ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Постоим за Святую Троицу!»

 


Довмонтов город – укрепленная каменными стенами
и башнями территория, примыкающая с юга к
Псковскому кремлю (названа по имени князя Довмонта)

 

Литовский князь Довмонт, ревностный язычник, живший в XIII веке, вынужден был, спасаясь от междоусобиц князей, оставить свою родину и с 300-ми литовских семей прийти во Псков. Здесь он познал Православную веру, и Божия благодать коснулась его души. Он крестился со всеми своими ближними и получил в Крещении имя Тимофей, но в памяти народной и церковной остался со своим первым именем – Довмонт.

Уже через год за доблесть и благочестие псковичи избрали его своим князем. И он тридцать три года управлял городом, пользуясь почитанием и любовью всего народа. Князь был справедлив и строго следил за правосудием других. Он щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники и покровительствовал храмам и монастырям.

Благоверный Довмонт много и успешно воевал, защищая псковскую землю и всю Русь от вражеских нападений. Перед каждой битвой он приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал его от духовника вместе с благословением. Идя в бой, он говорил своим воинам: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар – тот мне отец, кто молод – тот брат. Постоим за Святую Троицу!»

Он мирно скончался и был погребен в Троицком соборе города Пскова, а вскоре благодарные псковичи уже почитали благоверного князя Довмонта как святого, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Когда более ста тысяч немцев осадили Псков, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите покров с гроба моего, обнесите его три раза с крестным ходом вокруг города и не бойтесь». Псковичи так и сделали, и немцы отступили.

 

Православное
семейное чтение. М., 1999.

 

 

 

Смиренный целитель

 

Преподобный Агапит, ученик преподобного Антония Печерского, не имел никакой собственности, кроме одежды, которую носил, и посуды, в которой варил себе пищу. Поэтому он, уходя, никогда не запирал своей кельи; украсть у него было нечего.

Питался он вареной травой и эту же траву давал больным, которые просили у него исцеления, ибо он имел от Бога этот дар и молитвой исцелял всякие недуги, траву же давал только для виду, чтобы люди не превозносили его как Святого. Но слава о преподобном Агапите быстро распространилась в народе, и когда князь Владимир Мономах тяжело заболел, он послал за Преподобным в надежде получить чудесное исцеление, ибо все известные врачи предрекали князю скорую смерть. Преподобный же не хотел идти сам, ибо никогда не выходил из монастыря для врачевания, и говорил: «Если я пойду для этого дела к князю, то и ко всем должен идти». Но, по мольбам князя, он послал ему своей вареной травы, и лишь только князь вкусил ее, как тотчас получил полное исцеление по молитвам преподобного Агапита.

Тогда же в Киеве жил один великий врач, армянин. Он по одному взгляду на больного определял, выздоровеет тот или нет, и для всякого умирающего с точностью мог назвать день кончины. Но некоторые больные, которым он предрек скорую смерть, получили через преподобного Агапита полное исцеление. Одержимый завистью, армянин решил убить Преподобного и подал ему однажды питье с примесью яда. Но Святой перекрестил питье перед тем, как выпить, и остался совершенно невредимым.

Когда сам Агапит заболел и приближался к смерти, армянин пришел к нему и, взяв за руку, сказал: «На третий день ты умрешь. Если же не так, то я изменю жизнь мою и сам стану монахом».

На это Святой ответил: «Так вот способ твоего врачевания: больше говорить о смерти, чем о помощи! Если ты искусен, дай мне жизнь; если не можешь, зачем осуждаешь меня на смерть в третий день, когда Бог известил меня, что я отойду к Нему только через три месяца?»

И сбылось слово преподобного Агапита: он выздоровел, а через три месяца, немного поболев, преставился к жизни вечной. После этого врач-армянин пришел к игумену Печерского монастыря и сказал: «Мне явился блаженный Агапит и велел стать монахом; иначе, сказал он, я погублю жизнь и душу. Я верую, что он свят и, если бы хотел дольше жить на земле, то дал бы ему Бог просимое, но он сам стремился в Царство Небесное. Я хочу скорее исполнить повеление святого мужа: принять Православие и сделаться иноком». Игумен исполнил желание армянина, и он, богоугодно пожив в Киево-Печерском монастыре, принял блаженную кончину и соединился со святым Агапитом в жизни вечной. Аминь.

 

Православное
семейное чтение. М., 1999.

 

 

 

19 мая / 1 июня. Пятница.

Отдание праздника Вознесения Господня. Сщмчч. Патрикия, еп. Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Преп. Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Блгв. вел. кн. Димитрия Донского (1389). Сщмч. Виктора (1937); сщмчч. Антония, еп. Белгородского, и с ним Митрофана, Александра, Михаила, Матфея, Ипполита, Николая, Василия, Николая, Максима, Александра, Павла, Павла пресвитеров и мчч. Михаила и Георгия (1938); сщмч. Онуфрия, архиеп. Курского (1938); прмч. Валентина (1940). Преп. Корнилия, иг. Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Преп. Сергия Шухтомского (1609). Мч. Калуфа Египтянина (284–303). Преп. Иоанна, еп. Готфского (790).

 

20 мая / 2 июня. Суббота.

Троицкая родительская суббота (память совершаем от века всех усопших православных христиан, отец и братий наших). Мчч. Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284). Обретение мощей свт. Московского Алексия, всея Руси чудотворца (1431). Блгв. кн. Довмонта, во святом Крещении Тимофея, Псковского (1299). Мч. Аскалона (ок. 287). Препп. Завулона и Сосанны, родителей равноап. Нины.

 

21 мая / 3 июня. Неделя 8-я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА.

Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Равноапп. Царя Константина (337) и матери его Царицы Елены (327). Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998). Преп. Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504). Собор Карельских святых. Собор Уфимских святых. Собор мучеников Холмских и Подляшских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 19 мая). Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634).

 

22 мая / 4 июня. Понедельник. Седмица 1-я по Пятидесятнице.

ДЕНЬ СВЯТАГО ДУХА. Мч. Василиска (ок. 308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). Сщмч. Михаила пресвитера (1942). Память Второго Вселенского Собора (381). Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери (переходящее празднования в День Святого Духа).

 

23 мая / 5 июня. Вторник.

Преп. Михаила исп., еп. Синадского (821). Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Преп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Преп. Паисия Галичского (1460). Прмч. Михаила черноризца (IX).

 

24 мая / 6 июня. Среда.

Преп. Симеона, столпника на Дивной горе (596). Преп. Никиты, столпника Переславльского (1186). Блж. Ксении Петербургской (прославление 1988). Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста и с ними 1218-ти воинов с женами и детьми (ок. 218).

 

25 мая / 7 июня. Четверг.

Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850). Прмч. Тавриона (1939). Свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского (1857). Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», Корецкой (1622) (переходящее празднование в четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице).

 

26 мая / 8 июня. Пятница.

Aпп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Мч. Георгия Нового (1515). Обретение мощей преп. Макария Калязинского (1521). Мчч. Аверкия и Елены (I). Преп. Иоанна Психаита, исп. (IX).

 

27 мая / 9 июня. Суббота.

Отдание праздника Пятидесятницы. Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей преп. Нила Столобенского (1667). Преп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Преп. Ферапонта Монзенского. Прав. Иоанна Русского, исп. (1730). Мчч. Феодоры девы и Дидима воина (304).

 

28 мая / 10 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.

Преп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Преп. Елены Дивеевской (1832). Прмчч. Макария, Дионисия, сщмч. Николая диакона, мчч. Игнатия и Петра (1931); преп. Ираклия исп. (1936); прмц. Гермогены (1942). Сщмч. Евтихия, еп. Мелитинского (I). Мц. Еликониды (244). Сщмч. Елладия еп. (VI–VII). Икон Божией Матери: «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая стена» (переходящее празднования в Неделю Всех святых), Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350).
Заговенье на Петров пост.

 

29 мая / 11 июня. Понедельник. Седмица 2-я по Пятидесятнице.

Прмц. Феодосии девы (730). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Обретение мощей преп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (2000). Сщмч. Иоанна диакона и мч. Андрея (1938); свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961). Мц. Феодосии, девы Тирской (307–308). Память Первого Вселенского Собора (325). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных».
Начало Петрова поста.

 

30 мая / 12 июня. Вторник.

Преп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383). Сщмч. Василия пресвитера (1942).

 

31 мая / 13 июня. Среда.

Ап. от 70-ти Ерма (I). Мч. Ермия (II). Сщмч. Философа пресвитера и сыновей его мчч. Бориса и Николая (1918). Мч. Философа (III).

 

1 / 14 июня. Четверг.

Мчч. Иустина Философа и другого Иустина, и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Преп. Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Сщмч. Василия пресвитера, мц. Веры (1940). Прав. Иоанна Кронштадтского (прославление 1990). Преп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник