ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО СЛОВО ПАСТЫРЯ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Необходимо проявлять духовное трезвение и осторожность во всем»

 

Протоиерей Владислав Озеров уже знаком читателям «Православного Креста»: батюшка высказывал со страниц нашей газеты свою твердую святоотеческую позицию о проектах Межсоборного присутствия относительно русификации богослужебных книг (см. №№ 13 (37), 14 (38)). На этот раз мы решили побеседовать с отцом Владиславом на не менее актуальную, на наш взгляд, тему: о духовной прелести и различных заблуждениях, нередко встречающихся сегодня у православных.

 

– Батюшка, скажите, пожалуйста, что такое духовная прелесть? Из-за чего и каким образом люди впадают в это состояние?

– По слову свт. Игнатия (Брянчанинова), хорошо знать, что мы все находимся в прелести, в состоянии духовного ослепления, потому что наличие у нас грехов и страстей показывает, что духовное зрение наше искривлено. Поэтому Святые Отцы всегда призывали не доверять себе самому, а основывать свои суждения на учении Православной Церкви. Это маяк, на который мы должны ориентироваться.

В то же время под прелестью Святые Отцы подразумевали такое состояние человека, когда он, по сути, духовно одержим. Весь ужас этого состояния в том, что человек думает, что служит Богу, находится на пути спасения, тогда как на самом деле он водится духом вражиим, его ослепляющим. Главной причиной такого состояния Святые Отцы называют гордыню, мнение о себе самом, каких-то своих духовных дарованиях, способностях при том, что сердце еще не очищено от страстей. Яркий пример духовной прелести – различные сектанты, например, «Свидетели Иеговы». Но и среди православных есть такие несчастные, причем уклонения могут быть как влево, так и вправо: принимают и либерально-обновленческие взгляды, и какие-то крайне правые, кажущиеся верными, ортодоксальными, но в действительности под видом борьбы за Православие прельщенные люди борются с Церковью.

Враг действует очень тонко, и это понуждает нас быть бдительными. Еще блаженная Матрона говорила, что «наступает время прелести», когда Господь попустит духу лестчему действовать на людей. Об этом сказано и в Священном Писании – что за то, что люди не верили Истине, Господь попустит им духа обольщения (см.: 2 Фес. 2, 11).

 

– Вы упомянули свт. Игнатия (Брянчанинова), который, говоря о прелести, в своих трудах уделяет много внимания неправильному образу молитвы, подвигам, которые человек начинает проходить самовольно, – сугубый пост, ношение вериг и т.п. Но в наши дни встречается не так много подвижников и тех, кто занимается умной молитвой, и большее распространение, на мой взгляд, получают как раз таки отклонения, связанные с общецерковными проблемами.

Например, недавно мне рассказывали, что где-то живут такие верующие, которые питаются пищевыми отходами, найденными в мусорных баках, под предлогом, что сегодня на всех продуктах ставится штрих-код, а остатки, выброшенные на помойку, его не имеют. Другой пример – знаю одну верующую женщину, которая не посещает православные храмы потому, что «у них есть ИНН». Раньше у нее был духовный отец – хороший батюшка, ортодоксальных взглядов, но сейчас она от него ушла, в разговоре его хулит, говорит: «Мне Господь показал, мне Господь открыл, кто он на самом деле»; высказывает и другие весьма странные суждения.

То есть изначально человек был против глобализации, как и миллионы других верующих, пастырей и архиереев во многих Поместных Православных Церквах, а потом в какой-то момент пришел в состояние обольщения. Как Вы думаете, батюшка, почему так произошло? Почему люди часто уклоняются, впадают в прелесть под предлогом ревности по вере?

– Есть такое выражение – ревность не по разуму, думаю, это как раз такие случаи. Но, знаете, здесь настолько все тонко, что, наверное, я побоюсь быть экспертом этих состояний и уклонений, потому что знаю сам по себе, как сложно сегодня разобраться во многих проблемах. Единственное, что могу сказать: необходимо проявлять духовное трезвение и осторожность во всем.

 

– Недоверчивость?

– Осторожность. Понимаете, лукавый умеет очень хитро использовать все наши страсти и немощи. И здесь существует опасность впасть как в ту, так и в другую крайность: или человек чрезмерно доверяет всем духовным явлениям, с ним происходящим, или, наоборот, вообще ничему не верит, даже безспорным чудесам, которые Господь являет и в наши дни. Например, Господь открывает старцам о глобализации, о тех антихристианских процессах, которые сейчас происходят во всем мире. Но некоторые, ссылаясь на свт. Игнатия (Брянчанинова), все это отвергают: лукавый так направляет их ум, что даже, казалось бы, основываясь на Святых Отцах, они отрицают истину.

Вот в этом-то и заключается опасность нашего последнего времени: человеку очень сложно разобраться, большинство из нас – люди не искушенные, невысокого духовного уровня. И уже с годами, с трудностями, с молитвами приходишь к каким-то выводам и находишь для себя ориентиры. Поэтому не хочется никого судить и осуждать, можно только пожалеть и призвать всех к духовному трезвению.

 

– Так как же быть? Как поступать, если сталкиваешься с какой-то новой информацией и не уверен, достоверна ли она, или с каким-то явлением – и не знаешь, как к нему относиться? Верить, не верить, пытаться разобраться самому, собирая информацию, спросить у духовного отца? А как быть тем, у кого нет духовного руководителя?

– Воспользоваться советами Святых Отцов: когда какие-то вещи для тебя не до конца понятны, нужно их и не принимать, и не отвергать, а просто отложить на время и молиться Богу, чтобы Он вразумил. А если есть духовный отец, настоящий наставник, которому ты доверяешь, то, конечно, необходимо обратиться к нему с этим вопросом.

Еще меня всегда настораживает такой момент: когда люди начинают навязывать другим свои идеи как единственно верные. Мы забываем, что в Священном Писании сказано, что как в теле у человека для каждого органа отведена Богом своя роль, так и в Церкви. Поэтому нельзя всех «чесать под одну гребенку»: одному, может быть, нужно молиться за весь мир в пещере, другому – Крестными ходами ходить по России, а третьему – Литургию служить. И так далее. Одному от Бога дано в молчании проводить всю свою жизнь, а другому, наоборот, благословлено не останавливаться ни на миг, язык свой смозолить, говоря о том, что сейчас происходит. Поэтому надо проявлять мудрость: каждый должен решать для себя возникающие вопросы, помня при этом, что мы можем заблуждаться, и прося Бога о вразумлении: «Господи, если я ошибаюсь, вразуми меня, открой мне глаза и направь по Своему пути, как уготовано именно мне, какова Твоя воля о моем служении в этом мире».

 

– Батюшка, я часто встречаю на некоторых православных сайтах различные споры, и в запале словесной борьбы люди доходят до ругани и взаимных оскорблений. Как Вы думаете, почему так происходит?

– У многих ревность идет от страстей, от эмоций человеческих. Вроде бы все это направлено на благо, но мы знаем такие слова: «Благими намерениями дорога выложена в ад». И это относится к ревнителям, которые потеряли в сердце любовь, а стяжали озлобленность под предлогом борьбы за Православие. Но таким людям не следует заблуждаться: Богу не нужны фанатики, Ему нужны любящие сердца. Любые действия должны исходить из любящего сердца. Фанатиков много и среди мусульман, которые тоже готовы на смерть. Но у фанатика в сердце холод. Внешне бывает не просто уловить разницу: наверное, трудно было бы различить с первого взгляда пророка Илию и какого-то фанатика, но кардинальное различие внутри: у Илии пророка в душе горел непрестанный огонь ревностной любви к Богу, а у фанатика – холод и тьма.

Об этом не надо забывать тем, кто настроен воинственно, готов даже кровь пролить за веру, за свой народ, заметьте: пролить свою кровь, а не чужую. Почему у нас благословляется воевать? Именно потому, что воин шел не кого-то убивать, а себя отдавал в жертву. Также прославляются и наши святые воины – не за убийство других, а за готовность самопожертвования. В этом и заключается Христианство. Когда Святые Отцы обличали еретиков, они делали это из любви, в том числе и к самим еретикам. А сегодня некоторые заимствуют только форму – берут слова древних Святых Отцов-обличителей, но суть-то совсем другая. Святым Отцам было жалко погибающих людей и тех, кого они соблазняли, у них болело любящее сердце. А нынешние обличители ругают оппонентов от какой-то фанатичной злобы. Это и есть самая настоящая прелесть.

Но я не хочу никому становиться судьей. Я надеюсь, что придет время возрождения Руси, Бог дарует нам православного Царя, простит и покроет нашу человеческую немощь и вразумит всех этих ревнителей, которые сегодня впадают в различные крайности.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

Окончание см. в след. номере.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник