ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
УРОКИ ИСТОРИИ СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

Святые братья Кирилл и Мефодий и папство

 

Окончание. Начало см. в № 23 (23)

 

В том же 880 году св. Мефодий вернулся в Моравию к своему возлюбленному Христову стаду, которому посвятил свою жизнь и за которое, следуя евангельской заповеди, положил свою душу. Видимая поддержка, оказанная ему папой, не имела никаких практических последствий. Кроме того, Иоанн VIII совершил один очень ловкий и коварный ход. Одновременно с оправданием св. Мефодия он назначил в моравскую митрополию второго епископа, хиротонисав для этой цели пресвитера Вихинга, немца по происхождению и явного и непримиримого противника св. Мефодия и его святого дела. Таким образом Иоанн VIII тайно разрушал то, чему видимо содействовал. Говорили, что новопоставленный епископ имеет негласную поддержку папы и специальные инструкции к действию. (Очевидно, сам св. Мефодий высказывал подобное мнение в письме к Иоанну VIII. Это становится ясно из сохранившегося ответа св. Мефодию, в котором папа, понятно, отрицает, что давал Вихингу такие инструкции. – Примеч. архим. С.А.). Гонения, интриги и препятствия, которые св. Мефодий и его ученики должны были претерпевать от Вихинга и его приверженцев, неисчислимы. В письме к папе св. Мефодий пытался искать его защиты, но вместо того, чтобы наказать Вихинга и вызвать его на суд, папа в своем послании от 23 марта 881 года посоветовал св. Мефодию терпеть и утешаться будущей небесной наградой. Из папского послания св. Мефодий понял, что от Рима больше нечего ожидать и в 881 году пресек общение с ним. Он отлучил от Церкви противящихся ему священников и, видя их упорство в «Филиокве» и триязычии, предал их анафеме.

 


Проповедь свв. Кирилла и Мефодия
среди болгарского народа

 

В 882 году св. Мефодий посетил Константинополь, где встретился с Патриархом Фотием и Императором Василием I Македонянином, которым был принят с особыми почестями. Нужно отметить, что в то время, не сумев захватить в свою юрисдикцию «многожеланную» Болгарию, Рим снова прервал свое общение с Константинополем. Именно по этой причине западные историки пытаются отрицать или по крайней мере замалчивают этот визит св. Мефодия в ненавистную им Византию, хотя он и упоминается в древнем житии св. Мефодия.

Из Константинополя ревностный просветитель вернулся в Моравию, чтобы продолжить свою богоугодную борьбу. Вопреки противодействию и интригам латино-немецкого духовенства, он пользовался любовью и доверием просвещаемого им народа, а также особенной преданностью более чем двухсот своих учеников, подготовленных для продолжения его дела. Однако годы миссионерской деятельности и тяжелой борьбы для защиты славянской письменности и просвещения уже подорвали его здоровье и он преселился в Небесное Отечество 6/19 апреля 885 года в моравской столице Велеграде.

Всего через несколько месяцев после смерти Святого новый папа Стефан V/VI (885–891 гг.) отправил послание к моравскому князю Святополку. В нем, после многословного изложения римских претензий о первенстве и учения об исхождении Св. Духа и от Сына, папа писал: «Мы весьма удивились, услышав, что Мефодий предан лжеучению, а не назиданию, вражде, а не миру; и если так, как мы слышали, то лжеучение его мы совершенно отвергнем. Анафема за презрение католической веры падет на главу того, кто объявил ее. <…> А божественные службы и св. таинства и священнодействия литургии, которые тот же Мефодий осмелился совершать на языке славянском, чего впредь не делать он клятвенно обещался на священнейших мощах блаженного Петра (то, что св. Мефодий давал такую клятву над гробом св. Петра в Риме, – ложь. Сама необходимость в ней была безсмысленна, так как при своем посещении Рима в 869 и 880 годах св. Мефодий получал разрешение соответственно от Адриана II и Иоанна VIII на употребление в богослужениях славянского языка. Ясно, что «непогрешимый» Стефан V/VI весьма погрешительно использовал здесь клевету на славянского просветителя. – Примеч. архим. С.А.), никоим образом впредь никто да не дерзнет совершать, отвращаясь его клятвопреступления. Ибо Божиею и нашею апостольскою властью мы запрещаем это под страхом уз проклятия…».

Итак, папство показало свое истинное лицо, которое тщательно скрывало ради осуществления своих экспансионных планов. Письмо папы Стефана V/VI послужило официальным основанием для гонений на учеников св. Мефодия. Эти гонения, начавшиеся зимой 885/886 годов, подробно описаны в житиях свв. Климента и Наума Охридских. Окованные тяжелыми веригами, брошенные в темницы, влаченные, избиваемые и продаваемые в рабство, многие из них погибали, а те, которые остались в живых, устремились к болгарским землям, ведомые Божиим промыслом и горячими молитвами св. Царя Бориса.

После анафемы Стефана V/VI еще некоторые папы подтвердили вынесенное против святых братьев и их дела осуждение: Иоанн Х, Иоанн XIII, Венедикт, Александр II и Григорий VII.

Однако в последнее время папство снова посягает на светлую память святых братьев, пытаясь использовать их в своих политических интересах и экспансионных планах. Рассчитывая на утрату исторической памяти в некоторых кругах и, не в последнюю очередь, учитывая великую любовь и почитание, которыми свв. Кирилл и Мефодий пользуются среди восточных славянских народов, Рим начал лицемерно восхвалять равноапостольных просветителей, возводить им памятники и храмы и дошел до того, что в 1880 году, кощунствуя над их памятью, провозгласил их святыми римо-католической церкви. Невольно вспоминаются слова Евангелия: горе вам <…>, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников. <…> Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков (Мф. 23, 29–31).

И все это происходит при неоспоримости того факта, что именно вследствие папских распоряжений и анафем дело святых братьев было полностью уничтожено в землях западных славян, находящихся под властью римских ересиархов. Но дело это было принято как многоценное сокровище теми славянскими народами, которые пребывали и пребывают в Православной вере. Болгария, первая получив этот Божественный дар, не только сама насладилась его дивными плодами, но, немного погодя, сделала его достоянием и новоокрещенной тогда Руси. С тех пор великое дело святых Кирилла и Мефодия стало основанием народного сознания и обширной культуры восточных славянских народов, отличающихся глубокой духовностью и возвышенностью над материальным миром. Потому что эта культура произросла, развилась и расцвела именно на непоколебимых устоях завещанного нам двумя братьями святого Православия, она есть плоть от их плоти и кость от их кости.

Итак, пусть же ныне римские папы не дерзают «евангелизировать» наш народ, принявший евангельский свет от Святых уже более 1100 лет назад (как и наш русский народ, также принявший свет Истины более 1000 лет назад. – Примеч. пер.), пусть не протягивают святотатственно свои руки к тому, что им не принадлежит ни по духу, ни исторически.

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

 

Источник: Житие святого Царя Бориса. София, 1992.
Приложение II. С. 81–96

 

 

Пример прозелитизма католиков в России

Тридцатого декабря 2010 года в экуменическом учреждении, основанном Орденом иезуитов, – «Институте философии, теологии и истории Фомы Аквинского» (негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, расположенное в Москве. Специальность выпускников – религиоведение. Находится под патронажем католической церкви и ордена иезуитов, однако принимает студентов любого вероисповедания. Назван в честь католического лжесвятого Фомы Аквинского. Образование безплатное) в Москве состоялась очередная встреча Совместной рабочей группы по рассмотрению проблем в отношениях между римско-католической и Русской Православной Церковью в России.
Во встрече приняли участие: зампредседателя ОВЦС МП иг. Филипп (Рябых), генсек Конференции католических епископов России ксендз Игорь Ковалевский, секретарь ОВЦС МП по межхристианским отношениям свящ. Димитрий Сизоненко, первый секретарь посольства Ватикана в РФ монсиньор Висвальдас Кульбокас, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским отношениям диакон Алексей Дикарев, директор культурного центра «Духовная библиотека» Жан-Франсуа Тири.
В ходе встречи была подчеркнута общность позиции по различным социально значимым вопросам.
Партнеры-экуменисты ознакомились с обновленческо-прозелитической работой иезуитского «Института философии, теологии и истории Фомы Аквинского» на московской земле, обсуждили текущие проблемы православно-католических отношений в России: вопросы, связанные с передачей имущества религиозного назначения, государственно-церковных отношений, функционированием униатских общин в России. (Лозунг «Москва для всех!» у экуменистов имеет свои особенности и звучит как «Каноническая территория Русской Православной Церкви для католиков всех обрядов!»)
Члены группы выразили благодарность папскому нунцию в Российской Федерации кардиналу Антонио Меннини за существенный вклад в развитие православно-католических отношений в России.

 

Источник: http://inform-relig.ru

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник