ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАСТЫРИ В ДУХЕ ИСТИНЫ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Живущие у раскольников
становятся едино с раскольниками»

 

 

Все чаще звучат сегодня грозные слова – «раскол в Церкви», «отступление от истины». И когда происходят такие горькие случаи духовного разъединения православных, сразу возникают вопросы: как быть? Можно ли молиться с ушедшими в раскол? Можно ли причащаться у таких священников? Развернутый ответ на эти вопросы находим в письме преподобного Паисия Величковского:

...Некоторые иереи отделились от Церкви, от своих епископов и живут у раскольников; могут ли от таковых попов совершаться какие-либо Таинства, т.е. Крещение, Исповедь, Венчание и прочие церковные святыни, или же ни в каком случае не последует благодать? Благоволите известить об этом ради самой кафолической истины.

Отвечаю: священники, отделившиеся от Церкви и от своих епископов и живущие у раскольников, становятся едино с раскольниками, и вместе с ними они хулят Православную веру, и всю Церковь Божию, и Пресвятые Тайны Христовы, и все Таинства церковные, и весь архиерейский и священнический чин. Такие священники за все указанные хуления уже недостойны называться священниками, но являются лжесвященниками, правильнее же сказать – не священниками.

Они отлучены от Святой Церкви, чужды ей, извержены своими архиереями от священства, а потому как они могут совершать святые церковные Таинства? Или как церковные Таинства могут совершаться таковыми? Это совершенно невозможно, ибо Дух Святый не совершает Таинств церковных через явных богопротивников, связанных не только от своих архиереев, но и от всей Церкви.

Какую силу имеет архиерейское связание, можно понять из следующего. Рака некоего святого мученика стояла во святом жертвеннике, и всякий раз, когда диакон возглашал: «Елицы оглашении, изыдите», она невидимою силою Божиею исходила из Церкви и оставалась в притворе церковном до самого отпуста, после чего снова возвращалась в церковь и стояла на обычном месте.

Причиною же этому было то, что этот святой мученик был связан от своего старца за какое-то преслушание. Когда же старец, придя, дал ему разрешение, рака мученика тотчас перестала выходить из церкви и стояла непоколебимо на своем месте в жертвеннике. О, как сильно божественное послушание, когда и сама кровь мученика, ученика старцева, за Христа излиянная, не могла разрешить связания старца, пока сам старец не разрешил его!

Итак, если связание старца, который не был архиереем, но простым монахом, было так сильно, то насколько же сильнее связание архиерейское! Ибо одним только апостолам и их преемникам, архиереям, дана была и дается превышеестественная благодать вязать и решить от Христа Спасителя, сказавшего Своим ученикам: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех».

Итак, будучи связаны от своих архиереев, упомянутые священники связаны вечно и на земле, и на небе; и изверженные от своих архиереев, они стали чуждыми и посторонними благодати священства и всего священнического священнодействия и не могут совершать ни одного Таинства. Православные священники, за великие согрешения справедливо соборне изверженные от священства, поставляются на месте мирян и с ними вместе бывают участниками церковных молитв и причащаются Божественных Таин. А если бы они дерзнули служить Божественную литургию или совершать другие Таинства церковные, то, как согнившие члены, совсем отсекаются от Церкви по 28 правилу святых Апостол.

В книге же Правил, напечатанной на молдавском языке, я нашел один вопрос и ответ, подходящий к моему ответу на этот ваш вопрос ко мне.
Вопрос святого Мефодия, Патриарха Константинопольского: «Если священник будет рукоположен от изверженного архиерея, может он служить священнические службы или нет?» Ответ преподобного Феодора Студита: «Не может древо дивие плода добра творити», так и архиерей, лишенный благодати, не может поставлять во священники, ибо он не имеет архиерейства. Не имея архиерейства, он не может дать и священства. Если же кого-нибудь и рукоположит, то тот остается нерукоположенным и не может служить ни Литургии, ни других священнодействий, ибо он есть простой мирянин. Человек, имеющий какую-нибудь вещь, может дать ее другому; если же он не имеет вещи, то как он даст?»

Из приведенного ответа преподобного Феодора Студита ясно, что священники, изверженные справедливо по священным Правилам, если посмеют после этого совершать священнические службы, совершенно отсекаются от Церкви.

 

 


 

Кто они –
старцы Божии
и старцы Израилевы?

 

Здравствуйте! Давно слышу от прихожан разных храмов о старцах – на Афоне, в монастырях России, Греции. Хочу узнать: как к ним относиться, нужно ли искать старцев, какие они должны быть?

Надежда Иванова, 59 лет,
Нижний Новгород.

 

На вопрос отвечает иеромонах Алексий (Сиротин):

– Несмотря на то, что истинных старцев сегодня крайне мало, жажда старческого окормления в народе не уменьшается. Некоторые дельцы пытаются на этом спекулировать. Для предотвращения ошибок и разочарований в неокрепших душах хотелось бы внести некоторые уточнения в само понятие «старец». Основаны эти уточнения на Священном Писании, на опыте и наблюдениях за церковной жизнью.

Прежде всего, необходимо вернуть из забвения такое понятие, как старейшина или старец Израилев. Объяснение содержится в 3-й Книге Царств (8,1). Профессор М. Скабалланович поясняет, что это «представители судебной и начальственной власти».

Казалось бы, это уже пройденный этап и к современной церковной жизни никакого отношения не имеет. Однако, если мы поинтересуемся греческой традицией и тем смыслом, который, например, афонские монахи вкладывают в понятие «старец», то с удивлением обнаружим, что, по сути, они совпадают. По крайней мере, в части представителей начальственной власти. К примеру, старшие келлий, скитов и монастырей на Афоне называются старцами.

Но в России сложилась иная традиция понимания этого слова. Старцами у нас называют духовно опытных христиан, преуспевших в духовной жизни, стяжавших благодатные дарования Божии, главный из которых – дар рассуждения.

Соответственно, когда мы имеем дело с представителями греческого старчества, то, прежде всего, следует задать вопрос, кто это: старец Божий или старец Израилев? Нечего и говорить о том, что далеко не всегда представители судебной и начальственной власти греческого монашества отличаются духовной опытностью и благочестием. Последние события на Украине это ярко показали, когда несколько старцев Израилевых с Афона поехали на «интронизацию» раскольничьего самосвятского «митрополита».

В России старцами Израилевыми можно назвать архиереев. Вот они имеют у нас и судебную, и начальственную власть. По причине увлечения ущербной греческой традицией и среди отечественного монашества можно встретить старцев Израилевых, которых иногда ошибочно воспринимают как старцев Божиих.

Поэтому, когда мы слышим о каком-то старце, то прежде чем вверяться его духовному руководству, надо еще разобраться, кто он: старец Божий или старец Израилев.

Относительно же окормления духовного следует помнить, чему учили своих чад святые старцы Оптинские: «Един Бог действует во всех духовниках и в старицах, и по мере веры своей к ним, такие и ответы услышите от них», но «есть люди смиренные, которые от всякого отца что-нибудь полезное усваивают, а также есть люди и несмиренные, которые не только живым, но и отшедшим, то есть Святой Церковью прославленным отцам, не во всем доверяют».

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник