ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "Православный крест"
ПРАВОСЛАВИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

Антиэкуменический катехизис


Этот Катехизис составлен оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Однако сам старец считал труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной пустыни, и Святой Горы Афон. Работать непосредственно над Катехизисом отец Симеон начал в 1995 году. Примерное окончание работы датировано 2000-м годом. Мы продолжаем публикацию этого актуального и необходимого труда. «О любви. Глава восемнадцатая. О расколе». Начало см. в № 12 (228).


Вопрос: Почему экуменисты проповедуют необязательность строгого соблюдения установленных Церковью постов?

Ответ: Эта лжепроповедь направлена на подрыв в людях веры. Посты были установлены Святыми Апостолами и Отцами Церкви. Говоря, будто в наши дни их соблюдение невозможно, экуменисты внушают христианам мысль о непредусмотрительности богомудрых церковных наставников, которые утвердили якобы неисполнимые правила. Но мы должны знать и вместе со святыми исповедовать: «Что учредил Господь чрез Апостолов, то прекрасно и непоколебимо пребывает» (Свт. Афанасий Великий. Творения. Ч. 2. Письмо к Драконтию).


Вопрос: Зачем экуменисты подрывают авторитет Святых Апостолов и Отцов?

Ответ: Это делается ими в рамках подготовки к объединению с еретиками и иноверцами, у которых нет таких правил, как в Православной Церкви. Если допустить, что Апостолы и Отцы ошибались в каком-либо вопросе, значит, и любые другие их установления можно объявить устаревшими и заменить новыми.


Вопрос: Почему каноны Святых Апостолов и Отцов не могут устаревать?

Ответ: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8), и потому все введенные Его учениками священные законы являются «твердыми и нерушимыми» (2-е правило Шестого Вселенского Собора), «несокрушимыми и непоколебимыми» (1-е правило Седьмого Вселенского Собора) и «непреложно свидетельствуют к уважительному соблюдению их, особенно для пастырей» (1-е правило Четвертого Вселенского Собора).


Вопрос: Как быть с тем, что сегодня многие православные не соблюдают правил Типикона о постах?

Ответ: Неисполнение членами Церкви ее постановлений – не повод к их отмене. По немощи греховной люди часто нарушают и заповеди Божии, но это не является основанием для их упразднения. Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). «Подобает служить не времени, но Господу» (Свт. Афанасий Великий. Творения. Ч. 2. Письмо к Драконтию).

В случае отступления от установленных Церковью норм христианин должен не оправдывать себя, а приносить покаяние: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1, 8–9).


Вопрос: Правда ли, что Типикон отражает строгую монашескую практику в области поста, не обязательную для мирян?

Ответ: Нет, это клевета экуменистов. Высшую меру поста показал Господь Иисус Христос, в течение 40 дней не вкушавший в пустыне никакой пищи. А в Типиконе зафиксирована наименьшая допустимая граница воздержания.

Согласно Церковному Преданию, автором Типикона является преподобный Савва Освященный, который называл свой Устав несколькими словами: «образец», «предание», «закон» (Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. Киев, 1915).

«Типикон есть не что иное, как голос Матери нашей Церкви. И к этому голосу мы должны относиться не с пренебрежением, а с безусловным и неуклонным послушанием, если хотим быть верными и преданными Святой Церкви и всем ее православным нормам» (Свт. Серафим (Соболев). Доклад на Московском Всеправославном совещании 1948 года. Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. М.,1949).


Чем еще опасны отмена и ослабление постов?

Ответ: Пост заповедан христианам Самим Господом как оружие на врагов спасения: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).

Упраздняя и ослабляя установленные Церковью посты, экуменисты покушаются лишить верующих помощи Божией в борьбе с темными силами. По слову святителя Василия Великого, «пост полезен во всякое время, потому что на постящегося не смеют нападать демоны» (Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Сергиев Посад, 1900. Ч. 4). А святитель Иоанн Златоуст называет пост «защитой души и непобедимым оружием» (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1904. Т. 10).

Кроме того, отступление от святоотеческих правил о посте лишает верующих трезвения и духовной бдительности: «Святые Отцы нарекли пост основанием всех добродетелей, потому что постом сохраняется в должной чистоте и трезвении наш ум, в должной тонкости и духовности наше сердце. Тот, кто колеблет основание добродетелей, колеблет все здание добродетелей» (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. 3-е изд. СПб., 1905).


Вопрос: Как надлежит поступать христианину, если экуменисты утвердят новые нормы в области поста?

Ответ: В таком случае следует по-прежнему соблюдать древние незыблемые правила: «„Повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29)“, – это Устав Православной Церкви, Устав вечный и неизменный, Устав всех уставов, а также вечная и неизменная ее позиция» (Преп. Иустин Челийский. Собрание творений. Т. 1. Догматика Православной Церкви).


Продолжение следует




Постимся по ТИПИКОНУ


Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Основной (палестинский) Устав предполагает следующий порядок трапезы: понедельник и вторник – полное воздержание от пищи и пития. В среду – одна трапеза после Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров: «Ядим сухоядение: пием и сок с медом». В четверг – полное воздержание от пищи и пития. В пятницу однажды в день вкушается вареная пища без масла или сухоядение. «Ядим варение с сливами без елеа и армеа (соленья и квашенья, – примеч. ред.). Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду».

Для тех, кто не может выдержать полного воздержания от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых, разрешается «хлеб и квас» во вторник после Вечерни (т.е. после 9-го часа дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует 14–15 часам). В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп (т.е. горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом».

В субботу Первой седмицы количество трапез в Типиконе специально не оговорено. В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины: «Ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение (т.е. вареная горячая пища) с елеем. Вина же испиваем красовулю (примерно 200 граммов вина; во времена рождения Типикона в монастырях употреблялось сухое вино, крепостью не более 11–12 градусов, – примеч. ред.)».

В Неделю первую Великого Поста, т.е. в воскресный день, Устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. Это же правило действует для всех остальных воскресных дней Великого Поста.

В прочих седмицах Типикон предписывает в будние дни (с поне дельника по пятницу) воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, т.е. около 15.00, и вкушать один раз в день сухоядение. В субботние и воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день.

В праздник Обретения главы святого Иоанна Предтечи (24 февраля / 8 марта) положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется.


Продолжение см.

в следующем номере


СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
©Православный крест. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник