ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Церковь остается Святой и непорочной, пока она
исповедует истину Православия»

 

Окончание беседы с протоиереем Владиславом Озеровым

 




Продолжение. Начало см. в № 9 (57).

 

Отец Владислав, как, на Ваш взгляд, православные верующие должны относиться к священнику, проигнорировавшему наложенные на него прещения под предлогом, что они несправедливы или неканоничны? Можно ли участвовать в службах и Таинствах, которые совершает такой батюшка?

 

– Лично я бы относился с осторожностью. Если епископ несправедливо запретил в служении или лишил сана какого-то священника, он потом, безусловно, ответит за это перед Богом. Но если мы все-таки признаем, что епископ – канонически поставленное лицо, то получается, с этой точки зрения, что запрещенный священник не имеет духовной власти, благодати совершать Таинства. Поэтому я считаю, что доверяться священнику, проигнорировавшему наложенные на него прещения, очень опасно. Конечно, наше время непростое, и порой трудно судить, что на самом деле угодно Богу. Но, на мой взгляд, ревнующим о чистоте веры мирянам лучше всего причащаться и исповедоваться у священника, близкого по духу и в то же время законно совершающего свое служение, не находящегося под запретом.

Да, мы имеем предсказания старцев о том, что придет такое время, когда нельзя будет ходить в храмы, потому что произойдет действительное отступление от Православия. Но, на мой взгляд, это время еще не наступило, потому что Святая Церковь только тогда может утратить благодать, когда в своем вероучении, в своем Богослужении она (именно Церковь!) станет исповедовать ересь. Старцы в своих пророчествах связывали это отступление в первую очередь с Богослужением: с извращением Символа веры, Литургийных молитв и действий, например, Евхаристического канона и т. д., потому что именно в Богослужении выражается наше православное исповедание веры. Отдельные священники и епископы могут уклоняться от истины, падать, иметь какие-то еретические мысли и взгляды, но Церковь при этом остается Святой и непорочной, благодатной в своих Таинствах и обрядах, пока она исповедует истину Православия. Поэтому, что бы там ни говорили, сегодня в нашей Церкви совершаются благодатные Богослужения по православному чину.

А возвращаясь к проблеме ревностных священников, подпавших под прещения, мне думается, что если они, неправедно гонимые за истину, потерпят эту скорбь какое-то время, как свт. Иоанн Златоуст, то явятся настоящими исповедниками, и потом Господь все управит и, возможно, опять дарует им священническое служение и награду на Небесах. А если они пойдут противным путем, то есть не подчинятся решению епископа, вот здесь появляется реальная опасность раскольничества. Хотя еще раз подчеркиваю, что это очень сложный вопрос, и я не берусь никого судить, но просто высказываю свое мнение, а правильное оно или нет – это уж пусть каждый сам рассудит.

 

– Батюшка, а как законным образом, в соответствии с канонами Православной Церкви, священник может опротестовать наложенные на него прещения, если он считает их несправедливыми?

– Существует Церковный суд, и в случае несогласия с решением правящего архиерея священник может туда обратиться. Конечно, я понимаю, что в наше время многие не верят в успех этого предприятия, говорят, что, мол, они там (среди священноначалия) все связаны, единомысленны и потому нет никакой надежды, не будет толка... Но, с другой стороны, ведь это же путь, установленный правилами церковными, и мы должны идти именно им, а не заниматься самочинством. Поэтому, если я не согласен с прещениями и при этом не верю, что меня поймет и оправдает священноначалие, я все равно должен обратиться в высший Церковный суд с прошением разобраться в моем деле. И есть регламентирующие данную процедуру правила, каноны, потому что этот путь – традиционный для Церкви.

 

– Отец Владислав, как, по-Вашему, верующие должны относиться к тиражируемой так называемыми «желтыми» СМИ негативной информации о Патриархе и некоторых епископах Русской Православной Церкви, в частности, к скандальным сведениям об их личной жизни, а не о проступках против Православной веры и Церкви?

– Распространение такой информации неполезно и греховно, и дух, который этим движет, – дух нечистый. Помню, в начале 90-х годов (XX в., – примеч. ред.) начали поливать грязью генералов нашей Армии, говорить о каких-то дачах, которые якобы строили им солдаты, еще о чем-то… Тогда я рассуждал так: разве генерал не может себе позволить иметь дачу? К нему претензии могут быть только по одному вопросу: в нормальном ли состоянии он содержал Армию? Радел ли о своих солдатах, об их боевой подготовке? Если да, то он – хороший генерал, и пусть у него хоть десять дач будет, мне это абсолютно безразлично. А если он – плохой генерал, так за это его и обвиняйте – за то, что он Армию развалил.

Меня глубоко печалит происходящее. Люди, соблазняясь сплетнями о священноначалии, не учитывают, что враждебные нам, нашей Церкви, СМИ примешивают в свои сообщения много лжи. Распространяющие эту информацию далее, льют воду на мельницу нашим врагам, разводящим всю эту муть, – и то, что было, и еще больше – чего не было на самом деле, с одной целью – дискредитировать Церковь. Но если в очернении Церкви участвуют православные верующие, мне их просто жаль. Духовное состояние этих людей плачевно, потому что смакование чужих грехов свидетельствует прежде всего о нечистоте их собственных душ.
Я, честно говоря, даже не в курсе, по какому конкретно поводу идет шум, я что-то краем уха слышал про какую-то квартиру, но вникать не захотел. Мне приносили распечатки статей из интернета – одна наша прихожанка соблазнилась. Но я не стал смотреть и посоветовал ей: «Порви и не засоряй свой ум, душу и сердце этой грязью».

 

– Батюшка, что Вы думаете о различных так называемых «истинно-православных юрисдикциях», не имеющих общения с каноническими Православными Церквами?

– На мой взгляд, эти организации духовно опасны. Русская Православная Церковь Московского Патриархата – это законная, каноническая, признанная всеми другими Поместными Церквами и всеми Патриархами Церковь. И потому при всех существующих в ней сложностях, она, тем не менее, имеет законную, каноническую иерархию, т. е. у нас действительно правильный, чистый источник, мы – благодатная Церковь Христова. А вот источники всех этих «церквей» непонятны. В нашей Церкви совершаются истинные рукоположения, преемственность которых можно проследить вплоть до первых веков Христианства, до апостолов. А у них? Зачастую просто не ясно, когда они появились, от кого духовно родились, кто рукополагал их «священников». Поэтому лично я никогда бы не стал доверяться представителям этих «юрисдикций».

Много лет назад мне давали почитать книгу про некую «катакомбную церковь», рассказывали, что где-то на Соловках совершается служение, есть «истинный священник»… Но я, в первую очередь, был в полном недоумении от фотографии этого «пастыря». Я ожидал увидеть этакого русского батюшку с длинной бородой, усами… А на фото был запечатлен какой-то подстриженный, побритый, как католический ксендз, человек с непонятным шарфиком на шее.

Вот наглядный пример, во что могут вырождаться эти «истинно-православные юрисдикции». Но, с другой стороны, известно, что в последние времена волки будут расхищать овец Христовых, обольщая их внешним благообразием. И чаще всего раскольники имеют как раз таки весьма приятную наружность, внушающую доверие, особенно на фоне неподобающего поведения и облика некоторых священников канонической Церкви. Они пытаются прельстить верующих своих внешним, показным благочестием, но суть их от этого не меняется – они остаются раскольниками, не имеющими никакой благодати, у которых невозможно спасение.

 

– Еще один вопрос. Я несколько раз сталкивалась с людьми, отстаивающими и активно распространяющими весьма странную точку зрения – что Русская Православная Церковь в начале XX века раскололась, распалась на различные так называемые «юрисдикции» и в настоящее время существует в раздробленном виде. Приверженцы этого мнения считают, что во всех «юрисдикциях» присутствует Божественная благодать и совершаются спасительные Таинства. Кроме того, они полагают, что для того, чтобы Церковь стала сильнее, всем «юрисдикциям» необходимо объединиться, как только наступит благоприятное для этого время. У меня данная теория вызывает прямую ассоциацию с учением о Церкви деятелей экуменического движения, которые также утверждают, что Церковь Христова некогда «согрешила», разделившись на православных, католиков и протестантов, и теперь нуждается в восстановлении своего единства. Что Вы можете сказать по этому поводу?

 

 

Окончание см. на стр. 5.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник