ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПРОТИВ РАСКОЛА ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Смирение и терпение – на все победа»

 




Сегодня в некоторых патриотических СМИ в качестве духовно авторитетного мнения по вопросам противления экуменизму и глобализации приводятся ответы, выступления, обращения и проповеди отца Евстратия (Филиппова). Этот иеромонах позиционирует себя «священником РПЦ МП, применившим вторую половину 15-го Правила Двукратного Константинопольского собора», то есть как бы канонически, законно не поминающим Патриарха. Его некоторые материалы так и подписаны: «движение непоминающих в РПЦ МП». При этом он призывает всех священнослужителей и мирян, ревнующих о чистоте Православной веры, следовать его примеру, убеждая, что это необходимо для душевного спасения и пользы Церкви, а пастырей, возносящих за богослужениями имя Предстоятеля, обвиняет в трусости.

Мы попросили иеромонаха Петра (Семенова) прокомментировать взгляды отца Евстратия, высказанные им публично и растиражированные в сети Интернет.

 

– В своих выступлениях иеромонах Евстратий уделяет особое внимание итоговому документу Саммита мировых религиозных лидеров, состоявшегося в 2006 году в Москве, в котором говорится о некоем «едином Всевышнем» у православных, католиков, иудеев, магометан, буддистов… Батюшка, что Вы можете сказать по поводу этого документа?

– В послании прошедшего в 2006 году Всемирного саммита религиозных лидеров, подписанном главами и делегатами христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин из 49-ти стран, говорится: «…Будем помогать друг другу и всем благонамеренным людям в созидании лучшего будущего для всечеловеческой семьи. Будем хранить мир, заповеданный Всевышним!» Между тем святой апостол Иоанн Богослов пишет: Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин. 5, 23). А иудеи, магометане и буддисты не почитают Иисуса Христа Господом. Католики же и протестанты исказили православное вероучение и не чтут должным образом Святаго Духа, Божию Матерь, святых… То есть слова о якобы одном для всех религий и конфессий «Всевышнем», об общих нравственных ценностях входят в явное противоречие со Словом Божиим, являющимся для нас непререкаемым авторитетом. К сожалению, на Поместном и Архиерейских соборах Русской Православной Церкви пока не последовало богословской оценки и опровержения данного документа. Но многие священнослужители и миряне не раз заявляли – в частности, через нашу газету и другие патриотические СМИ, – что не согласны с подобными утверждениями. Убежден, что большинство чад Русской Православной Церкви не разделяют тезисов послания экуменического Саммита и не верят в «единого Всевышнего».

 

– Из факта поминовения духовенством за богослужениями Патриарха Кирилла, подпись которого стоит под посланием Всемирного саммита религиозных лидеров (на момент Саммита Патриарх был еще митрополитом Калининградским и Смоленским. – Примеч. ред.), иеромонах Евстратий делает вывод, что все чада Русской Православной Церкви несут ответственность за это еретическое учение. Насколько оправдана такая точка зрения?

– Думаю, здесь батюшка погорячился. Люди, не согласные с экуменическим лжеучением, не участвующие в экуменическом движении и не совершающие с еретиками совместных молитв и других действий, идущих в разрез с канонами Православной Церкви, однозначно не несут за это ответственности. Разве повинен в отступничестве некоторых священнослужителей протоиерей Анатолий Чибрик, со своими духовными чадами открыто обратившийся к Патриарху с призывом объяснить или опровергнуть факты, вызывающие смущение у православных? Повинен ли в этом иеросхимонах Рафаил (Берестов), ездивший в Троице-Сергиеву лавру на переговоры со священноначалием по вопросу участия православных в ВСЦ (экуменическая организация «Всемирный совет церквей». – Примеч. ред.)? А кто может вменить в вину веру в «единого Всевышнего» братии Почаевской лавры, Оптиной Пустыни и других наших святых обителей, где в проповедях с церковных амвонов обличается ересь экуменизма, где учат твердо стоять в истине Православия? Эти и многие другие священнослужители показывают нам пример, как должно ревновать о чистоте правой веры, не уклоняясь в раскол.

В нашей Церкви есть священники, претерпевающие не менее серьезные гонения и еще более несправедливые прещения, чем отец Евстратий (Филиппов). Но они не уходят из своих монастырей и не оставляют приходов, не прекращают участвовать в богослужениях, на которых поминается Патриарх и их епархиальный архиерей. А отец Вениамин (имя отца Евстратия до пострига. – Примеч. ред.) не понес наложенного на него запрета. Я его не сужу, все мы немощны. Но мне более импонирует исповедническая смиренная стойкость батюшек, выдерживающих все притеснения и остающихся при этом в лоне Церкви.

 

– Иеромонах Евстратий говорит, что единственный выход из сложившейся сейчас тяжелой ситуации в нашей Церкви (имеются в виду распространение экуменизма и модернизма, попытки русификации богослужений, навязывание нового календарного стиля и т. д.) – это прекращение поминовения еретичествующих архиереев. Действительно ли это выход?

– Святые Отцы наставляли: «Смирение и терпение – на все победа». Святитель Иоанн Златоуст, которого также несправедливо запретили в священнослужении, смиренно подчинился этому, и Господь его вознес, а гонителей сурово покарал. Путь Святых Отцов – это единственный верный выход из всех затруднительных положений.

 

– Справедливы ли ссылки иеромонаха Евстратия на примеры святых Максима Исповедника, Марка Ефесского, Феодора Студита, отошедших от еретичествующих Патриархов, а также на наших новых мучеников – святителей Серафима (Звездинского) и Кирилла (Казанского), в свое время не поминавших митрополита Сергия (Страгородского)?

– Преподобный Максим Исповедник прекратил поминовение Константинопольского Патриарха-еретика, но вступил в общение со святителем Мартином, Патриархом Римским. Вместе они собрали Собор и предали ересь анафеме. Во времена преподобного Феодора Студита опять же погрешил Константинопольский Патриарх, но все остальные Патриархи пребывали в правой вере. Что касается Ферраро-Флорентийского собора, то на нем Патриарх Иосиф Константинопольский и все греческие иерархи подписали унию с католиками, но Восточные Патриархи предали их анафеме. А святитель Марк Ефесский, между прочим, был на этом соборе экзархом, если мне не изменяет память, Иерусалимского и Антиохийского Патриархов. Разумеется, он поминал кого-либо из них или их обоих.

Также и наши новомученики и исповедники Российские: они не поминали митрополита Сергия, но возносили имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), священномученика, заместителем которого был митрополит Сергий.

 

– Отец Евстратий (Филиппов) о себе и своих единомышленниках говорит так: «Что касается нашей группы, мы из Московской Патриархии не выходили и считаем себя находящимися в Русской Православной Церкви, а 15-е Правило применили к еретичествующим и остаемся в своих епархиях и другим предлагаем, а еретиков – не поминать». Так остаются или нет он и его последователи в лоне Русской Православной Церкви?

– Дети, играя, нередко представляют себя принцами и принцессами, наряжаются, надевают сделанные из фольги бумажные короны; они весьма похожи на королевских особ, однако это не значит, что они ими являются на самом деле. То же можно сказать и о всех «пастырях», под разными предлогами совершающих свое служение вне Церкви. У меня нет никакого неприязненного чувства к отцу Евстратию (Филиппову). Мне жаль, что он оставил свою паству и вышел из нашей Церкви, но факт остается фактом: еще в 2008-м году он был лишен священного сана, однако проигнорировал указ Тульского архиерея и продолжил служить. Возникает вопрос: в какой же Церкви он служит? Такого не бывает, чтобы существовало два истинных церковных общества, не пребывающих в Евхаристическом общении. По данной причине иеромонах Евстратий не находится в Русской Православной Церкви, как бы он себя ни называл и кем бы себя ни считал. Монашество, возможно, он принял, уже будучи под запретом, поэтому возникают серьезные вопросы и с действительностью его пострига. По сути его путь – это путь владыки Диомида (Дзюбана), с тем лишь отличием, что тот явно порвал общение с Церковью, а отец Вениамин Филиппов утверждает, что до сих пор пребывает в ее ограде. Но надо смотреть не по словам, а по поступкам.

 

– Что сейчас происходит с владыкой Диомидом?

– Мне рассказывали, что он проживает на территории какой-то воинской части. Сначала он единолично, вопреки церковным канонам, «рукоположил во епископа» своего брата Феофила. Потом они «рукоположили во епископа» некоего Корнилия (Радченко). Затем Корнилия осудили. Сейчас, вроде бы, и с братом разругались. Очевидно, что это путь тупиковый, хотя внешне он, вроде бы, идет в согласии с 15-м правилом Двукратного Собора. Посмотрите на пример Святой Горы Афон. Думаю, что там собрались не самые теплохладные православные христиане. У них тоже есть поминающие и не поминающие Константинопольского Патриарха, который, надо сказать, гораздо либеральнее Патриарха Кирилла и даже служил вместе с папой римским. Но в рядах непоминающих нет единства. Там до двадцати различных толков непоминающих, которые враждуют не только с поминающими, но и друг с другом. Это явный признак отсутствия благодати. Зачем же нам наступать на те же грабли, повторяя чужие ошибки?

 

– В своем обращении к клирикам Тульской епархии отец Евстратий (Филиппов) напоминает им слова архиепископа Феофана Полтавского о том, что грядущий Царь уберет всех неистинных, еретичествующих архиереев, и призывает священников не поминать Патриарха, чтобы не попасть в их число...

– Если вдуматься, это пророчество лишь подтверждает ошибочность действий отца Евстратия и правоту православных, которые не уходят в раскол. Здесь владыка Феофан пророчествует, что в Церкви будут еретичествующие архиереи. И у нас, в Русской Православной Церкви Московского Патриархата, действительно есть иерархи, разделяющие экуменическое лжеучение, хотя пока они и не осуждены соборно. Значит, он говорит именно о нашей Церкви, а не о «зарубежниках» или «катакомбниках», «архиереи» которых не участвуют в экуменических контактах. И он называет ее Церковью. Следовательно, те, кто от нее отделяются, совершают ошибку. Я верю, что порядок в нашей Церкви наведет грядущий Царь, а не те, кто уходит в «непомин» или еще куда-то. Так давайте проявим терпение и подождем Царя.

 

– Батюшка, что Вы в заключение нашей беседы можете посоветовать верующим, ревнующим о чистоте Православия?

– Господь попустил нам жить в это время. Сейчас все верные чада Христовы испытывают те или иные скорби. Это и есть наши страдания за Христа, которые Он нам послал для достижения Царства Небесного. Но они не будут продолжаться до безконечности. Господь знает наши силы и выше сил не пошлет нам испытаний. Святые Отцы говорят, что преуспеяние в терпении главным образом зависит от Господа. Поэтому надо просить у Него помощи в стяжании этой добродетели. И надо молиться, чтобы Господь умудрил нас и помог не уклониться ни в раскол, ни в еретическое мудрование.

 

Беседовал Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник