ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Возможно ли Крещение вне Церкви?

 


Православное Таинство Крещения

 

 

Публикуемая статья затрагивает важную тему, не прекращающую будоражить умы современных либеральных «богословов». Хотя авторы пишут в первую очередь о еретических сообществах (т. н. инославных), но все это касается и раскольнических псевдоцерквей и приобретает особую актуальность в связи с событиями на Украине.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Серьезные вопросы, которыми часто задавались и которые стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопросы о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических, сообществах «христиан»; а также о действительности или недействительноcти таинств у этих групп.

Церковь, основываясь на канонических постановлениях Святых Отцов, Поместных и Вселенских Соборов, которые выражают ее экклезиологию, имеет решение по данному вопросу, применяя в зависимости от ситуации акривию или икономию. Несмотря на это, в наши дни под влиянием т. н. экуменического движения, существенно действующего на современное сознание многих православных богословов и иерархов, эти вопросы, которые получили свое окончательное определение в предшествующие века, решаются иначе, с помощью новых теорий и концепций.

Если в первых веках рассуждали только о способе принятия еретиков в лоно Церкви Христовой, то сегодня в экуменическом движении поднимается вопрос даже не о принятии в Церковь – ведь по воззрениям сторонников и участников экуменизма инославные якобы и так относятся к Церкви (собственно, именно так решается вопрос о существовании инославного «христианского мира» документом Критского собора «Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру»), – а о признании наличия божественной благодати (см. баламандский документ 1993 г. и богословскую критику на него), совершающей Таинства, и, следовательно, – очищающей, просвещающей и обожающей энергии Святаго Духа в еретических сообществах-«церквах».

Таким образом, для новоявленной экклезиологии экуменического движения границы Церкви определяются не Божественной Евхаристией, а «крещением». Т. е. все, кто принял «крещение» во имя Святой Троицы в любом сообществе, называющем себя христианским, якобы являются полноправными членами Церкви Христовой, независимо от той веры, которую исповедует их религиозное сообщество-«церковь» (т. н. «крещальное богословие»). Это ведет к серьезным экклезиологическим последствиям, самое значительное из которых – то, что Православная Церковь больше не рассматривается последователями этого течения как единственная Церковь Христова («исключительная экклезиология»), а считается, будто все сообщества, называющие себя христианскими, в которых есть «крещение», являются настоящими Церквами, входят в Церковь Христову («всеобъемлющая экклезиология») и несут спасение своим членам, поскольку в них якобы действует благодать, совершающая Таинства. Именно на этой модернистской экклезиологии основывается экуменическое движение.

Безусловно, данный подход абсолютно чужд и противен богословию и пастырской практике всего нашего экклезиологического предания.

Карфагенский Собор при священномученике Киприане Карфагенском (256 г.) утвердил богословский принцип: «Крещение – одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви». Этот Собор и принцип получили вселенский авторитет на Шестом Вселенском Соборе.

Несмотря на признание вселенского авторитета богословских принципов Карфагенского Собора, в рамках экуменического движения поднимается вопрос об ошибочности решений Собора и необходимости признать «крещальное богословие» в качестве основы для объединения всех сообществ, называющих себя христианскими. В связи с этим представляет значительный интерес отношение Отцов и Соборов Церкви к «крещению» вне Церкви в докиприанову эпоху с точки зрения принципа согласия Отцов. Ниже собраны свидетельства об отношении Церкви к «таинствам» еретиков до Карфагенского Собора 256 года.

Отметим, что в церковных канонах дается следующее определение еретиков: «Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов» (6-е правило Второго Вселенского Собора).


ОТЦЫ И СОБОРЫ О
«КРЕЩЕНИИ» ВНЕ ЦЕРКВИ

 

Апостольские правила (I в.): «Епископа, или пресвитера, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным?»

Климент Александрийский (почитается Церковью как христианский философ, учитель веры, свидетель Предания) (II в.): «Священное Писание восклицает: „Тако бо пройдеши воду чуждую и прейдеши реку чуждую“ (Притч. 9, 18); т. е. Священное Писание на воду еретического крещения смотрит как на нечистую (святости дома Божия не соответствующую) и незаконную (ему чуждую). И ты перейдешь, говорит оно, „реку чуждую“, течением которой отвращающиеся от учения истинного, единого и неколебимого, бывают увлекаемы и ввергаемы вместе с язычниками в пучину изменчивых и безпорядочных человеческих мнений, пучину, крутящую свои воды, выбивающую их и вновь поглощающую на меже между приливом и отливом» («Строматы»).

Карфагенский Собор при блаженном Агриппине (около 220 г.): «Должны быть перекрещиваемы те, которые переходят в Церковь от еретиков».

Собор в Иконии и Синнаде (230–235 гг.): «Давно уже мы, сошедшись из Галатии, Киликии и других ближайших областей, на Соборе в Иконии, что в Фригии, постановили твердо держаться такового мнения о еретиках и отстаивать его, когда обнаружится сомнение относительно этого предмета… Мы, рассмотрев этот предмет со всем тщанием, на Соборе в Иконии постановили: вовсе отвергать всякое крещение, которое совершается вне Церкви» (еп. Фирмилиан к еп. Киприану Карфагенскому).

Свидетельство священномученика Дионисия Александрийского о докиприановой практике приема еретиков в Церковь и о Соборах в Иконии, Синнаде: «На значительнейших Соборах епископов, как я слышу, действительно постановлены правила, чтобы приходящие в Церковь из ереси по предварительном оглашении были потом омываемы и очищаемы от скверн старой и нечистой закваски» (Дионисий к Сиксту II);

«Узнал я также, что не в одной Африке и не теперь только введено это, но что подобное мнение существовало с давнего времени у прежних епископов, в Церквах многолюднейших и на Соборах братий в Иконии, Синнаде и во многих других странах» (Дионисий к Филимону в «Церковной истории» Евсевия (VIII, 7)).

 


«Крещение» от папы римского

 

Свидетельство святителя Василия Великого о докиприановой практике приема еретиков в Церковь (вселенский авторитет запечатлен на Шестом Вселенском Соборе): «Ибо древние положили приимати Крещение, ни в чем не отступающее от веры... Почему от начала бывшим отцам угодно было крещение еретиков совсем отметати… Ибо не суть крещены крестившиеся в то, что нам не предано» («Правила Святых Апостолов и Святых Отец с толкованиями Алексея Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона»).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из вышеприведенных свидетельств следует, что Отцы и Соборы в докиприанову эпоху не признавали возможности совершения Крещения вне Кафолической Церкви, т. е. Православной Церкви.

Принципу согласия Отцов следовал и Карфагенский Собор при священномученике Киприане, утверждая: «Мы изложим наше мнение [о том, что никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви] – не новое и не только теперь установленное, но давно уже нашими предшественниками со всякою точностию и со тщанием испытанное, которое мы соблюдаем, которым мы руководствуемся и которым мы желаем поделиться с вами».



Источник: Интернет-содружество
«Православный апологет»

(https://apologet.spb.ru)

 

Печатается в сокращении
и с корректурой «ПК»

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник