ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Об истинном монархическом миросозерцании

 


Памятник св. блгв. кн. Александру Невскому

в Переславле-Залесском

 


Продолжение. Начало см. в № 2 (98)

 

Предлагаемое ниже вниманию благочестивого читателя сочинение приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, которые нередко можно встретить и сегодня в книгах и статьях современных авторов.

 

2. ТОЧКА ЗРЕНИЯ АВТОРА КРИТИКИ
НА ПРИЗНАК, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ
БОГОУСТАНОВЛЕННОСТЬ
ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

 

Святой великомученик Мина, мучимый князем Пирросом, говорил: «„Аще бы ведали вы истиннаго Царя <...>, вы же, не ведуще Его, хулите и сравняете Ему своих царей тленных <...>, имже Той даде царскую честь и власть, Сам сый Господь всея твари“. Рече же ему князь: „<...> и кто есть даяй царем власть?“ <...> Отвеща мученик: „Иисус Христос, Сын Божий, всегда живый, Емуже вся, яже на небеси, и яже на земли повинуются; Той есть посаждаяй на престоле царей и царствуяй, подаяй власть и владычествуяй“» (Четьи-Минеи. М., 1852. Ч. II. Ноябрь, 11-й день).

Когда святая великомученица Екатерина предстала пред языческим царем, приносившим жертвы идолам, то поклонилась ему, воздавая царю подобающую честь, а затем сказала ему: «Познай же Единаго истиннаго Бога. <...> Сим царие царствуют и страны управляются» (Там же, 24-й день).

В жизнеописании святого благоверного князя Александра Невского говорится: «Приведен же бысть святый [Александр Невский] пред царя [Батыя], поклонися ему, глаголя: „Царю! Тебе поклонюся: Бог бо почти тебе царством, твари же (огню и идолам) не поклонюся“» (Там же. М., 1845. Август, 30-й день).

То же самое и тому же царю сказал святой мученик князь Михаил Черниговский. Принуждаемый Батыем через его вельможу поклониться огню и идолам в языческом стане, князь «дерзновенно отвеща, глаголя: „Рцы царю: тако глаголет тебе Михаил князь, раб Христов: понеже тебе, царю, вручено есть от Бога царство и слава мира сего, и нас, грех ради наших, десница Вышняго твоей власти покорила: убо должни есмы тебе, царю, кланятися и подобающую честь твоему царству воздавати, а еже Христа отврещися, и богом твоим поклонитися, да не будет: не суть бо бози, но создание“» (Там же. М., 1837. Ч. II. Сентябрь, 20-й день).

Данное мнение автора критического отзыва (о том, что богоустановленной властью надо считать только власть «Царя-помазанника, а не просто Царя единодержца или самодержца». – Примеч. ред.) является несостоятельным не только с точки зрения Священного Писания и приводимых свидетельств из Четьи-Миней. Оно содержит в себе и другой дефект. Если царская языческая власть, «как таковая», не богопоставленная и, следовательно, – власть попущенная, т. е. зло, и даже самое желание ее со стороны израильского народа было падением, грехом, то Господь не повелел бы пророку Самуилу освятить это зло, этот грех помазанием святым елеем. В таком случае ни у евреев, ни у нас не было бы Царя – Помазанника Божиего, и мы вообще не имели бы права говорить о богоустановленности власти даже и Царя-Помазанника Божиего.

Таким образом, благодаря своей неправильной мысли, выраженной в толковании библейского текста о происхождении царской власти, автор критической статьи впадает в другую несообразность и тем самым вторично разрушает православное монархическое воззрение.

Нельзя не отметить, что хотя Венчание на Царство в России началось при Великом Московском князе Иоанне III, но Таинство Миропомазания над Царями у нас стало совершаться только с XVII столетия (см.: Зызыкин М.В. Царская власть и закон о престолонаследии России. София, 1924. С. 26, 29–30, 38–39). Следовательно, согласно неправильному взгляду на Помазание святым миром, как на признак богоустановленности царской власти, пришлось бы всех Великих князей и Царей наших до указанного момента признать не имевшими богоустановленной власти.

Такая точка зрения совершенно недопустима. Еще святому князю Владимиру учители Церкви говорили: «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым – на помилование» (Там же. С. 38). В одной из стихир на стиховне службы святому равноапостольному князю Владимиру мы находим такие слова: «<...> рыдают вся лукавая воинства, видящие ветвь <...>, силою Божиею богонасажденну». А в другой стихире на стиховне о том же святом Владимире сказано: «<...> и царствует Христос Бог, обрет его яко Павла прежде, и постави князя верна на земли своей» (Минея праздничная. М., 1901. Июль, 15-й день).

В службе святому благоверному князю Александру Невскому имеются такие слова одной из литийных стихир: «Се бо царскою диадимою венча его Царь царствующим». В другой стихире на литии о нем сказано: «Воистину верный и мудрый строитель был еси, Александре, егоже постави Господь над рабы Своими, российскими народы». В икосе после кондака канона в честь святого князя Александра есть такое к нему обращение от лица Церкви: «<...> поминай стадо свое, над нимже Господь постави тя, и побори борющия ны» (Там же. Август, 30-й день).

А вот что некогда говорил преподобный Кирилл Белозерский в своем послании Московскому Великому князю Василию Димитриевичу: «Ты же сам, Бога ради, внемли себе и всему княжению твоему, в немже тя постави Дух Святый пасти люди Господния, яже стажа честною Си кровию. Якоже бо великия власти сподобился еси от Бога, толиким большим и воздаянием должен еси. Воздай же убо Благодетелю долг, святыя Его храня заповеди, всякого уклоняяся пути, ведущаго в пагубу <...>. Аще кто от бояр согрешит, не творит [вреда] всем людем, но токмо себе единому; аще же ли сам князь, – всем людем, иже под ним, сотворяет вред». И далее: «Все на тебе взыщется, понеже властель есть своим людем от Бога поставлен <...>. Аще кого видеши беседующа в церкви, и ты им возбраняй: занеже глава есть и властель от Бога поставлен иже под тобою хрестьян» (Аристов Н.Я. Хрестоматия по русской истории для изучения древнерусской жизни. Варшава, 1870. С. 134–135).

Совершая подвиг обличения Царя Иоанна Грозного, святитель Филипп говорил ему: «Государь, почти Господа, давшего тебе царское достоинство. Ты, облеченный высоким саном, должен более всего чтить Бога, от Котораго принял сан; ты – образ Божий <...>. Ты поставлен Богом, чтобы судить в правоте людей» (Бахметева А.Н. Жития святых. М., 1878. C. 47–48); «По естеству ты подобен всякому человеку, а по власти подобен Богу» (Митр. Макарий. История Русской Церкви. СПб., 1887. Т. IV. С. 306). Тому же Царю в своем послании святитель Новгородский Феодосий писал: «Пишу тебе, богоутверденный Владыко <...>. Тебе, Государю, по подобию небесной власти, небесный Царь дал скипетр земного Царства, чтобы ты учил людей хранить правду» (Там же. СПб., 1891. Т. VII. С. 465).

 

Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)

Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

 

Краткое царствование,
ознаменованное реформами

 


Феодор Алексиевич был сыном Царя Алексия Михайловича и Царицы Марии Ильиничны, старшим единокровным братом Петра I. Короткое его царствование ознаменовано некоторыми важными событиями и реформами:

– В 1678 году была проведена общая перепись населения;

– В 1679 – введено подворное обложение прямыми налогами, увеличившее податный гнет;

– для сохранения памяти предков были введены родословные книги;

– в целях централизации государственного управления некоторые смежные приказы были объединены под руководством одного лица;

– в военном деле Царь осуществил ряд мер по модернизации: в 1682 году было отменено парализовывавшее армию местничество, в связи с этим сожжены разрядные книги. Так был положен конец обычаю бояр и дворян учитывать заслуги предков при назначении на должность. Получили новое развитие полки иноземного строя;

– при Феодоре Алексиевиче произошла русско-турецкая война 1676–1681 годов (война Османского государства и союзного с ним Крымского ханства с Российским государством за украинские земли);

– под влиянием первой жены Царя, польской дворянки Агафии Грушецкой, придворный быт значительно изменился: при московском дворе впервые стали брить бороды и носить «немецкое платье»;

– будучи широко образованным человеком, в марте 1681 года Царь стал одним из создателей Типографской школы при Заиконоспасском монастыре – предтечи Славяно-греко-латинской академии.

Феодор Алексиевич скончался в возрасте 20 лет, не сделав распоряжения относительно престолонаследия. Похоронен он в Архангельском соборе Московского Кремля. Вопрос о престолонаследии вызвал волнения, разрешившиеся решением о Венчании на Царство одновременно двух Царей — малолетних Иоанна V и Петра I при регентстве их старшей сестры Софии Алексиевны.

 

По материалам:
http://n-kostomarowa.narod.ru/FedorIII.htm

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник