ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 23:

 

§ 48

ПОСЛЕДОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫЕ
ЛИТИИ И БДЕНИЯ МОЛЕБНОВ

 

«В различные литии». Колеблемая всенародными бедствиями и возмущениями общественных скорбей, Святая Церковь имеет святое обыкновение умилостивлять отвращенную от людей благость Божию общественными и всенародными молитвами. Но т. к. виды всех бедствий многоразличны, – например, бездождие, землетрясение, язва, громы, безведрие, брани и проч., – то все сии случаи она старается отвратить и от всех многоразличных бедствий подать избавление особенными на каждый случай службами, молитвами и канонами, которые здесь же после сего следуют.

Впрочем, есть одна служба, общая для всех, приличная всякой нужде и прилагаемая ко всякому молению. Она заключается в настоящем последовании, соединенном с литиею и бдением и отправляемом всегда для испрошения благ, общих всем и необходимых для каждого. Почему в надписании сего последования и сказано: «в различные литии и бдения молебнов», равно как и в конце сего последования означено: «Евангелие по литии, и канон по литии, сиречь о чем прошение будет, сицево и Евангелие, и канон, и молитва».

 

§ 49

ЛИТИИ, ИЛИ КРЕСТНЫЕ ХОДЫ, ВНЕ ГРАДА

 

«Лития». Лития означает выход в притвор с молением и всякий Крестный ход, производимый вне церкви для того же моления. Кодин (византийский историк XV в., – примеч. ред.) в книге о деяниях цареградских (в гл. 11) пишет: «После утрени бывает выход в притвор для литии, на которую выходит Император». Подобным образом значится в уставе на праздник Благовещения: «В третий час дня выходим со крестами литиею вне монастыря».

Лития и литания означают одно и то же. Кедрин (византийский историк, – примеч. ред.) в XI столетии, в житии Михаила Пафлагонянина, пишет: «Когда наступила засуха и в продолжение шести месяцев не было совершенно дождя, тогда братья Императора совершали Крестный ход (литанию), в котором Иоанн нес святой убрус Нерукотворенного образа Христова, великий доместик – послание Христово к Авгарю, а провестиарий – святые пелены Христовы, и пешешествовали от великой палаты во Влахернский храм Пресвятой Богородицы; Патриарх с причтом совершал также второй Крестный ход (литию)».

Святитель Симеон Солунский (в гл. 339) объясняет самое знаменование литии, бываемой вне града: «Когда с молением идем среди града и вопием плачевно, то это значит, что мы грехами осквернили град и все, что в нем. А когда вне града вопием и молебствуем, то этим выражаем свое смирение, объявляем себя недостойными вопиять из града, в котором осквернились и прогневали Господа и из которого, как из Божественного отечества, переселились чрез преступление, – исповедуем, что в том граде, в котором мы созданы и воссозданы, в котором удостоены были Божественных даров, прельстившись змием греха, безумно развратились, сотворили себя непотребными, осквернили священное место; почему и водворяемся в пустынях, исходим в неогражденные места, покорствуя праведному гневу Промыслителя».

 

 

 

В КРЕСТНЫХ ХОДАХ
НОСЯТСЯ ХОРУГВИ И КРЕСТЫ

 

При сих литиях, или Крестных ходах, носятся святые иконы и кресты. Тот же святитель Симеон Солунский (в гл. 353) говорит: «На путях и перекрестках творим моление для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, – т. е. домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна соделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив нам Тот, Кто воплотился для нас и принял зрак раба, Кого представляют Божественные иконы и образы святых Его, чисто жительствовавших на земле, Кто, будучи Бог во плоти, ходил некогда для нас по земле и распялся для спасения нашего, – молим Его, да спасет и теперь нас, исповедующих дело крайней Его любви и благости, т. е. то, что Он излиял за нас кровь Свою на кресте и умер на нем. Для сего-то износятся и показуются самые знамения Его страданий, т. е. честные образы креста, посредством которого Он низложил врага, умертвившего нас древом, и избавил от смерти».

§ 50

БДЕНИЯ

 

«Бдения». Здесь под именем «бдений» разумеются не праздничные Всенощные, положенные по уставу, но другие чрезвычайные и нарочитые вседневные и всенощные моления, которые учреждаются не по уставу, но по усмотрению епископа для отвращения наступающего или уже постигшего общественного бедствия.

Сократ (Ист. гл. 25) о цареградском Патриархе Александре пишет: «Александр не столько печалился о своем заточении, сколько об учении Никейского Собора, которое ариане и евсевиане со всяким тщанием и рвением покушались ниспровергнуть. Ибо когда он поставлял себя защитником правил этого Собора, то всеми силами старался достигнуть того, чтобы изречения и правила, установленные на нем, никаким образом не были нарушены. Итак, оставив безпрестанные словопрения и диалектические доказательства, он прибегнул к помощи Божией, прилежно содержал себя в безпрестанных постнических подвигах и не оставил ни одного рода молений. Заключившись один в храме святой Ирины, он исполнил все то, что было прилично обстоятельствам: вошедши в алтарь, он повергся лицом пред святым престолом, со слезами молил Господа и проводил многие дни и ночи в безпрерывных молитвенных бдениях. От Бога просил он помощи, – и сподобился принять исполнение своего прошения».

О таковых же бдениях упоминает святой Амвросий в толковании на Псалтирь: «Постились седмицу, совершали бдения и во все ночи стояли на молитвах».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

Cовременные старцы говорят, что, пока идут Крестные ходы, Господь не попустит войну. И недавно почивший в Бозе старец Иона Одесский († 2014) незадолго до своей смерти сказал, что «Украина будет спасаться Крестными ходами».

Великая благодать участвовать в Крестном ходу или хотя бы содействовать этому спасительному шествию: приветливо встречать крестоходцев, кормить, размещать их на ночлег. И если местные, однодневные Крестные ходы имеют огромную силу и благодатное влияние, то какая же польза тогда от многодневных! Ведь здесь христианин вступает в настоящий подвиг: терпит непогоду, бытовые неудобства, свои несовершенства и немощи ближних; деятельно учится смирению, молитве и упованию на помощь Божию…

По материалам интернет-СМИ

 

 

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник