ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "Православный крест"
АКТУАЛЬНО СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||


Церковный народ Твери не приемлет обновленчества


Вечером 20 февраля с.г. состоялась встреча митрополита Тверского и Кашинского Саввы с прихожанами кафедрального собора по вопросу церковно-славянского языка в богослужении. Этот вопрос потребовал широкого обсуждения в связи с появлением в Воскресенском соборе Твери в начале февраля последователей обновленца и реформатора о. Георгия Кочеткова, среди инициатив которого – изменение языка богослужения с церковно-славянского на русский.

В своем докладе митрополит Савва высказал мысль, что «…многие слова в богослужении являются устаревшими архаизмами в своем историческом контексте. Порой мы уже и не можем их понять, если не имеем узконаправленного образования и особых знаний лингвистики. Примеров таких слов множество. Взять хотя бы слово “ужик” (хотя правильно оно произносится как “южик” – примеч. ред.), обозначающего в переводе с церковно-славянского… сродника или родственника. Или слово “благорастворяти”, означающее удачно соединить составные части»…

Но так ли это на самом деле? Тем более церковно-славянский язык был понятен нашим предкам в то время, когда Евангелие и богослужебные тексты были переведены с греческого на славянский язык святыми просветителями Кириллом и Мефодием.

Из доклада митрополита Саввы четко прослеживается его, а вернее, Патриарха Кирилла позиция, поскольку Владыка ничего не делает без послушания первоиерарху. Эта позиция заключается в том, что церковно-славянский язык во многом непонятен людям, и потому следует его исправлять на понятный русский – пока частично. «Ведь Спаситель проповедовал на языке обыкновенном, разговорном, уличном, – продолжает митрополит Савва. – На нем все изложил, и образцовую молитву, и очевидно, больше заботился не о красоте и поэтичности Своих выражений, а о доступности и понимании простыми людьми Своего учения».

Однако Евангелие свидетельствует об обратном: Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все (ср.: Мк. 4, 33-34). Сын Божий говорил так, чтобы слышащие прислушались и видящие присмотрелись. Потому как без труда и поиска невозможно обрести истину. Ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Мф. 7, 7).

Так и с языком богослужения. Необходимо приложить немного труда, чтобы уяснить непонятные слова и места, а не переделывать их под современный жаргон.

И хотя митрополит Савва публично заверил прихожан, что более богослужений на русском языке в Тверской епархии совершаться не будет, все же очевидно его намерение в дальнейшем изменять богослужебный язык.

Также в доказательство того, что в языке существуют некие не только непонятные, но даже смутительные места, он привел цитату из Евангелия: Блаженно чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал (Лк. 11, 27). Владыка высказал свое ироничное отношение к глаголу «ссал» и рассказал, что некоторые цивилизованные и интеллигентные священники заменяют эту фразу на «сосцы, питавшие Тя». Однако история нового значения этого глагола начинается с жаргона неинтеллигентной шпаны. В этом жаргоне умышленно, во оскорбление Бога, содержится много слов, созвучных с церковно-славянскими, но имеющих кардинально другой смысл. Например, глагол «висеть» означает «быть подозреваемым», а «отверзать» означает «гадить, испражняться». Но стоит ли отказываться от древних исконно церковных слов, если они схожи с новоявленными уголовно-жаргонными измышленями?

«Пусть каждый воспринимает эти глаголы в меру своей распущенности и необразованности, – говорит прихожанин тверского собора Александр Ш. – К примеру, радуга в последние несколько лет стала символом ЛГБТ. И что нам теперь, отказываться от нее? А ведь в Священном Писании сказано, что радуга явилась Ною, когда он сошел на берег после потопа, и является символом примирения между Богом и человеком…

Мы, прихожане Тверской епархии, просим Вас, дорогой Владыко, не поступать в угоду людям, неважно каким, интеллигентным или более цивилизованным, чем мы. В любом случае это человекоугодничество вносит смуту в наши души. Призываем Вас оставить обновленчество и встать на путь соблюдения древних традиций нашей Святой Матери Церкви».

Ирина Сурикова




Зачем митрополит Савва оправдал модерниста Георгия Кочеткова?


Обновленческие тенденции о. Георгия Кочеткова известны еще с 90-х годов ХХ века: его переводы на русский язык церковного богослужения, чтение Евангелия лицом к народу, общее храмовое пение и целования с обниманиями во время пения «Символа веры». Все эти и другие новшества, которые Кочетков и его последователи выдают за якобы «старые забытые обряды», на протяжении трех десятков лет смущают православных верующих.

Уже мало кто помнит, как Кочетков и его последователи насильно отправили в психбольницу отца Михаила Дубовицкого, молодого священника из храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, только за то, что тот отказался служить Литургию на русском языке.

Но митрополит Тверской и Кашинский Савва как будто не знает о «благочестии» кочетковцев.

«О. Георгий Кочетков пока не запрещен в священнослужении, – сказал митрополит Савва 20 февраля с.г. в беседе с прихожанами. – А до тех пор, пока нет определения, кричите вы или не кричите, рукоплещете вы или нет, мы должны принимать этих людей [кочетковцев]. Это наши братья».

В ответ на это высказывание прихожане сказали: «Владыко, это Ваши братия, а не наши».

33-е Апостольское правило повелевает: «Не принимати никого из чужих епископов, или пресвитеров, или диаконов без представительныя грамоты: и когда оная предъявлена будет, да рассудят о них: и аще будут проповедники благочестия, да приемлются: аще ли ни, подайте им, что нужно, а в общение не приемлете их».

А проповедником благочестия вносящего новшества о. Георгия Кочеткова никак не назовешь. Следовательно, его служение в Тверской епархии и других епархиях Русской Православной Церкви канонически недопустимо.

Возмущение прихожан Тверской епархии разделяют в Псковской и Новгородской епархиях, в Курганской митрополии; согласны с ними и многие другие епископы, священники и, конечно, повсеместно простой верующий народ.

Игорь Серебряков


СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
©Православный крест. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник