ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
КУЛЬТУРА ЛЮБОВЬ К РОССИИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Традиции славянского Православия

 

 

Девятого февраля 2020 года пройдет отборочный тур по России в рамках XI международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей славянской народной песни «Оптинская весна 2020». Это событие вызывает особый интерес не только у любителей и исполнителей народных песен, но и у всего православного мира.

На днях мы побеседовали с одним из организаторов этого конкурса, руководителем легендарного Оптинского казачьего хора, донским казаком, поэтом и композитором Сергеем Александровичем Матвеевым.

 

– Сергей Александрович, скажите, в чем необходимость такого конкурса, и как связан он с Православием?

– Наш конкурс – это проповедь традиционной славянской культуры, которая всегда лежала в основе патриотизма. Пропаганда западничества сейчас настолько активна, что, надо признаться, многие рубежи мы уже сдали. Молодежь слушает западную музыку, живет чуждыми образами и подражает иноземным героям, имеющим множество пороков. Причем эти пороки преподносятся для нас как норма жизни. Гомосексуализм, разврат, семейные измены – в текстах западных песен это как бы уже и не грех. Проникновение западной культуры в отечественное информационное пространство является «гуманитарной» инфекцией.
И когда мы предлагаем зрителю славянскую традицию, которая основана на чистоте и целомудрии, то это подобно лучу света в темном царстве.

 

– Вы думаете, это возможно – в наше время противостоять западной пропаганде? Ведь мало кто понимает славянскую культуру.

– Это просто необходимо. Конечно, силы неравны, но не надо забывать, что с нами Бог. А кто поспорит с Богом? Любовь к славянской культуре у большинства граждан нашей страны заложена в крови, как говорится, на генетическом уровне. И лично я знаю многих людей, которые верят, что придет время, и наша культура возродится, воспримет былую силу. А в чем сила славян? В Православной вере. Невозможно изучать историю России в отрыве от Православия. Это будет обманом, какой-то нелепой подменой истины, потому что вся жизнь нашего тысячелетнего государства связана с Православием.

Смешон тот историк, который отвергает эту главную составляющую. Богатство национальной культуры – в ее духовном наполнении. Без Православной веры невозможно понять, прочувствовать все величие и силу нашей могучей державы – Святой Руси.

 

– А почему конкурс называется «Оптинская весна»? Он как-то связан с Оптиной пустынью?

– Расскажу немного о славянофильстве. Это движение возникло в XIХ веке – в противовес тем, кто стремился повести Россию по пути западноевропейского развития. Само слово «славянофил», т.е. любящий славян, изначально было оскорблением для западников, но потом стало обозначать движение славянолюбов в целом.

Одним из главных сторонников славянолюбства был Иван Васильевич Киреевский, духовный сын преподобного Макария Оптинского. Сам старец Макарий тоже любил все славянское. Возьмите, к примеру, составленные им богатейшие мелодии церковных песнопений, которые сегодня поют во многих наших храмах. Их еще называют «подобны оптинского распева».

Так вот, «Оптинская весна», по сути своей, – это продолжение дела славянолюбов. Здесь звучат славянские народные напевы, духовные стихи, которые поражают своей красотой и глубочайшим смыслом. Духовность славянской песни так проникает в сердца современных слушателей, что они перестают слушать рок, поп, рэп и просто влюбляются в славянскую песню.

К славянолюбам относили себя и знаменитые писатели: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, которые руководствовались советами преподобного старца Амвросия. И у нас, современных славянолюбов, тоже есть духовные руководители среди отцов Оптинской пустыни.
«Оптинская весна» – это возрождение славянских традиций, эстафета оптинского старчества, которую после 70-летней разрухи переняла возрожденная святая обитель. И, конечно же, это проповедь Православия среди писателей, поэтов, певцов и музыкантов.

 

– Конкурс проводится уже 11-й год подряд, но те известные артисты, которые принимали участие в «Оптинской весне», в других проектах ведут себя не всегда православно. Не признак ли это безуспешной проповеди?

– Думаю, нет: иной суд человеческий, иной Суд Божий. Нам неведомы пути спасения. Помните народную мудрость, что и Москва не сразу строилась? Ведь трудно бывает человеку, привыкшему к роскоши, надеть на себя рубище и уйти в монастырь. Категоричность в вопросах проповеди никогда ни к чему хорошему не приводила. Апостол Павел учит не давать грубой пищи тем, кому еще нужно молоко. А те люди, которые сразу хотят видеть плоды, просто нетерпеливы. А терпению надо учиться нам всем. Ведь сказано, что претерпевый до конца, той спасен будет.

В положении конкурса ясно прописано, что девушкам и женщинам нельзя злоупотреблять косметикой, но, к сожалению, некоторые не могут от этого отвыкнуть. Всему свое время. Помните слова преподобного Оптинского старца Варсонофия: «Ваше дело – в Оптину привести, а там Господь Сам все управит». Но даже если хоть одна душа спасется, это уже великое дело.

Жюри конкурса учитывает целомудренность внешнего вида, и конкурсанты это знают.
Некоторые монахи говорят, что лучше молиться, чем слушать славянскую песню. Абсолютно с ними согласен, но «Оптинская весна» – не для монахов, а для светских людей, которые утратили свои корни и попали на удочку западной пропаганды. Посмотрите, что стало с такими на Украине.

Так что будем трудиться, как учил преподобный Серафим Саровский: «Сейте на благой земле, сейте и на песке, сейте на камне, сейте при пути, сейте в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и нескоро».

 

– Некоторые считают, что проводить сейчас славянский фестиваль – все равно, что устраивать пир во время чумы. Ведь деньги, которые тратятся на него, можно пустить на благие дела, например, помогать тем, кто отказался от электронных документов и оказался в нищете. Что тут можно ответить?

– Мне уже приходилось слышать, что «Оптинская весна» – мероприятие с огромным бюджетом, но это не так. Чудо заключается как раз в том, что организуют фестиваль люди, не равнодушные к славянской традиции. Они делают это абсолютно безкорыстно. Расходы идут только на дорогу, питание и проживание артистов, все остальное делается безплатно. Любовь к славянской песне и таланты наших Русских мастеров способствуют проведению конкурса на очень высоком уровне. Мы стремимся, чтобы по качеству он не уступал таким западным проектам, как «Евровидение». У нас нет дорогостоящего светового и звукового оборудования, нет многотысячных площадок, нет столько времени на подготовку, но мы стараемся все делать на совесть.

Представьте себе, что для фестиваля «Сан-Ремо» декорации строят целый год, а нам для оформления сцены удается выкроить от двух до пяти дней. Но при всем том у зрителя возникает ощущение, что в гала-концерт вложены миллионы. Думаю, это хорошая оценка работы наших художников и режиссеров. Кто желает потрудиться в качестве волонтеров, милости просим. И вы сами увидите, как возводится сцена, как настраивается свет и звук. А тем завистникам, которым чуждо все наше Русское, родное, желаю избавиться от зависти и ненависти.

 

– А что, есть и такие, кто против «Оптинской весны»?

– К сожалению, есть, но, слава Богу, они безсильны что-либо сделать, потому что под небесным покровительством Оптинских старцев наше дело живет и процветает. «Оптинская весна» – это весна славянолюбия в его истинном православном понимании.

Беседовала
Александра Мирошина

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник