ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Велико пред Небом смирение

 

 

 

В Царстве Христовом нет ни раба, ни свободного (см.: Кол. 3,11). Никакое звание не унижает христианина. Земледелец, дровосек, кожевник, повар в Царстве Христовом имеют то же значение, что военачальник, градоправитель, судья. Наоборот гражданская свобода – не то же, что духовная свобода; с нею одною человек может остаться не выше степного животного. В Царстве Христовом нет места для гордости и своеволия. Смирение – основа и краса Христианства. Оттого-то бывает, что пренебрегаемые мiром, но верные Закону Божиему неожиданно и для них самих оказываются великими пред Небом, удостаиваются посещения небожителей.

В городе Турове, ныне местечке Минской губернии, был монастырь святых князей Бориса и Глеба. Здесь была и кафедра Туровских епископов, впоследствии Минских. Здесь был повар Мартин. «Он служил при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Георгии», из которых Иоаким известен по летописи в 1144-1146  года. «Епископ Георгий уволил Мартина от поварской службы по его старости». Благочестивый старец не хотел расстаться с монастырем; он «принял монашество и жил в епископском монастыре святых мучеников на болонье» (на выгоне). «Живя один, он часто бывал болен: кишки у него выходили в лоно», вследствие прежних тяжелых работ, от которых усердие его никогда не отказывалось. В припадках тяжкой болезни лежал он неподвижный, кричал от боли и не мог служить себе самому.

«Раз, когда страдал он от той же болезни и лежал в келлие, изнемогал он от жажды, так как никто не посещал его тогда и не служил ему, – около монастыря была сильная вода». Монастырь стоял на реке Припяти, у которой под монастырем был рукав – Струмень; весною вода, разливаясь, покрывает окрестности, так что сообщение Турова с ближними деревнями бывает возможно только на лодках. «На третий день» безпомощного положения входят к Мартину святые мученики Борис и Глеб, явно, в своем виде, как пишутся они на иконе, и говорят: «Чем ты болен, старец?» Он рассказал им о своей болезни. «Не хочешь ли воды?» – спросили они. «О! господа мои! – отвечал он, – уже давно жажду». Один взял ведро (ручку) и принес для старца воды; а другой взял ковш и напоил старца. И старец спросил: «Чьи вы детки?» – «Ярославовы», – отвечали они. Святые братья называют старшего брата великого князя Ярослава Владимировича отцом своим. Таково уважение святых к старшим! И при жизни своей святой Борис называл Святополка отцом своим, как старшего брата. Но когда Святополк «окаянными» делами своими лишил себя прав на всякое уважение, святые называют Ярослава отцом своим. «Старец Мартин подумал: верно это слуги Ярослава Георгиевича». В 1146 году великий князь Изяслав (Георгий) посадил в Турове сына своего Ярослава. И старец сказал: «Да умножит Господь Бог годы жизни вашей, господа мои, возьмите сами хлеб и соль и кушайте, а я уже не могу послужить вам». Они отвечали: «Нет, побереги себе; мы уйдем, а ты не болей и усни». Они перестали быть видимы, а старец оказался здоровым, сам встал, прославил Бога и святых мучеников. Он жил еще год. Об этом рассказал он духовному отцу своему.

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 1. М., 2011.

 

Не отчаивайся!
Бог прощает кающихся...

 

 

Из зависти к епископу Феофил предал душу свою диаволу и письменно отрекся от Христа и Богородицы. Но потом он горько покаялся, после 40 дней поста и слезной молитвы выплакал прощение у Святой Пречистой Богоматери, получив назад написанную бумагу, которую, было, отдал диаволу, и явно исповедал свой грех перед епископом и народом. И когда епископ объявил о своем прощении и причастил его, то у Феофила засияло лицо, как солнце. Вот пример того, как милостивый Бог не только прощает грехи правым покаявшимся, но возводит их в святых.

Свт. Николай Сербский
Охридский пролог

 

 

 

18 июня / 1 июля. Понедельник.

Мчч. Леонтия, Ипатия и Феодула (70–79). Преп. Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Сщмчч. Василия Смирнова, Александра Крутицкого, Василия Крылова и Сергия Кроткова пресвитеров, прмч. Никанора Морозкина (1938). Обретение мощей свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1997). Боголюбской иконы Божией Матери, в Боголюбове Владимирской обл. (1157). Чтимые списки с Боголюбской иконы Божией Матери: Зимаровская (XIII) и Московская (1157). Сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери, именуемой «У источника» (1946).

 

19 июня / 2 июля. Вторник.

Апостола Иуды, брата Господня (ок. 80). Свт. Иова, Патриарха Московского и всея Руси (1607). Преп. Варлаама Важского, Шенкурского (1462). Мч. Зосимы (II). Преп. Паисия Великого (V). Преп. Иоанна отшельника (VI). Преп. Паисия Хилендарского (XVIII) (Болг.).

 

20 июня / 3 июля. Среда.

Сщмч. Мефодия, еп. Патарского (312). Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского) (1175). Перенесение мощей свт. Гурия, архиеп. Казанского (1630). Мчч. Инны, Пинны и Риммы (I–II). Мчч. Аристоклия пресвитера, Димитриана диакона и Афанасия чтеца (ок. 306). Свт. Левкия исп., еп. Врунтисиопольского (V). Свт. Мины, еп. Полоцкого (1116). Прав. Николая Кавасилы (ок. 1397). Моденской (Косинской) иконы Божией Матери.

 

21 июня / 4 июля. Четверг.

Мч. Иулиана Тарсийского (ок. 305). Обретение мощей преп. Максима Грека (1996). Сщмч. Терентия, еп. Иконийского (I). Препп. Иулия пресвитера и Иулиана диакона (V). Мчч. Арчила II, Царя Иверского (744), и Луарсаба II, Царя Карталинского (1622) (Груз.). Сщмч. Иоанна Будрина пресвитера (1918); преп. Георгия Лаврова исп. (1932); сщмчч. Алексия Скворцова, Павла Успенского и Николая Розанова пресвитеров, прмч. Ионы Санкова (1938); мч. Никиты Сухарева (1942).

 

22 июня / 5 июля. Пятница.

Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского (380). Мчч. Зинона и Зины (304). Мчч. Галактиона и Иулиании. Свт. Григория, митр. Валашского (1834) (Рум.). Сщмчч. Феодора Смирнова и Гавриила Архангельского диаконов (1938).

 

23 июня / 6 июля. Суббота.

Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.). Собор Владимирских святых. Мц. Агриппины (253–260). Прав. Артемия Веркольского (1545). Второе перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1714). Мчч. Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия, Урвана и иных (IV). Сщмчч. Александра Миропольского, Алексия Введенского, Петра Смородинцева пресвитеров (1918); сщмч. Митрофана, архиеп. Астраханского (1919). Псково-Печерской, именуемой «Умиление» (1524), Заоникиевской (1588) и именуемой «Вратарница», или «Неугасимая Свеча» (1894), икон Божией Матери.

 

24 июня / 7 июля. Неделя 3-я по Пятидесятнице.

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Преп. Антония Дымского (ок. 1224). Правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских (1566–1569). Мчч. семи братий: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (IV). Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Удмуртской земли (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 июня).

 

25 июня / 8 июля. Понедельник.

Прмц. Февронии девы (ок. 304).  Блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1228). Преп. Далмата Исетского (1697). Сщмч. Василия Милицына пресвитера (1918); преп. Никона Беляева, исп. (1931); сщмч. Василия Протопопова пресвитера (1940).

 

26 июня / 9 июля. Вторник.

Тихвинской иконы Божией Матери (1383). Преп. Давида Солунского (ок. 540). Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского (1385). Обретение мощей преп. Тихона Луховского, Костромского (1569). Перенесение мощей преп. Нила Столобенского (1995). Преп. Иоанна, еп. Готфского (VIII). Сщмч. Георгия Степанюка пресвитера (1918). Нямецкой (1399), Седмиезерной (XVII) и Лиддской (Римской) (I) икон Божией Матери.

 

27 июня / 10 июля. Среда.

Преп. Сампсона странноприимца (ок. 530). Прав. Иоанны мироносицы (I). Обретение мощей преп. Амвросия Оптинского (1998). Обретение мощей препп. старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия Младшего, Варсонофия и Анатолия Старшего (1998). Преп. Серапиона Кожеезерского (1611). Преп. Севира пресвитера (VI). Преп. Георгия Иверского, Святогорца (1065) (Груз.). Преп. Мартина Туровского (после 1146).  Сщмчч. Александра Сидорова и Владимира Сергеева пресвитеров (1918); сщмч. Петра Остроумова пресвитера (1939).

 

28 июня / 11 июля. Четверг.

Перенесение мощей мчч. безсребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412). Препп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (ок. 1353). Преп. Ксенофонта Робейского (1262). Преп. Павла врача. Сщмч. Василия Ситникова диакона (1918); прмц. Севастианы Агеевой-Зуевой (1938); сщмч. Григория Самарина диакона (1940). Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII).

 

29 июня / 12 июля. Пятница.

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67). Свт. Григория, митр. Ираклийского (1925). Преп. Паисия Святогорца (1994). Касперовской иконы Божией Матери (1853–1855).

 

30 июня / 13 июля. Суббота.

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия. Преп. Петра, Царевича Ордынского (Ростовского) (1290). Прославление свт. Софрония, еп. Иркутского (1918). Собор святых Биробиджанской епархии. Сщмч. Тимофея Петропавловского пресвитера, прмч. Никандра Прусака (1918); прмч. Феогена Козырева (1939); мч. Иоанна Демидова (1944). Балыкинской (1711) и Горбаневской (1786) икон Божией Матери.

 

1/14 июля. Неделя 4-я по Пятидесятнице.

Безсребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (284). Мч. Потита (II). Преп. Петра патрикия (854). Преп. Ангелины, деспотисы Сербской (XVI). Собор преподобных отцов Псково-Печерских (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице). Препп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI) (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Свт. Арсения, еп. Тверского (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Прмчч. Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 27 июня). Сщмч. Аркадия Гаряева пресвитера (1918); сщмч. Алексия Дроздова диакона (1942).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник