ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "Православный крест"
ПРОПОВЕДИ ПРИУГОТОВЛЕНИЕ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||


В преддверии Великого Поста


3/16 февраля – Неделя о блудном сыне


Притча о блудном сыне должна занять все внимание наше. В ней, как в зеркале, видны все мы. Сердцеведец Господь в немногих словах и в лице одного человека представил, как обманчивая сладость греха удаляет нас от истинно-сладостной жизни по Боге, и как испытанная нами тяжесть греха для души и тела, побуждает нас, по действию благодати Божией, обратиться и многих действительно обращает опять к Богу, к жизни добродетельной. <…>

Отец Небесный <…> не удерживает нас при Себе силою, если мы, имея развратное и неблагодарное сердце, не хотим жить по Его заповедям, а попускает нам удаляться от Него и узнать на опыте, как опасно жить по воле своего сердца, какое мучительное чувство недостатка мира и спокойствия испытывает душа, преданная страстям, какою постыдною пищею питается она: ибо что может быть постыднее пищи страстей? Но не дай Бог никому остаться навсегда в этом удалении от Бога: вдали от Бога – верная и вечная погибель.

Се удаляющии себе от Тебе погибнут (Пс. 72, 27), говорит святый Царь и пророк Давид. Нужно непременно обратиться с гибельнаго пути греха к Богу всем сердцем; и да будет уверен каждый, что Бог увидит его искреннее обращение, с любовию встретит его и по-прежнему примет его в число детей Своих. Согрешил ты? Скажи с полною решимостию в сердце: востав иду ко Отцу моему, и пойди к Нему самым делом. И лишь только успеешь ты выговорить в сердце эти слова, лишь только решишься твердо жить по воле Его, Он тотчас увидит, что ты возвращаешься к Нему: Он всегда не далеко от каждаго из нас (Деян. 17, 27); сейчас прольет в сердце твое мир Свой: тебе вдруг будет так легко и приятно, как например, приятно бывает несостоятельному должнику, когда ему прощают его долг, или как приятно бывает нищему, котораго вдруг одевают в лучшую одежду или сажают за богатый стол. <…>

Но при этом заприметьте, братия, сколько видов грехов или страстей, столько и возвратных путей к Отцу Небесному: каждый грех или страсть есть путь в страну, далекую от Бога. Ушел ты дорогою неверия: воротись назад, да сознай все его безразсудство, перечувствуй сердцем всю его тяжесть, пустоту, гибельность, и стань твердою ногою на путь успокоительной, сладостной и животворной для сердца человеческаго веры, и держись ея всем сердцем. Ушел ты по пути гордости: воротись назад и стань на путь смирения, а гордость возненавидь, зная, что Бог гордым противится.

Ушел по пути зависти: воротись с этой адской дороги и будь доволен тем, что Бог послал и помни, чье она исчадие – первый завистник был диавол, и завистию диаволею смерть в мир вниде (Прем. 2, 24); будь ко всякому доброжелателен. Если ушел путем вражды и гнева: воротись и стань на путь кротости и любви. Помни, что ненавидяй брата своего, человекоубийца есть (1 Ин. 3, 15); или удалился ты от Бога чревоугодием и распутством: воротись и стань на путь умеренности и целомудрия, и помни всегда, для руководства в жизни слова Спасителя: внемлите себе, и да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печалями житейскими (Лк. 21, 34) и слова покаявшагося блуднаго сына: согрешили мы пред Тобою и уже недостойны называться Твоими сынами: прими нас, хотя, как наемников; и Он верно примет нас, как детей. Аминь.


Святой праведный Иоанн Кронштадтский († 1908 г.)
Беседа в Неделю о блудном сыне




10/23 февраля – Неделя о Страшном Суде


Будет время необыкновенное, время безпрерывных, величайших чудес. Будет день, и день той знаем будет Господеви, и не день и не нощь, и при вечере будет свет (Зах. 14, 7). Может быть так же радостно и светло взойдет над сынами человеческими последнее утреннее солнце, так же спокойно покатится к западу, но – одно мгновение, и – небеса с шумом мимо пойдут, стихии сжигаемы разорятся (2 Петр. 3, 10), и все повергнется в ужасающий безпорядок! <…> В последней трубе, вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут, и возстанут нетленни, и изыдут (1 Кор. 15, 52; Ин. 5, 25. 29).

Вместе с этим, все живые изменятся в тот же нетленный образ, и все соберутся в один несметный и неизчетный лик... Откроется Суд! Чье сердце, самое закоснелое в безпечности и безстрашии, не затрепещет, чей дух не возмутится при неслыханном, невиданном и невообразимом зрелище всего человечества, представшаго на Суд Божий? По обычному порядку чувств и дел человеческих, может быть, свои станут с своими, ближние с ближними… Может быть, радостно встретят живые воскресших, умершие не умиравших. Вдруг неведомая сила исторгнет их друг у друга и разлучит на веки… И разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ, и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф. 25, 32-33).

Явятся две половины человечества, два разряда подсудимых, и два Суда Божии: Суд страшный и Суд радостный. Страшный Суд… Страшный Суд! Так привыкли мы отзываться о Суде Божием. Христианин, что же страшнаго для тебя на Суде Божием? Суд Божий – не суд человеческий. Тебя там не обвинят напрасно по неуразумению дела, по голосу пристрастия, по влиянию сторонняго могущества. Суд Божий должен не страшить, а радовать тебя. Но где же этот безтрепетный подсудимый, к которому бы можно было говорить подобным образом?

На месте христианина везде виден только грешник. О, нет, не напрасно Суд Божий мы называем Судом Страшным. Он действительно для грешнаго человека есть Суд Страшный, потому что он суд обличения, суд безстрастия, суд неизменнаго решения, потому наконец, что он – суд осуждения. <…> Но что же вы трепещете, любящие Бога и верующие в Иисуса? Восклонитеся и воздвигните главы ваша: зане приближается избавление ваше (Лк. 21, 28).

Христиане! Сам Господь утешает и ободряет нас. Восклонитеся и воздвигните главы ваша, сказал Он смущенным ученикам после того, как возвестил о грядущем Суде Своем. Не для всех последний Суд будет судом страшным. Найдутся люди (дай Бог, чтоб их было как можно больше!), для коих последний Суд будет судом вожделенно-радостным. Тайновидец говорил, что он зрел духов, которые просили у Бога откровения суда Его (Апок. 6, 10). То были души мучеников, избиенных за слово Божие, коим Суд Божий нес вечное, нескончаемое блаженство.

Но что такое и каждый истинный христианин, как не мученик за слово Христово? Для последователя Иисусова везде гонения, везде мучители! И день пришествия Христова должен казаться ему днем радостнейшаго избавления его от врагов его. <…> Что же, братия? Как нам назвать последний Суд Божий? Что он для нас: страшный или вожделенно-радостный? Вот предмет, о котором стоит подумать среди праздничнаго шума следующих дней. Аминь.


Архимандрит Антонин Капустин († 1894 г.)
Слово в Неделю мясопустную, о Страшном Суде





9/22 февраля – Вселенская родительская мясопустная суббота


Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает ее и в вечный загробный мир. Но чем, как не поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас желательно, чтобы по отшествии нашем из сей жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших.

Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2), – говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира. <...> Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил.

Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем свое земное существование. Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью? Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, – и он умирает со грехами.

Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние. Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, быть может, больше, чем к живым.

Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва. <…> Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду, Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и да очистится пред ними путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители Отца Небесного.


Архимандрит Кирилл (Павлов) († 2017 г.)
Слово во Вселенскую родительскую мясопустную субботу



СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
©Православный крест. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник