ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«ЧАДО ПОСЛУШАНИЯ НЕ УМИРАЕТ НИКОЛИЖЕ»

 


Фото Ю. МАКАРОВА

 

На путях воцерковления у каждого верующего человека рано или поздно возникает проблема: как найти духовного наставника? Вопрос это непростой. С одной стороны, святые Отцы говорят о необходимости духовного руководства. «Дело спасения есть искусство искусств и наука наук – как же можно обойтись тут без учителя? Кто поступает таким образом, тот в самом начале пути спасительного допускает в себе расположение самое пагубное, именно: самонадеянность и самоуверенность», – пишет свт. Феофан Затворник. С другой стороны, из уст некоторых христиан приходится слышать, что наступило такое время, когда духовных наставников быть не может – вера оскудела, и потому не надо пытаться, не стоит искать... Как разрешить это противоречие? Кто такой духовный отец? Каким должен быть он сам и наше к нему отношение?.. Эти вопросы мы задали послушнику Михаилу (Зорину), насельнику одного из монастырей Русской Православной Церкви.

 

– Отец Михаил, кто такой духовный отец? Чем различаются понятия духовного отца и просто духовника?

– Духовник – это любой священник (или священномонах), которому христианин исповедует свои грехи. Духовный отец – это нечто большее, чем просто духовник. К нему приходят не только на исповедь, но обращаются за советом как житейским, так и духовным, руководством на пути спасения. Чтобы быть духовным отцом, священнику необходимо иметь духовный опыт и любовь к своим духовным чадам.

Святой апостол Павел пишет: Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. 4, 15). Это место Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский трактует так: «Объясняя, каким образом он отец им, говорит: при содействии Христа я родил вас благовествованием, то есть не себе вменяю это дело, как многие между вами, но Христу. Не сказал: я научил, но: родил, указанием на естество показывая любовь свою к ним и то, что они самые близкие ученики его, как эту мысль выражает и во всем послании».

 

– Что такое духовная связь чада с отцом? Если возможно, расскажите, пожалуйста, о ее сути.

– Связь христианина со своим духовным отцом – это опять же любовь во Христе. Как дети любят своих родителей, так и духовные чада должны любить своего духовного отца. Так же как плотские родители любят своих детей, так духовный отец должен любить своих духовных чад и даже больше. Потому что духовная любовь совершеннее плотской настолько же, насколько душа дороже тела. Эта любовь простирается за пределы земной жизни. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Священник – врач духовный; покажи ему раны, не стыдясь, искренно, откровенно, с сыновнею доверчивостью: ведь духовник – твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо Христова любовь выше плотской, естественной любви, – за тебя он должен дать ответ Богу».

 

– Среди некоторой части православных верующих бытует мнение, что настоящих духовных отцов в наше время уже просто нет и найти их невозможно. Верна ли такая точка зрения?
– Впервые сталкиваюсь с таким мнением. Возможно, вы не совсем верно передали его суть. Я встречал утверждение, что в наше время уже нет старцев. Об этом писал еще в XIX веке святитель Игнатий (Брянчанинов). Правда, он выражался не столь категорично. Он говорил, что «житие в послушании у старца не дано нашему времени». Некоторые ревнители не по разуму, ссылаясь на существование в его век преподобных Оптинских Старцев, указывают на эти слова Святителя как на пример ошибки святых Отцов. Но надо правильно понимать, о чем говорил святитель Игнатий.

Преподобный Никон Оптинский мудро решает все эти недоумения следующим образом: «Некоторые соблазняются содержанием XII и XIII глав тома 5-го, видя в них учение как бы против старчества. А некоторые и вообще настроены и предубеждены против сочинений Игнатия (Брянчанинова).

Между прочим, и в Оптиной Пустыни сочинения епископа Игнатия были у некоторых старцев не в благоволении. Причина этому такова: епископ Игнатий писал вообще для всех монастырей и монахов, и писал как раз тогда, когда в Оптиной Пустыни были великие старцы, был, так сказать, расцвет старчества, чего в огромном большинстве монастырей не было. Оптина Пустынь была в особом, исключительном положении. При наличии духовного богатства в Оптиной Пустыни сочинения еп. Игнатия не могли для ее насельников иметь того особого, важного значения, которое они имели для иноков других монастырей и даже мирян, ищущих спасения души. Неопытному новопоступившему послушнику Оптиной Пустыни они (собственно, две эти статьи) могли даже и повредить, зародив в нем мысль недоверия к старцам, и отвлечь его от простосердечного им послушания во вред своему иноческому преуспеянию. Предохраняя некоторых своих духовных детей от возможности такого явления, старцы и не советовали им читать вообще сочинения еп. Игнатия, доставляя им понимание иночества с духовной стороны своим руководством и подбором другого, преимущественно святоотеческого чтения. Но для тех, кто постоянного старца не имел (а это было в большинстве монастырей), сочинения еп. Игнатия были драгоценны. Они были драгоценны и для иноков Оптиной Пустыни, которые пользовались ими для иноческого своего назидания; они им не мешали быть в послушании у своих старцев, причем даже сами старцы указывали на них как на прекрасное руководство к пониманию истинного иноческого подвига. Читающий сочинения еп. Игнатия внимательно и без предубеждения, ясно увидит, что они и не идут против старчества, а указывают лишь на то, что ныне истинные старцы весьма оскудели, что старца найти ныне весьма трудно, и что независимо даже от того, каков старец и имеется ли он налицо – самое житие под руководством у старца стало ныне редкостью и по многим причинам весьма затруднительным или, как выражается еп. Игнатий, и не дано нашему времени, возможно лишь усвоение духа его».

Следует учитывать, что бывают и лжестарцы. Поэтому утверждение, что «в наше время старцев уже нет и найти их невозможно» с этой позиции отчасти верно, но только отчасти. Тот же святитель Игнатий говорил, что как преподобному Зосиме преподобную Марию Египетскую, в середине подвига Господь может явить подвижнику и истинного старца. Если у христианина будет достаточно терпения и «люботрудности» в поиске, то Господь и в наше время может послать человеку старца. Но все-таки с духовной точки зрения правильнее искать не чудотворцев и прозорливцев, а просто хорошего духовника.

 

– Что значит хороший духовник?

– Святитель Игнатий предлагает несколько признаков, которыми должен обладать такой священник. Он должен быть смирен, начитан в писаниях святых Отцов и сам по силам стараться следовать их учению. Если священнослужитель обладает такими качествами, тогда он может быть хорошим духовником и духовным отцом.

 

 

Современное монашество все стремится исполнять во всем свою волю. А авва Дорофей говорит: «Я не знаю монаху иного падения, как последование своей воле». Теперь совершенно забыли происшествия, подобные сему: старец принимает ученика и испытывает его сначала словами, а потом дает послушание: «Иди (чуть ли не за три версты) в Египетскую пустыню и вот эту сухую трость воткни в сухой песок и ходи туда ежедневно два раза поливать, беря воду с собой из монастыря». Тот идет и втыкает, потом начинает ее поливать. И что-то долго он ее поливать ходил, кажется, более года. Конечно, диавол ему наводил помыслы: «Ну, смотри, не глупый ли твой старец? Велел поливать сухую палку, воткнутую в раскаленный песок». А послушник отвечает: «Ладно, ладно, говори, что хочешь, а я все-таки буду поливать!» Наконец старец говорит своему ученику: «Иди и пожни плоды твоего послушания». Тот идет, приходит на обычное место, где была воткнутая трость, а на том месте прекрасный оазис. Пальмы растут, и ключ так и бьет из-под земли.

 

«Дневник послушника
Николая БЕЛЯЕВА»
(Оптинского Старца Никона)

 

 

Окончание см. на стр.5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник