ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ,
О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ,
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 

ГЛАВА XII:
O СВЯТЫХ ИКОНАХ

 

 

§ 5

СВЯТЫЕ ИКОНЫ РЕВНОСТНО
БЫЛИ ЗАЩИЩАЕМЫ

 

В следующие века, когда возникло иконоборчество, Святые Отцы не только писанием, но и самым делом мужественно сопротивлялись этой ереси. В сочинении об иконах, в книгах 3 и 4, а в особенности в слове на Неделю Православия, святой Иоанн Дамаскин писал против иконоборцев, за что, по клевете еретиков, ему отсекли руку; но он получил исцеление от иконы Пречистой Богородицы. Святой Андрей Критский за иконы был обнажен, без милости бит и от отсечения ноги скончался. Святой Герман, Патриарх Цареграда, за иконы безчестно был изгнан из патриаршего дома. Святой Никифор, Патриарх Цареградский, из-за них же отошел на вечный покой ко Господу в изгнании и в крайней нужде. Святой Тарасий, Константинопольский Патриарх, при котором был Седьмой Вселенский Собор, потерпел за иконы оскорбления и много разных бедствий. Святой Мефодий, Патриарх Цареградский, за иконы скончался в нищете и в глубоком рве (о чем см. в житиях их).

Если же самые православные Патриархи столько страдали за святые иконы, то какие муки должны были вынести клирики церковные, и сколь велико должно быть число сих мучеников? В житии святого Андрея Критского сказано: «Многие твердо держались предания Святых Отец, дерзновенно сопротивлялись иконоборцам и были различно мучены; и повсюду видны были оковы, темницы и глубокие рвы, наполненные не разбойниками, не ворами или другими какими-нибудь злодеями, но епископами, священниками, иноками и другими благочестивыми людьми».

 

 

§ 6

В КАКОМ СМЫСЛЕ
СВЯТЫЕ ИКОНЫ ПОЧИТАЮТСЯ

 

Изложивши эти ясные свидетельства Ветхого и Нового Заветов о святых иконах, упомянем наконец и о том, что все, сделанное в Ветхом Завете для почитания и хваления истинного Бога, все это народ Божий имел в чести и благоговейно хранил в дому Божием. Взирая на сие, евреи покланялись Творцу Богу и в Нем полагали всю надежду. Так поступаем и мы, христиане. Образа, которые мы поставляем в честь истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы и всех святых, почитаем благоговейно; взирая на них, вспоминаем все смотрение Избавителя, нас ради соделанное, и воздавая Ему хвалу, покланяемся Ему и на Него полагаем всю надежду свою. И святых тоже благоговейно почитаем, потому что о них Иисус Христос сказал: И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им: да будут едино, якоже Мы едино есма. Аз в них, и Ты во Мне (Ин. 17, 22–23). Посему, когда взираем на иконы, изображающие Христа Господа, Пречистую Богородицу или святых, то мы как бы читаем историю Ветхого и Нового Заветов, припоминаем таким образом их и возгараемся к ним большею любовию. Но мы покланяемся не доскам, но лицам тех, которые на них изображены; взирая телесными очами на иконы, сердечные очи обращаем к тому, чей образ созерцаем; целуем их устнами, в том смысле, как и блаженный Патриарх Иаков целовал окровавленную ризу возлюбленного своего сына Иосифа; почитаем и любим священные изображения, как некогда народ ветхозаветный благочестиво почитал ковчег Моисеев, воздавая честь не древу и почитая не краски, но Того Самого, в честь и славу Которого ковчег был устроен.

 

ГЛАВА XIII:
О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ,
О ЧИСЛЕ И ВРЕМЕНИ СЛУЖБ ЦЕРКОВНЫХ

 

§ 1

ВСЯКОМУ И ВО ВСЯКОЕ
ВРЕМЯ НЕОБХОДИМО МОЛИТЬСЯ

 

К непрестанному молению обязуют нас писания пророческие и евангельские. Пророк Давид говорит: Благословлю Господа на всякое время (Пс. 33, 2). Божественный Павел учит: Непрестанно молитеся. О всем благодарите (1 Сол. 5, 17–18). Но особенно Спаситель нам повелевает: Бдите убо на всяко время молящеся (Лк. 21). Посему всякий благочестивый христианин, следуя такому учению Священного Писания, должен творить молитву умом и языком во всякое время, стоя и ходя, и должен принуждать себя к этому, ибо он приобретет тогда величайшую тишину и радость, как это опытом узнали испытавшие.

Хотя эта обязанность касается более монахов, а не людей, живущих в обществе, но долг непрестанно молиться лежит на всех; как особам священным и монашествующим, так и сущим в мире по мере сил должно приобрести навык к непрестанной молитве. Монашествующие, как на сие обрекшие себя, имеют непременный к этому долг; равным образом и лица, служащие Церкви, должны принуждать себя к непрестанной молитве Богу. И хотя бы подверглись искушениям и смятению ума; но дабы не быть уловленными от врага, должно обращаться к молитве и радоваться, обращаясь к ней. Священные лица преимущественно должны радеть о сем деле, так как они носят на себе звание апостольское, совершают все Божественные Таинства и на себе являют любовь Христову. Миряне же должны по мере сил совершать непрестанную молитву, как печать и знамение своей веры, как святыню, как убежище и прогнание всякого искушения.

Итак, всем, как посвященным, так и живущим в мире и монахам, следует, воставше от сна, памятовать о Христе, и это воспоминание Бога должно прежде всякой мысли принести, как спасительную жертву, Господу, спасшему и толико возлюбившему нас. Сверх того мы являемся и называемся христианами, облечены в Него Божественным Крещением, запечатлены Его миром, причастились и причащаемся Его Плоти и Крови, мы члены Его и храм, и Сам Он обитает в нас. А потому должны любить и помнить Его всегда.

 

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СТАТИСТИКА ||
«Евромайдан» – провокация Запада

        


      Согласно данным опроса, проведенного в начале февраля с. г. «Всероссийским центром изучения общественного мнения» (ВЦИОМ), жители России склонны характеризовать события на Украине как провокацию западных спецслужб с целью установления контроля над ситуацией в этой славянской стране.
     В частности, исследование ВЦИОМ показало, что происходящее на Украине волнует большинство наших сограждан (73%), при этом 26% респондентов сказали, что постоянно следят за политической ситуацией, а 46% периодически узнают о последних новостях. За положением дел наблюдают, в первую очередь, представители старшего поколения (78–80%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (84%).
      Почти половина опрошенных (45%) считает, что украинские акции протеста были спровоцированы западными спецслужбами. В этом уверены прежде всего респонденты старше 60 лет (49%). Каждый третий (33%) склонен предполагать, что нынешняя политическая обстановка сложилась в результате передела сфер влияния между различными кланами. Еще 22% сказали, что это попытка оппозиции совершить антиправительственный переворот. И лишь 19% полагают, что происходящее в соседнем государстве действительно можно назвать народным восстанием. Чаще других такое мнение высказывают молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (25%).
      Напомним, что преподобный Лаврентий Черниговский, великий старец, подвизавшийся в конце XIX – первой половине XX века, говорил: «Как нельзя разделить Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа – это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию, это вместе – Святая Русь».


Максим БОЙКО,
по материалам сайта http://wciom.ru

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник