ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "Православный крест"
БОДРСТВУЙ! ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||


Толкование на Апокалипсис


Сегодня можно услышать много рассуждений о последних временах. Однако слово Церкви об этом сказано давно. Святые толкователи разъяснили нам Откровение святого апостола Иоанна Богослова, чтобы у нас было правильное понимание о последних временах и событиях, их сопровождающих. Мы продолжаем публикацию Толкования святителя Андрея Кесарийского на Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова.


Продолжение. Начало см. в №7 (247)


Глава 1. Статья вторая


Видение, в котором видел Одеянного в подир посреди семи златых светильников


Откр. 1, 10. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;

Откр. 1, 11. то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

Объятый Святым Духом и получив духовный слух, я услышал в чтимый более других воскресный день голос Господа, подобный трубе по своей звучности, ибо во всю землю изыде вещание их (Пс. 18, 5). Указав словами «Альфа и Омега» на Божию безначальность и безконечность, Он мне повелел поведать о виденном «семи церквам», обозначая числом семь, оканчивающимся в субботу, субботствование, то есть покой века будущего. Потому же, пишет великий Ириней, созданы Богом семь небес и семь Ангелов, которые начальствуют над другими.

Откр. 1, 12. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников

Откр. 1, 13. и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом.

Голос, слышанный апостолом, не был чувственный; на это он указывает словом «обратихся», то есть оборотился не за тем, чтобы слышать, но «видети» его, потому что слышание духовное и видение означают одно и то же. А обратившись, говорит он затем, увидел семь златых светильников (ниже они называются у него церквами) и среди них Христа, «подобна Сыну человечу» (не простой человек, но вместе и Бог!) и облеченного в подир, как вышнего Архиерея, по чину Мелхиседекову (Пс. 109, 4). Препоясан Он был поясом золотым не по бедру, как препоясываются люди для укрощения похотей (от них свободна Божественная плоть), но «при сосцу» – по груди, чтобы показать этим, что и крайние меры гнева Божественного удерживаются человеколюбием и что заветы, эти сосцы Владычнии, которыми питаются верные, препоясует истина. «Златым» пояс назван для обозначения высшего превосходства, чистоты и нескверности.

Откр. 1, 14. Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;

Хотя для нас Он и новый, но Он же и древний, или вернее – предвечный; об этом свидетельствуют Его «власи белы». Очи Его, как пламень огненный, просвещают святых и опаляют нечестивых.

Откр. 1, 15. и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи.

Григорий Назианзин разумеет под ногами домостроительство Божие, ибо ноги Его плоть суть, которою явившееся на землю Божество соделало наше спасение. Но под ногами можно разуметь и апостолов как утверждение Церкви. Халколиваном врачи считают особый благовонный фимиам, который они называют сильным и мужеским. Иначе: халк (халкос – медь) означает человеческое естество, ливан (ливанос – ладан) – Божеское, а соединенные вместе в одно слово «халколиван» – благоухание веры и неслиянное единство естеств. Еще халк означает благоухание Христова учения, а ливан – обращение язычников к Нему, поэтому и повелевается прийти Невесте (см.: Песн. 4, 8). Ноги Христа – апостолы, в пещи искушений разжженные для подражания Христу.

и голос Его, как шум вод многих.

Откр. 1, 16. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч, и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

Совершенно правильно говорит, что голос Его как глас вод многих, ибо он один и тот же у Него и у Духа, чрез Которого из чрева верующих истекают реки воды живы (см.: Ин. 7, 38) и проповедуют вслух всей земли. «Семь звезд» ниже называются Ангелами церквей. Обоюдоострым мечом указывает или на отлучение нечестивых, острейше всякого меча обоюду остра (см.: Евр. 4, 12), или на меч духовный, поражающий внутреннего человека. Лицо Его сияет, «якоже солнце», светом духовным, а не чувственным: как Солнце правды, собственною силою и властию сияет Он, а не как чувственное солнце, сотворенное и светящее лишь по Божию велению и Богодарованною силою.

Откр. 1, 17. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,

Откр. 1, 18. и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

А когда апостол «падох к ногами Его яко мертв», по свойственной человеческому естеству немощи, подобно Иисусу Навину (см.: Нав. 5, 14) и Даниилу (см.: Дан. 10, 9, 10), Христос укрепил его словами: Не бойся, потому что Я, безначальный и безконечный, пришел не умертвить тебя, но Сам был мертв ради вас и имею ключи ада и смерти, то есть смерти телесной и душевной.

Откр. 1, 19. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

Откр. 1, 20. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Истинный свет есть Христос (см.: Ин. 1, 9), и обогатившиеся Его просвещением подобны светильнику, просвещающему тьму настоящей жизни. Но собственно светильниками здесь называются церкви, ибо они обладают светилами, содержащими «слово животно», по апостолу (см.: Флп. 2, 15, 16). Название светильников и свешников золотыми указывает на честность и непорочность их веры. У каждой из церквей, говорит Господь, предстоит Ангел-хранитель. По Григорию Богослову, в данной главе церкви названы звездами образно, за их чистоту и светлость.


Глава 2. Статья третья


Открытое Ангелу Ефесской церкви


Откр. 2, 1. Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:

Говорит с церковью чрез Ангела подобно тому, как если бы кто беседовал с учениками чрез учителя. Потому что учитель, чтобы уподобить себе ученика, принимает на себя все, касающееся ученика, – ошибки и успехи его. Под семью звездами, или Ангелами, которые упоминаются блаженными Иринеем и Епифанием под именем семи небес, здесь нужно разуметь управление ангельскими чинами, держимое, как и все концы земли, в деснице Христовой, ибо по обетованию Он ходит посреди церквей и чрез святых Ангелов управляет миром.

Откр. 2, 2. знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;

Откр. 2, 3. ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

Откр. 2, 4. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

Откр. 2, 5. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела;

Хваля церковь в двух или трех отношениях, порицает и зазирает (упрекает, – примеч. ред.) ее в одном, о чем и упоминает в средине, а о похвалах – в начале и конце речи. Непоколебимость в вере, трудолюбие и оставление пороков хвалит; одобряет и то, что, не веря всякому духу (1 Ин. 4, 1), они испытывали выдававших себя за апостолов и, признав их лживыми, не принимали; хвалит и за то, что они возненавидели гнусные дела николаитов*. Порицает же и стыдит за охлаждение любви к ближнему, уменьшение благотворительности, к чему и призывает словами: «покайся, и первая дела сотвори».

а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Откр. 2, 6. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу.

Движение светильника, или церкви, означает лишение Божественной благодати, когда она подвергается волнениям и колебаниям от духов злобы и злых людей, их пособников. Под этим же движением некоторые разумеют перенесение первосвятительского престола из Ефеса в Царьград. А отчего Богу дела николаитов так ненавистны, известно всякому, кто испытал или знает по чтению эту презренную ересь.

Откр. 2, 7. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

«Имеющий ухо, да слышит». Все люди имеют телесное ухо, а духовное приобретает только человек духовный; такое имел, например, пророк Исаия (см.: Ис. 8, 5). Человеку, победившему бесовские искушения, обещает дать вкушать от древа жизни, то есть соделать причастником блаженства будущей жизни. Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол в другом месте. Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть древо живота (Притч. 3, 18), а апостол говорит о Христе, что Той есть истинный Бог и живот вечный (1 Ин. 5, 20). Если мы хотим его достигнуть, то умоляю вас исправить жизнь и победить страсти. Потому что, во всяком случае за труды последует награда по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому вместе с Отцем и Святым Духом слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.



*Николаиты суть ученики Николая, одного из семи диаконов, поставленных апостолами. Они живут развратно. Свойства их вполне обозначены в апокалипсисе Иоанна, где сказано, что они учат, что ничего нет законопреступного в нецеломудрии и в еде идоложертвенного (Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 1. Гл. XXVI, 3).


Продолжение следует


СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
©Православный крест. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник