ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
МИФЫ И ФАКТЫ УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СТРАННИК ОДУХОТВОРЕННЫЙ

 


Панихида на месте временного погребения
Г. Е. Распутина в Царском Селе

 

Окончание. Начало см. в № 7 (223)

 

Поэтому одной из важнейших просветительных инициатив представляется создание в начале 2017 года Народной комиссии по общественной реабилитации Григория Ефимовича Распутина-Нового и сбору свидетельств о его благодатной помощи. Как сообщалось на сайте «Русской народной линии», ее члены «ставят своей задачей собрать и обобщить объективные материалы, основанные на исторических и архивных исследованиях, о жизни и мученической кончине Григория Ефимовича Распутина с целью его общественной реабилитации. Также будет осуществляться сбор свидетельств благодатной помощи по молитвенному обращению к мученику Григорию». В состав Комиссии вошли известные священнослужители, ученые, общественные деятели Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, ответственным секретарем стал директор издательства «Царское Дело» Сергей Игоревич Астахов.

Следует отметить, что по сравнению с началом 2000-х годов не только в обществе, но и в среде священноначалия Русской Православной Церкви отношение к Цареву Другу стало значительно меняться. Показательно, например, высказывание епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова; ныне митрополита Псковского и Порховского), который в ходе встречи 4 июля 2017 года в Москве, в Библиотеке иностранной литературы, коснулся вопроса о фальсификации истории в художественных произведениях и публицистических высказываниях некоторых современных деятелей искусства. По словам владыки Тихона, «сейчас, как только начнешь говорить о Распутине, пытаясь выяснить, что объективно это был за человек, тут же попадаешь в разряд нерукопожатных, в том числе и в нашей православной среде. А между тем меня в свое время поразило, когда я еще был послушником в Псково-Печерском монастыре и разбирал библиотеку, которую нам привезли из Тартуского университета... Знаете, я, воспитанный на совершенно полнейшем негативном, брезгливом отношении к этому человеку…, и вдруг я читаю и поражаюсь, что это действительно интересно пишет, с моей точки зрения, человек верующий. Меня это просто поразило. И живо очень пишет», – продолжил архиерей. Владыка делает в этой связи следующий вывод: «Понятно, что антигосударственная пропаганда использовала Распутина. Здесь уже надо покопаться и посмотреть, что там было и чего там не было на самом деле… В каком-то фильме я давал интервью, где сказал, что есть на свете люди, о которых мы окончательно узнаем только на Страшном Суде. Они настолько загадочны.По всей видимости, к этим людям относится и Распутин».

 

Почему видим православное кладбище, и делается на душе скука? Потому, что жизнь земная – суета; не боролись с хотением, служили телу и заняты праздными удобствами, и в злобе, и в клевете.

А почему у рак праведных чувствуем приятно? Потому, что жизнь их – страданье; как Христос страдал, и после Его страданья была Пасха.

Так и человек праведный переносит клеветы и разные гоненья с крепостью и упованием на Господа; а мы чувствуем и радуемся его крепости праведника, и радость в нас неописуемая.

+   +   +

Тяжелые переживаю напраслины. Ужас, что пишут. Боже! Дай терпения и загради уста врагам! Или дай помощи небесной, т. е. приготовь вечную радость Твоего блаженства. Трудный час на земле – сладкая минута на небе. Утешь, Боже, Своих! Дай твоего примера, укажи, Боже, что такое небесное и земное. Мы увидим и возрадуемся всем злым языкам, что они привели к познанию высшего познания духовной жизни, и увидим красоту Бога Живаго! Увидимся, увидимся в вечном блаженстве рая и здесь насладимся премудростью!

 

Григорий Ефимович Распутин-Новый
Благочестивые размышления. СПб., 1912.

 

Резюмируя, отмечу: канонизация, если на то есть воля Божия, рано или поздно произойдет. Ведь святыми становятся не по воле людей, а по Божественному Промыслу.

Разработать экскурсионный маршрут «Петербург Распутина» – весьма актуальная и интересная задумка. За последние годы фактически создан музей Г. Е. Распутина в его квартире на Гороховой улице, 64. Но помимо этой, старец Григорий проживал в Северной столице на множестве других квартир. Необходимо все эти сведения систематизировать, добавить к ним остальные петербургские адреса, связанные со старцем (храмы, которые он любил посещать; дворцы, в которые его приглашали, и т. д.), и постепенно, думаю, идея маршрута воплотится на практике. Главное здесь – время и энтузиазм тех, кто будет этим заниматься.

 

– В книге «Терновый венец России» О. А. Платонов пишет: «Миф о Распутине нужно рассматривать как специально созданное препятствие (хотя далеко не единственное) на пути понимания наших духовных, политических и национальных ценностей. И создан он именно для того, чтобы препятствовать возвращению к этим ценностям». Будет ли, по Вашему мнению, в конце концов разрушен данный миф и произойдет ли возвращение России к ценностям Святой Руси? Что нам для этого необходимо?

– К уже сказанному можно добавить, что, как гласит народная поговорка, «капля камень точит». О том, что отношение к Г. Е. Распутину в обществе в целом меняется, и меняется в лучшую сторону – свидетельствуют события и публикации последних лет.

 


Панихида на квартире Г. Е. Распутина
в доме № 64 по Гороховой улице

 

Так, буквально пару месяцев назад вышла книга «Последняя тайна Распутина» (М., 2019) журналиста О. А. Шишкина, ранее весьма негативно относившегося к старцу. Во-первых, по поводу правдоподобности содержащихся в филерских (агентских, – примеч. ред.) отчетах сведений об активном посещении Григорием Ефимовичем публичных домов и кабаков автор пишет: «…Эти эпизоды сегодня вызывают сомнения в безпристрастности составителей филерских тетрадей наблюдения и подозрения в предвзятости полицейских, в служебном произволе и даже оговоре. Тем более что записи в филерских тетрадях в те времена не сопровождались фотографиями» (Шишкин О. А. Последняя тайна Распутина. М., 2019. С. 78). Также Шишкин полностью опровергает утверждения недругов старца о его принадлежности к секте хлыстов (см.: Там же. С. 64–65). Наконец, в заключение говорится о необходимости сооружения «небольшого гранитного камня» с краткой мемориальной надписью на уличном пространстве слева от Юсуповского дворца, где, как считает автор, и наступила непосредственно смерть Распутина (см.: Там же. С. 433). Кроме того, по словам писателя, с которыми можно в значительной мере согласиться, главными организаторами убийства Григория Распутина являлись сотрудники британской разведки.

И приведенные случаи изменения взглядов в сторону положительного отношения к старцу (владыка Тихон, О. А. Шишкин) – далеко не единственные…

Итак, подытожим: необходимо во что бы то ни стало продолжать дело исторической реабилитации Григория Ефимовича Распутина-Нового.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

ОПРОС ||
Россия – наследница Византии

    


     1. Интересовались ли Вы когда-либо Византией и ее разнообразным богатым наследием?
     да – 17%; нет – 83%

 

     2. Знаете ли Вы, что двуглавый орел был эмблемой последней византийской Императорской династии и символизирует наше преемство от Византии?
     да – 55%; нет – 45%

 

     3. Согласны ли Вы, что невозможно понять Русскую историю, не зная ее византийской мировоззренческой основы?
     да – 78%; нет – 22%

 

     4. Согласны ли Вы, что Россия должна вернуться к византийскому идеалу – православной Монархии?
     да – 98%; нет – 2%

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник