ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЖИТИЯ СВЯТЫХ СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Он был с Истиной, и Истина была с ним

 

 

Святитель Марк вошел в историю Восточного Православия как один из последних великих византийских богословов, выдающийся защитник веры в борьбе против унии с западной римской конфессией. В настоящее время его имя часто упоминается в православных изданиях. Его жизненный пример востребован, поскольку общая ситуация в нашей стране схожа с той, что сложилась в начале XV века в Византийской империи.

Тогда со всех сторон окружали ее турки-османы, рвали на части, грозили стереть с лица земли. Вот и сегодня Россия в кольце врагов. Они ведут против нее войну скрытую и явную: оказывают военно-политическое давление, устанавливают жесткие экономические санкции, широким фронтом ведут внутреннюю подрывную работу, обирая и духовно разлагая народ. Все деньги мира брошены сегодня против России как последнего оплота Православной веры.

Можно ли, с духовной точки зрения, противостоять этим внешним «санкциям»? Можно. И нужно! История учит, что бывали времена еще трудней, но Церковь Христова устояла, и выжила, и всегда давала народу силу, чтобы одолеть превосходящие силы врагов. Один из ярчайших примеров тому – житие святителя Марка Ефесского.

Ему суждено было родиться в переломное время истории – в годы упадка могущественной Византийской империи. Столица ее, Константинополь, еще держался, но со всех сторон был окружен турками. Власть императора, когда-то владевшего огромными землями, теперь ограничилась лишь столицей и ее предместьями.

Умирающая империя не могла противостоять натиску турок. Многие вельможи видели последнюю надежду в римской «церкви», которая могла в короткое время собрать войско рыцарей-крестоносцев и отбить натиск врагов. Но поможет ли Рим? Ведь уже более 300 лет как он отпал от истины Православия.

И вот на изломе эпох Промыслом Божиим был послан в мир несгибаемый борец за истину – святитель Марк Ефесский. Он прожил короткую жизнь, всего 52 года. Первая половина ее была порой становления, а вторая сгорела в вихре напряженной борьбы. Родился он в богатой и знатной семье. Его отец занимал высокую должность в Константинопольской Церкви и заведовал ее финансовыми делами. Мать была дочерью врача. Родители ничего не жалели для сына. Благодаря крайней старательности и недюжинному уму мальчик преуспевал в учении, скоро освоил риторику и математику, а потом продолжил обучение у лучших учителей. И уже в молодые годы он сам стал духовным наставником, к которому стекался цвет столичной молодежи. Его приметил император и приблизил к себе, назначив советником и редактором своих писаний.

Все пророчили Марку блестящую придворную карьеру, но он выбрал иноческий путь. Его не влекла роскошь двора и высота власти. Свободное время он проводил в храме и за чтением книг, а в 26 лет принял постриг и покинул столицу. Начался путь монашеского восхождения. Он жаждал жизни в тишине и молчании, но Господь, укрепив его, направил на поприще острейшей духовной борьбы. В 45 лет ему пришлось выйти из затвора, чтобы помочь своему народу.

В решающий момент византийский император сам призвал Марка и содействовал скорому возведению в сан епископа. Высокообразованный, ученый монах, знающий все тонкости византийской политики, должен был войти в состав делегации Восточной Империи и отправиться в Италию на собор епископов.

С первых же дней собора он пламенно защищал Православную веру и прилагал огромные усилия для разъяснения ошибок римских богословов, противоречащих догматам Вселенских Соборов. Написал много трудов и воззваний, но латиняне так и не обратились от заблуждения к истине. После таких выступлений святителя Марка даже заключили в тюрьму и угрожали трибуналом, но Господь его освободил.

Греческие епископы, прибывшие на собор, оказались в тяжелом положении: измученные, страдающие от лишений, подвергающиеся угрозам и притеснениям, они даже не имели средств для возвращения на родину. Они сознавали, в каком гибельном положении находится Византия, и надеялись на помощь латинян в борьбе с турками. На соборе им предлагалось фактически «продать» Православную Церковь за щедрое римское вознаграждение и обещание направить против турок крестовый поход.

Два года шел Ферраро-Флорентийский собор, и в конце концов, греки подписали предательскую унию, согласно которой они принимали догматы римской лжецеркви. Только одной подписи не было под этим документом – Марка Евгеника, митрополита Ефесского. Он был единственным из греческих иерархов, кто не признал унию, полагая, что предательством Истины нельзя обрести помощь Божию в обороне страны.

1 февраля 1440 года греческая делегация вернулась из Италии в Константинополь. Встреча на родине была безрадостной. На берегу их корабль встречала большая толпа людей. На вопрос, победили ли мы, архиереи с горечью отвечали: «Продали мы веру нашу, променяли благочестие на нечестие; изменили Святым Дарам».

Однако сам народ не желал признавать унию! Решения, принятые на Соборе во Флоренции, не имели никакого значения. Византийский народ не принял тех постановлений, и в то время как все увещания сторонников унии игнорировались, пламенные проповеди Марка Евгеника везде находили отклик.

Вокруг него сплотилась многочисленная партия не признавших унию, многие из подписавших буллу епископов отозвали свои подписи обратно. Отрицание унии было поддержано монастырями, имевшими большое духовное влияние на народ. За эти труды святитель Марк на два года был заточен в крепость, но и там не переставал вести переписку. Он по-прежнему резко критиковал унию, призывал народ крепко держаться Православия. К осени 1442 года он был освобожден, вернулся в Константинополь, где продолжил свою борьбу и добился перелома в отношении к унии: «Подъявши многие труды и из обманутых там одних вновь обративши, в том числе и самого приснопамятного Царя…»

Скончался святитель Марк в 1444 году в Константинополе после двухнедельной тяжелой болезни. Умирая, он обратился к собравшимся ученикам с напутственным словом, в котором даже в момент смерти проявил себя как непримиримый борец с унией. Он оставил завещание, чтобы ни Цареградский изменник Патриарх, ни кто-либо иной из его приспешников, подписавших унию, не приходил на погребение и не участвовал в заупокойных богослужениях: «Свидетельствую пред многими находящимися здесь достойными мужами, что никоим образом не хочу и не принимаю ни бывшей унии, ни латинских догматов».

…Вот какой яркий пример светит нам из глубины веков. И да поможет он укрепиться в стоянии за истину, не падать духом в суровый час, не идти на ложные компромиссы и до последнего дыхания сохранить верность Христу.

 

Святитель Марк Ефесский
против латинян:

 

«Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними».

+ + +

«Если они (латиняне) совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого – величайшая из всех опасностей, то ясно – что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков».

+ + +

«Итак, мы отвратились от них, как от еретиков, и поэтому отмежевались от них ... они еретики, и следовательно мы отсекаем их как еретиков... Откуда же они внезапно представились нам православными, те, которые в течение столького времени и по суждению таких великих Отцов и Учителей считались еретиками?...Надо бежать от них, как бегут от змий, ...как от христопродавцев и христокупцев»

+ + +

«Итак, братие, бегите от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую Главу нашу – Христа».

 

Подготовила
Ирина Тихомирова

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник