные боли и ожидала смерти. Однажды женщина задремала, и то ли в тонком сне, то ли в неком видении ей предстала следующая картина. Она стояла в поле, и к ней подошел древнерусский богатырь в доспехах и шлеме. Воин взял косу и стал выкашивать траву вокруг нее, из травы появлялись змеи, которые расползались в разные стороны и исчезали. Витязь ласково посмотрел на женщину и сказал: «Больше ты болеть не будешь. Господь благоволил тебя исцелить. Ты – наследница по крови нашего рода. Я – Илья Муромец. Мои мощи лежат в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры...» По пробуждении больная почувствовала облегчение. Она включила телевизор, а там как раз в это время шла передача о Киево-Печерской лавре и рассказывали о преподобном Илии. Женщина была поражена случившимся и слезно возблагодарила Бога.
     Киевлянин Георгий Поляков, ставший свидетелем ее повествования, пишет: «Это чудо подвигает задуматься о том, что нам не приходит в голову в скоротечной суете. Наше сознание пытаются погрести под нарастающим валом информационного мусора. <…> Но чудо, о котором поведала дончанка, побуждает нас вспомнить, чьи мы наследники. Мы обязаны знать, чьего мы рода и племени! Мы должны быть достойны своих святых предков и их молитв!»


Максим БОЙКО,
по материалам СМИ

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник