ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Доброе слово и злых добрыми творит

 



Отчего это, братие, так мало обращается язычников в нашу веру и отчего так немного из раскола переходят в Православие? Оттого, что мы часто забываем, что зла злом остановить и пресечь невозможно и что зло может быть оставлено и пресечено только добром.

Святой Аврамий жил между язычниками, из которых одни оскорбляли его и понуждали уйти от них, а иные весьма досаждали ему постоянными просьбами о помощи. Аврамий тем, что получал от православных, делился с ними и чрез это освобождался от ругательных мучений. И чем же кончилось? Язычники, пораженные человеколюбием святого, построили христианскую церковь и сами все сделались христианами, а Аврамия умолили быть у них священником. Так кротость и незлобие победили зло и ненависть и умножили стадо Христово!

Другой пример: раз преподобный Макарий шел с одним учеником в гору Нитрийскую, и, когда они уже приближались к ней, Макарий сказал ученику: «Ступай впереди меня, а я после приду». Ученик пошел и, встретив на пути идольского жреца, несшего бремя дров, закричал ему: «Послушай, послушай, демон, куда идешь?!» Жрец рассердился и так избил монаха, что тот остался лежать на дороге едва живым.

Вскоре встретил того же жреца преподобный Макарий и сказал ему: «Спасайся, трудолюбие, спасайся!» Жрец спросил: «Что ты увидел во мне доброго, что так приветствуешь меня?» Святой отвечал: «Потому так приветствую тебя, что вижу тебя труждающимся». Жрец сказал: «Умилился я, отче, твоими словами и познал, что ты человек Божий. Вот другой монах, встретившись со мной, обругал меня, и за это я избил его до смерти». И с этими словами жрец пал к ногам преподобного и воскликнул: «До тех пор не оставлю тебя, пока не сделаешь меня христианином, а потом – иноком», – и пошел за Макарием.

Оба они пришли к избитому ученику и, поднявши его, понесли к церкви. Когда же иноки Нитрийские увидали с Макарием идольского жреца, то весьма удивились; а потом крестили последнего и сделали иноком. Вскоре же по крещении жреца, последуя примеру его, крестились и многие из язычников. И после сего преподобный говорил: «Знайте, что злое слово и добрых делает злыми; а доброе слово, наоборот, и злых добрыми творит».

Из приведенных двух повествований ясным становится, что подлинно зла злом остановить и пресечь невозможно и что зло может быть остановлено и пресечено только добром. Да, так оно и на самом деле есть. Возьмем в пример хоть бы раскольников. Чем большею частию кончаются беседы о вере у православных с ними? Не только взаимным непримирением, но и большею неприязненностью и ожесточением друг против друга. А отчего? Оттого, что раскольники при беседе о вере почти всегда полны гордости, самомнения и злобы против нас. Какому же тут быть торжеству и разъяснению истины? Да, повторим, поистине зла злом остановить и пресечь невозможно, и зло одним только добром остановлено и пресечено быть может. Аминь.

 

Протоиерей Виктор ГУРЬЕВ
Пролог в поучениях. М., 1912.

 

 

 

Проповедь мученика

 

Святой Власий жил в Кесарии Каппадокийской и был пастухом. Когда во время гонения стали искать христиан, он, услышав об этом, добровольно отдался в руки мучителей, которые растянули его и били воловьими жилами.

Но Бог исцелил мученика от ран. Тогда, не поверив в чудо, правитель повелел бросить его в котел с кипящей водой. К всеобщему изумлению Власий остался невредимым и, стоя в кипятке, говорил с окружавшим его народом, ибо явившиеся ангелы хранили святого.

Когда по приказу правителя к мученику пришли воины, чтобы вынуть его из котла, они увидели Власия поющим вместе с ангелами и уверовали во Христа. Узнав об этом, правитель послал других воинов, но и те, став свидетелями чуда Божия, сделались христианами. Наконец гонитель сам явился на место мучения и воочию узрел святого, стоящего в котле с кипятком и веселящегося. Он подумал, что вода остыла, и умыл в ней свое лицо, но сильно обжегся и умер.
Обратив таким образом ко Христу многих язычников, святой Власий помолился Богу и предал Ему свою святую душу. Бывшие при кончине мученика видели голубя, воспарившего над его телом. А пастушеский жезл Власия, воткнутый в землю, вырос в огромное дерево, покрывшее своими ветвями алтарь церкви, построенной над мощами святого.

 

Православное
семейное чтение. М., 1999.

 

 

 

 

2 / 15 февраля. Суббота.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

 

3 / 16 февраля. Неделя о блудном сыне.

Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноап. Николая, архиеп. Японского (1912). Сщмчч. Иоанна, Тимофея, Адриана, Василия пресвитеров и прмч. Владимира и Михаила (1938). Прор. Азарии (X в. до Р.Х.). Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мч. Власия Кесарийского, пастуха (III). Мчч. Адриана и Еввула (ок. 308–309). Блгв. кн. Романа Угличского (1285). Свт. Симеона, еп. Полоцкого, еп. Тверского (1289).

 

4 / 17 февраля. Понедельник.

Преп. Исидора Пелусиота (ок. 436–440). Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Преп. Кирилла Новоезерского (1532). Сщмч. Мефодия, еп. Петропавловского (1921). Сщмчч. Евстафия, Иоанна, Александра, Сергия, Иоанна, Феодора, Александра, Николая, Алексия, Александра, Аркадия, Бориса, Михаила, Николая, Алексия, Андрея, Димитрия, Иоанна, Петра пресвитеров, прмчч. Серафима и Феодосия, прмцц. Рафаилы и Анны, Екатерины; мчч. Иоанна, Василия, Димитрия, Феодора и Димитрия (1938). Мч. Иадора (III). Сщмч. Авраамия, еп. Арвильского (ок. 344–347). Преп. Николая исп., игумена Студийского (868). Препп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV).

 

5 / 18 февраля. Вторник.

Мц. Агафии (251). Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1696). Прмц. Александры, мч. Михаила (1942). Мц. Феодулии и мчч. Елладия, Макария, Евагрия (ок. 304). Елецко-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой «Взыскание погибших» икон Божией Матери.

 

6 / 19 февраля. Среда.

Преп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Сщмч. Димитрия пресвитера и мч. Анатолия (1921). Сщмч. Василия пресвитера (1930); сщмч. Александра пресвитера (1938). Мцц. Дорофеи девы, жен Христины, Каллисты и мч. Феофила (288–300). Мц. Фавсты девы и мчч. Евиласия и Максима (305–311). Мч. Иулиана, иже от Емисы (312). Препп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Свт. Фотия, Патриарха Константинопольского (891). Мцц. дев Марфы, Марии и брата их, прмч. Ликариона отрока.

 

7 / 20 февраля. Четверг.

Преп. Парфения, еп. Лампсакийского (IV). Преп. Луки Елладского (ок. 946). Сщмч. Александра пресвитера (1938), сщмч. Алексея пресвитера (1942). Мчч. 1003 Никомидийских (303).

 

8 / 21 февраля. Пятница.

Вмч. Феодора Стратилата (319). Прор. Захарии Серповидца из 12-ти (ок. 520 до Р.Х.). Сщмчч. Симеона, Андрея и Сергия и Петра пресвитера (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942). Свт. Саввы II, архиеп. Сербского (1269).

 

9 / 22 февраля. Суббота.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Отдание праздника Сретения Господня. Мч. Никифора из Антиохии Сирской (ок. 257). Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1805). Сщмч. Василия пресвитера (1930). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938). Обретение мощей свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Сщмчч. Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского, и Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Преп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Препп. Геннадия (ок. 1516) и Никифора (1557) Важеезерских. Поминовение усопших.

 

10 / 23 февраля. Неделя мясопустная, о Страшном суде.

Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и трех мучениц (202). Сщмчч. Петра и Валериана пресвитеров (1930). Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы (308). Блгв. кн. Анны Новгородской (1056). Прохора Лебедника, Печерского (1107). Преп. Лонгина Коряжемского (1540). Св. Галины (III). Иконы Божией Матери «Огневидная». Заговенье на мясо.

 

11 / 24 февраля. Понедельник. Седмица сырная (масленица) – сплошная.

Сщмч. Власия, еп. Севастийского, и с ним двух отроков и семи жен (ок. 316). Преп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Блгв. кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского (1138). Прав. Феодоры, Царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).

 

12 / 25 февраля. Вторник.

Иверской иконы Божией Матери. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского (381). Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1378). Преп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI). Свт. Антония, Патриарха Константинопольского (895). Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского (1840).

 

13 / 26 февраля. Среда.

Преп. Мартиниана (V). Сщмч. Василия и Гавриила пресвитеров (1919). Сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (1920). Сщмчч. Зосимы, Николая, Василия, Иоанна, Леонтия, Владимира, Парфения, Иоанна, Иоанна, Михаила пресвитера и Евгения диакона, мч. Павла; прмцц. Анны, Веры и Ирины (1938). Препп. Зои и Фотинии (Светланы) (V). Преп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607–608). Преп. Стефана, в иночестве Симеона, Царя Сербского, Мироточивого (1200).

 

14 / 27 февраля. Четверг.

Преп. Авксентия (ок. 470). Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869). Сщмч. Онисима, еп. Тульского (1937); сщмч. Трифона диакона (1938). Преп. Исаакия, затворника Печерского (ок. 1090). Преп. Марона, пустынника Сирийского (ок. 433). Свт. Авраамия, еп. Каррийского (V). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской лавры (XI). Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578). Преп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.) (празднование в четверг сырной седмицы).

 

15 / 28 февраля. Пятница.

Ап. от 70-ти Онисима (ок. 109). Сщмчч. Михаила и Иоанна пресвитера (1930). Сщмчч. Николая, Алексия, Алексия пресвитеров, Симеона диакона, прмч. Петра и прмц. Софии (1938). Преп. Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Преп. Евсевия, пустынника Сирийского (V). Преп. Пафнутия, затворника Печерского (XIII). Виленской (перенесение в Вильно в 1495 г.) и Далматской (1646) икон Божией Матери.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник