ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Дева Мария как пример
соблюдения законов Церкви

2/15 февраля – Сретение Господа Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа;
13/26 февраля – память свт. Серафима (Соболева),
архиеп. Богучарского

 

 

Святой Иоанн Златоуст, имея в виду евангельское повествование о Сретении Господнем, говорит, что Пречистая Дева Мария могла бы не ходить в Иерусалимский храм для получения молитвы об очищении, ибо Она родила Христа безгрешно, по наитию от Святаго Духа. Однако Она этого не сделала. И это понятно. В силу Своего неизреченного смирения Пречистая предпочла пойти в храм и стать в ряд обыкновенных грешных женщин, которые действительно нуждались в данной молитве.

Так поступила Она и потому, что неуклонно исполняла закон Моисеев и свято соблюдала все установления Святой Церкви. Здесь, свидетельствует святой Иоанн Златоуст, в лице Девы Марии дан верующим на все века пример, как им надо относиться к учению и всем установлениям Православной Христовой Церкви.

Увы, чем далее идет время, тем более и более православные христиане отступают от учения и уставов Святой Церкви и потому делаются столь далекими от своего временного счастья и вечного спасения. Как много среди нас наблюдается таких несчастных людей, которые, хотя и веруют во Христа как Бога, но отрицают бытие диавола и тем самым ниспровергают совершенное Господом дело нашего спасения. Обличая это неверие, святой Иоанн Богослов говорит: Сего ради явися Сын Божий да разрушит дела диаволя (1 Ин. 3, 8). Ясно отсюда, что если бы диавола не было, то незачем было бы Сыну Божиему являться в мир и Он не стал бы нашим Спасителем. Ведь для спасения нас от греха, проклятия и смерти и пришел Господь на землю. Но эти бедствия возникли в человеческой жизни от древнего змия. Недаром тот же великий Апостол сказал: Творяй грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает (Там же).

Кроме того, Библия содержит в себе безчисленное множество свидетельств о бытии диавола как самой реальной личности, как главного виновника всякого зла, от которого мы получаем избавление благодатию Христа, вследствие Его искупительных страданий и смерти.

Много, очень много встречается и таких православных людей, которые не признают учения Православной Церкви о бытии ада с его вечными муками. Их гуманистическая точка зрения и сентиментальное настроение, не имеющие ничего общего с Православной верой, не допускают, чтобы Господь, как безконечно милосердный, мог терпеть существование ада, да еще с вечными мучениями. Они не хотят знать, что Господь не только милосерд, но и правосуден.

Этих православных людей нисколько не безпокоит анафема, наложенная Пятым Вселенским Собором на последователей учения Оригена, которые отрицают вечность адских мучений. Впрочем, они идут вразрез с положительным и ясным учением Самого Господа, Который свидетельствовал, что, наряду с вечной блаженной жизнью праведников, существует и будет существовать для грешников вечный огонь и вечная мука, уготованные диаволу и ангелам его (см.: Мф. 25, 41, 46).

А разве среди православных людей мало таких, которые не причащаются святых Христовых Таин в течение многих лет? И это в то время, когда Господь говорит: Аще не снесте Плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6, 53). Очевидно, такие люди настолько тяготеют к тленным благам земным, что о будущем блаженстве рая, к которому мы призваны Богом, совсем и не помышляют. Вследствие такого преступного и гибельного разобщения со Христом они подвергают себя величайшей опасности оказаться после своей смерти вне Его небесного чертога и быть обреченными на вечное общение с демонами.

Несомненно, еще более среди нас находится таких людей, которые нарушают церковное учение о посте, полагая, что пост относится к числу маловажных вещей в деле нашего спасения. И здесь православные христиане допускают великое и гибельное отступление от Церкви. Огромное спасительное для нас значение поста указано нам Самим Господом в Его словах: Сей же род (т. е. демоны со всею их злобою против нас) не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). Таким образом, мы не одолеем в своей жизни бесовской силы и навсегда останемся у нее в порабощении, если не будем поститься, согласно учению Церкви, основанному на словах Христа.

Да и можно ли считать маловажным это учение, как исходящее из уст Христовых?! И можно ли остаться без наказания от Бога за нарушение сего учения?! Не даром некогда святой Серафим Саровский пророчески говорил, что Русские люди начали отступать от Православной Церкви и нарушать пост в среду и пяток, что повлечет за собою великие бедствия для нашего народа.

 

 

Будем, возлюбленные о Христе братия и сестры, всегда руководствоваться в своей жизни примером Пречистой Девы Марии. Она не почитала маловажным прийти в Иерусалимский храм для получения молитвы, согласно закона Моисеева. Она все считала важным, что исходило от Святой Церкви. Будем и мы так относиться к нашей Церкви, памятуя слова Христа: Аще же... Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Там же. 18, 17). Не будем также забывать поговорку Русского православного народа: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Но для того чтобы свято исполнять учение Церкви, нам, возлюбленные, необходимо подражать Пречистой Деве Марии и в Ее смирении. Никогда не будем забывать, как Она, безгрешно родившая Сына Божия, стала в Иерусалимском храме в ряд грешных женщин, действительно нуждавшихся в очистительной молитве Церкви, не желая показаться чистой и святой перед людьми. О, как мы гибельно заблуждаемся, когда стремимся, подобно фарисеям, выделять себя из среды грешных людей, будучи сами грешнее всех. За эту гордость мы лишаемся благодати, без которой нет нам спасения. Будем всегда держать в памяти слова святого Исаака Сирина: «Мы никогда, – говорит он, – не спасемся, если себя будем считать чистыми и святыми, а ближних своих – грешными и нечистыми». Напротив, будем себя считать грешными, а ближних своих – святыми, за что Господь дарует нам Свою спасительную благодать.

Поэтому будем умолять Пресвятую Деву Марию, чтобы Она исполнила наши сердца смирением. Тогда в нас воссияет благодать Святаго Духа. А благодать даст нам силу свято блюсти учение и все уставы Церкви, чтобы быть нам истинными последователями Христа, приобщиться самою своею жизнью к Его благодатному Царству на земле, а по смерти наследовать неизреченное блаженство в Царстве славы. Аминь.

 

Святитель Серафим (СОБОЛЕВ)

 

Произнесено в Русском софийском
храме святителя Николая

2 февраля 1941 года

Проповеди. София, 1944.
С. 146–149.

 

Святитель Серафим о смирении

 

Имей смирение. Тогда научишься всему доброму. Чем ты смиреннее, тем ближе будешь к Богу. Прошу тебя, радость моя, побыстрее обрети смирение.

Будь смиренна, и все остальное тебе приложится. Смирение означает всегда считать себя ничтожной.

Помни слова: Положи, Господи, хранение устом моим (Пс. 140,  3)! Не поучай, если тебя не спрашивают!

Как обрести смирение? – Молчанием. Молчи! Будь глупой! Пусть все считают тебя глупой! Молчание – первое средство для обретения смирения и любви. Молчанием спасешься.

Чтобы обрести смирение, молчи, когда тебя ругают, когда на тебя сердятся, и молись про себя молитвой «Богородице Дево».

Будь смиренна. Тогда пребудешь в истине и в Христовом мире. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14,  27). Господь затем пришел на землю – дать нам Свой мир – все Свое сокровище.

Да смиримся под крепкой Божией десницей, и Господь не замедлит порадовать нас. Самое главное для спасения – кротость и смирение.

На вопрос: что такое кротость? – владыка Серафим ответил: Когда кто-то тебя ругает, всегда обвинять себя и не сердиться. Без скорбей не можем спастись.

 

Кострюков А. А. Пламень
огненный. М., 2015. С. 220.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник