ДУХОВНЫЕ СОВЕТЫ | ВОПРОСЫ СПАСЕНИЯ | СТРАНИЦА 8 |
Если мы ходим в храм только тогда, когда у нас случается что-то неприятное, то получается, что мы у Бога просим скорбей. Мы словно бы говорим: «Господи, пока не дашь скорбей, я к Тебе не пойду»…
Знаешь ли ты, дорогой друг, что каждый раз, когда ты в воскресенье, в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в жизни решение? Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной жизни твоей души. А она всем нам предстоит. И может начаться очень скоро – может быть, даже сегодня. Ты – крещеный человек. Слава Богу. Но если человек крещеный, это не значит, что место в раю ему обезпечено. Такой взгляд – не православный, еретический. Ведь важно еще, как человек живет. Почему же ты не ходишь? Какие мысли тебя отводят от храма? А ведь отводят именно мысли. Кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Как узнать, какая мысль от Бога, какая от дьявола? Смотри, к каким действиям эта мысль тебя ведет, куда направляет: к церкви – или от церкви? К молитве, к посту, к покаянию, к Исповеди, к Причащению, к Венчанию (если вы в браке), к терпению, к прощению, к добрым делам – или от всего этого, под любым предлогом. Даже самым благовидным. Смотри, какие чувства, какое состояние души в тебе рождают мысли. Если мир, любовь, смирение, тишину, покой – скорее всего, это мысли от Бога. Если злобу, гордость, страх, уныние, отчаяние – от лукавого. Любые мысли против веры Православной, против Бога, против Церкви Христовой, против молитвы и поста – от дьявола. Существует набор распространенных приемов-мыслей, с помощью которых невидимый враг старается не допустить человека к Богу.
«А я хожу в церковь»
Так иногда говорят и люди, которые заходят в храм освятить куличи, запастись Крещенской водой, постоять на крестинах, проводить покойника. Может быть, иногда поставить свечку, в каких-то особых случаях. И – довольно. Они считают, что в церковь ходят. Но сама Церковь так не считает. Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу (см.: Исх. 20, 8–11). День седьмой – это воскресенье. Воскресение Христово – это основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение. Знаешь ли ты, что существует правило Святых Отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает. Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в миру с его целями и ценностями, чуждыми делу нашего спасения. Все живое растет постепенно и постоянно. И у нас не иногда, а постоянно живет душа. Она нуждается в постоянном питании и очищении. Питается она благодатью Святаго Духа, которая нам подается прежде всего в |
православном храме. Тогда мы живем духовно, растем. На работу мы идем, не задумываясь: идти – не идти? Как рабочий день – так встаем по будильнику, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что ходим на работу? И что бы мы заработали? А ведь это все – в основном для тела. Но человек – это прежде всего его душа. Если бы школьники между почти постоянными каникулами иногда заходили в школу, чему бы они научились? Церковь – это и труд, и учение. И, как всякий труд, как всякое учение, здесь нужны и время, и усердие, и упорство. Тогда будет толк.
«У меня Бог в душе»
...Невидимый враг – очень хитрый. Он хитрее нас. Он всевает нам эту мысль: «У тебя Бог в душе!» А на самом деле это не Бог вошел в нашу душу, а только мысль про Бога, с которой к нам проник, наоборот, окаянный. Как волк в овечьей шкуре. И льстит нам. На самом деле у нас в душе чего только не бывает: и осуждение, и раздражение, и мысли черные – и это совсем не Бог. Как от всего этого освободиться? Как бороться с вражьими помыслами? Только с Божией помощью. Сам человек со «своими» вроде бы мыслями справиться не может, даже если очень захочет. Это и подтверждает еще раз то, что они на самом деле не наши, а вражьи. Преподобный Амвросий, старец Оптинский, когда к нему приходили бесовские мысли, крестился и говорил: «Не соизволяю». Никакого внимания не нужно уделять им. Не задумываться. Сразу – отбрасывать. Молиться Иисусовой молитвой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. И они отойдут. Церковь учит нас, что дьявол особенно боится Крестного знамения, Крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся в церкви. Во время Божественной литургии в церкви совершается главное ее чудо, непостижимое даже для Ангелов. Сам Господь дал его нам для нашего спасения. Во время общей молитвы священников и прихожан на специально приготовленные в алтаре хлеб и вино сходит Дух Святый, и они становятся истинными Телом и Кровью Христовыми. По виду, по вкусу они остаются хлебом и вином, но на самом деле это Сам Господь. Люди, которые причащаются Святых Христовых Тайн, по своему опыту знают, что они получают великую освящающую силу, исцеляющую и душу, и тело. Для того-то мы прежде всего и ходим в храм, и причащаемся, чтобы в наши уста, в наше тело, а тогда и в душу действительно входил Бог. Господь сказал: Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). |
Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил: «Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается – не мню». Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к Таинствам Исповеди и Причащения. Ведь мы же регулярно моемся – очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня.
«Я еще не созрел»
«Зрей! – говорит дьявол. – Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения Святых Отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни. Этим приемом враг особенно любит ставить людям заслон на пути ко Крещению и Венчанию. «Я еще не пришел к этому». Чтобы прийти, нужно идти. Ну так иди. А куда идти? Конечно, в храм. В жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу. «Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мировоззрение» Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело и мы увидим совершенно точно, что все, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мир, мир Ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще все изменить и спасти свою душу. В будущей будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно. Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа – и получил от Него прощение и вечное спасение. Значит, здесь, на этой земле, как бы мы ни жили до этого, никогда не поздно покаяться за всю прошлую жизнь и обратиться ко Господу.
Священник Николай Булгаков
|