СЛОВО ПАСТЫРЯ | СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ | СТРАНИЦА 13 |
В «Православном Кресте» №7 от 1 апреля 2019 года мы уже писали о замечательном нашем современнике протоиерее Иоанне Гончарове, сомолитвеннике митрополита Иоанна (Снычева) в бытность Владыки на Самарской кафедре. Отец Иоанн Гончаров благословил нашу газету публиковать его проповеди и труды, в которых раскрывается путь спасения души в наше апостасийное время сквозь призму вечных Евангельских истин.
Православное Христианство – духовное. И поскольку оно духовно, Православие аскетично насквозь. Если человек не превозмогает в себе плоть, то он не ощущает в себе благодатных переживаний духа. И от того, что он не упражняет себя в аскетических упражнениях, постепенно вера в нем гаснет. Потому что она не имеет в себе опыта подтверждения благодатных ощущений.
Посему Святая Церковь предписывает нам всегда упражняться в аскетизме. Например, в среду и пятницу поститься, утром и вечером молиться. И многие другие заповеди человек должен исполнять. То есть человек должен всегда духовно бодрствовать. Когда он духовно бодрствует, то дух в нем живет. И вера оживает, и радует человека своим наличием.
Сегодняшнее время насквозь пропитано всякими вещами, которые отвлекают нас от аскетизма, располагают нас к комфорту и благополучному житию. Сытость еды, безопасность быта, все эти радости вокруг нас постепенно выводят человека из духовной сферы его жизни. Уводят в материальную жизнь. И потому человек расслабляется в своей вере. Православие требует, даже в это тяжелое время, поступков, которые разрушают самолюбие плоти человека.
Человек так устроен, что он быстро привыкает ко всем радостям плоти. И зависит от них. Иногда до того это плотское входит в его душу, что ему это кажется естественным и нормальным. И постепенно это становится его природой. Помните замечательную пословицу: «Посеял поступок – пожал привычку. Посеял привычку – пожал характер. Посеял характер – пожал судьбу».
То есть эта привычка делает нас неспособными переживать благодать – мы ее не вмещаем. Уходит все на один уровень с плотской жизнью. Посему Святая Церковь старается оградить нас от сего мира, от всех его радостей и удобств цивилизованной жизни. Хочет, чтобы мы не углублялись и не привыкали к этим вещам. Хочет, чтобы мы духовно жили. И таким образом сохранили свою свободу.
Особенно яркий в этом смысле пример – это привычка к хорошей еде. Сейчас такое изобилие всех благ земных, что мы поневоле этим увлекаемся. А вот пост и молитва – главные составляющие святого Православия. И кто начал поститься, то есть довольствоваться тем, что есть – простой и естественной пищей, то он постоянно ощущает тревогу за свою душу. Он работает над собой. То есть в посте и молитве он содержит душу свою в трезвении. Таким образом, он не увлекается вещами, которые делают его расслабленным и бездуховным.
Поэтому будем каяться в том, что привыкаем быстро и сеем в себе большую зависимость от всех этих внешних удобств и комфорта. Сегодняшнее американское общество целиком погрязло в комфорте. Оно, хотя и понимает, что гибнет, но, тем не менее, отказаться от удобств уже не может.
И мы постепенно погружаемся в подобное существование. Сейчас всю цивилизованную жизнь стараются погрузить в удобства и комфорт, в которых мы постоянно забываем о своих прямых православных обязанностях – аскетическом образе жизни, ограничении свой плоти, для того, чтобы жизнь духа стала в нас возможной.
Будем каяться в том, что мы прилагаем недостаточно усилий, чтобы отвязаться от всех этих вещей, чтобы сохранить свою душу от всяких плотских приражений. Таким образом духовность свою сохранить. И тем самых сохранить свое христианское звание и свою веру.
Приходит время – и человек сдает экзамен по своей вере. Такой момент всегда наступает. Если человек погружает себя в течение все своей естественной жизни в аскетический образ мыслей, желаний, ощущений, то ему легко и просто проходить всякие затруднения такого толка. А если он весь покрыт «коростой» удобств, то в момент сдачи экзамена, она раздражает и озлобляет человека.
Он просто не понимает, как можно жить без всего этого. Удобства стали его природой. Без них человек уже не может. Это уже тяжело. И сегодня создаются условия, чтобы свобода, духовность и аскетизм стали почти невозможны. Или остались для нас только теоретическими понятиями.
Вот и будем каяться в том, что мы тяжело переступаем через свое самолюбие. Плоть постоянно давит на нас, и дух едва ощущается в нашем теле. И мы не прилагаем больших усилий, чтобы все это раскрутить.
А нас цивилизация затягивает, предлагает все условия. Радости уже посеяны в нас и множатся. И даже Святейший Патриарх Алексий обратил на это внимание, что все вещи, которые нам нравятся, которые действительно полезны и от них трудно теперь отказаться, они влекут нас в сеть под названием Новый Мировой Порядок. И все так оформлено в нем, что места для духа там не будет. А будет одна плоть со всеми своими отправлениями, часто незаконными.
Посему будем каяться в том, что мы потеряли бдительность, перестали думать о душе своей. И все больше печемся об удобствах. И потому как бы провалились в плоть. Эгоизм и самолюбие захлестнули все эти источники духовности.
Будем каяться в том, что мы не любим молиться, не любим поститься. Мы эгоисты и любим себя больше, чем Бога. Будем каяться в том, что мы не следим за своими словами и мыслями, и через них опустошаем свою душу. И даем власть над собою всяким неблагодарным помыслам, ненасытным желаниям. И всяким другим страстным направлениям.
Господу помолимся!..
ОПРОС | || | Христианский аскетизм |
1. Согласны ли Вы, что нам навязывают мысль о необходимости в нашей жизни
2. Согласны ли Вы, что общество потребления создается с целью отвлечения людей от Бога?
3. Чувствуете ли Вы зависимость от внешних удобств и комфорта?
4. Согласны ли Вы, что православный человек должен стремиться к аскетизму? |