ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СВЕТ МИРУ ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Пишите в защиту веры,
Церкви и народности»

31 января / 13 февраля – память духовного
писателя Евгения Поселянина

 


Е. Н. Погожев перед казнью

 

Яркий и плодовитый духовный писатель Евгений Николаевич Погожев, публиковавшийся под псевдонимом Поселянин, родился 21 апреля 1870 года в Москве.

Отец его, Николай Александрович, работая врачом-терапевтом, заслужил личное дворянство. Мать, Лидия Николаевна, происходила из знатной семьи; ее восприемниками были генерал от инфантерии Д. С. Левшин и княгиня Н. В. Оболенская.

Воспитывался Евгений в благочестивых традициях церковной Москвы. В очерке «Святочные дни (из детских воспоминаний)» он рассказывал: «Когда я себя еще очень мало помню, Рождество представлялось мне каким-то особенным временем наплыва сладких вещей. Потом я стал помнить торжественную всенощную, громкое пение, тяжелые паникадила в огнях, тяжелые золотые ризы, клубы ладана, расстилающегося в храме, и над всем этим мысль о Младенце, Который только что родился и Который есть Бог. Было Рождество в моем семилетнем возрасте, которое я не забуду никогда...» Событие это заложило в его душе «теплую любовь к Русской церковности». Однако подлинное, сознательное обращение к вере совершилось позднее, в знаменитой Оптиной Пустыни.

Евгений Погожев учился в 1-й Московской гимназии (1879–1888). Потом поступил на юридический факультет Московского университета. К студенческим годам относится первая опубликованная им работа – «Перед годовщиной 17 октября в Москве», посвященная крушению Царского поезда в Борках, близ Харькова, и чудесному спасению Государя Александра III и его семьи.

В том же 1888 году в жизни будущего писателя произошло событие, которое определило всю его дальнейшую жизнь. Об этом рассказывает преподобный Варсонофий Оптинский: «Однажды он с тетей собирался в Крым, а та перед этим путешествием захотела побывать у батюшки отца Амвросия.

– Вы, тетушка, поезжайте, а я вас в Калуге подожду, – решительно заявил он.

– Да почему же? Поедем вместе, мне веселее будет, а к старцу ты можешь не заходить.

Евгений Николаевич согласился. Приехали. Тетка упрашивает, не сходит ли он хоть разок к отцу Амвросию, но племянник решительно объявляет:

– Нет уж, не просите, к отцу Амвросию я ни за что не пойду. Он замучает текстами.

Так и не пошел. Тетка же рассказала о нем отцу Амвросию.

– А нужно бы ему ко мне зайти, – сказал батюшка, – передайте ему, что грешный Амвросий просит его зайти к нему на шесть – десять минут.

Он вышел от отца Амвросия другим человеком. С тех пор начал посещать Оптину и просился в монастырь, но батюшка возразил:

– Нет, сначала надо окончить университет, а там я скажу Вам, что делать.

По окончании университета Евгений Николаевич приехал к отцу Амвросию и спрашивает, что же теперь делать.

– А теперь, – сказал батюшка, – пишите в защиту веры, Церкви и народности».

Позже Поселянин с сердечной теплотой писал о своем наставнике и духовном отце: «Какое чудо души переживалось, когда вы станете пред этим человеком, сразу согретый, просветленный шедшими от него лучами благодати». Великому старцу в трудах духовного писателя посвящен отдельный очерк – «Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий». В «Летописи Скита Оптиной Пустыни» за 1900 год рясофорным монахом Павлом (Плиханковым) (будущим старцем Варсонофием) под 5 июня была сделана запись: «Сегодня прислан отцу игумену Ксенофонту Троицкий листок об отце Амвросии, составленный одним из духовных сыновей Старца, Евгением Погожевым, помещающим свои статьи в разных духовных журналах под псевдонимом Поселянина. Е. Погожев глубоко верно обрисовал духовный образ Старца и его служение православному Русскому народу».

Творчество Поселянина, начавшееся по благословению преподобного Амвросия, продолжалось более четверти века и оставило заметный след в церковно-просветительской литературе. Оно разнообразно по содержанию, красочно по форме, доходчиво до читателя (даже тогда, когда касается глубоких вопросов сокровенной молитвенной жизни человека). Книги и статьи Евгения Николаевича проникнуты теплым религиозным чувством. Большую часть своих трудов он посвятил жизнеописаниям святых угодников и подвижников благочестия, открывая современникам нетленную красоту их подвига.

В 1919 году вышла книга Евгения Поселянина «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее жизни чудотворных икон». Труд этот явился плодом благоговейного почитания Пресвятой Богородицы: «Восемнадцать с лишком веков от того дня, когда Дева Мария на руках Своего Сына была вознесена к великому Престолу и после жизни несказанной скорби, мук и унижений была коронована на чудное Царство Небесное – эти восемнадцать веков безсильны были умалить восторг человечества пред тихой святыней Девы Марии. В немногих дошедших до нас отзывах Ее современников слышно безграничное восхищение сердца, слышны чувства, превышающие всякие слова, не умеющие найти достаточных выражений».

В 1904 году Евгений Поселянин женился на Наталии Яковлевне Грот, дочери известного филолога. Брак оказался некрепким и через полгода распался: между супругами были серьезные разногласия во взглядах. Евгений Николаевич даже много лет спустя болезненно переживал случившееся. 22 октября 1911 года преподобный Варсонофий Оптинский говорил своим чадам: «Нет, непрочно земное счастье, и благо человеку, который за ним не гонится, но возлагает все упование на Христа Спасителя. Он не будет посрамлен. Сегодня как раз у меня человек, которого сильно обмануло счастье, – это Евгений Николаевич Погожев...» Старец Варсонофий видел в нем большие духовные дарования:

«– Вы – идеалист, Евгений Николаевич, – сказал я ему,– в миру нет вам места, ступайте в монастырь, все равно в какой, хоть бы в наш, конечно, где хранятся заветы старцев. Пять лет пребывали бы послушником, десять лет – монахом, пять – иеродиаконом...

– Ну а потом?

– Потом вы были бы старцем, как отец Амвросий. Вы теперь внешний художник, а тогда сделаетесь внутренним».

Но Евгений Поселянин не решился на монашество: «И в миру можно приносить пользу», – ответил он. Однако, безусловно, путь этот сопряжен с большими страданиями и опасностями, от чего и хотел уберечь его старец Варсонофий.

 


Современное издание сочинений Е. Поселянина в 11-ти томах

 

Духовно-писательскую деятельность Е. Поселянин совмещал с государственной службой. В 1893 году он переселился в Царское Село (позже в Петербург) и поступил в канцелярию 2-го (крестьянского) департамента Сената. Через пять лет перешел в Комитет по делам печати, числясь по министерству юстиции. В 1903–1904 годах работал в Канцелярии Российской Императорской Академии наук. Получил чин статского советника, в котором и был в 1904 году призван на военную службу как прапорщик запаса, но в боевых действиях не участвовал. В 1913 году Поселянин – чиновник особых поручений в Главном управлении землеустройства и земледелия. В том же году Евгений Николаевич был удостоен потомственного дворянства. В мировую войну служил в Военном министерстве (член Чрезвычайной следственной комиссии, расследовавшей немецкие преступления). С фронта он посылал репортажи о подвигах Русских солдат, составившие книгу «Из жизни наших героев-воинов».

Хотя на работу в государственных учреждениях уходило много времени и сил, духовно-творческий труд оставался для Е. Поселянина главным в жизни. Он активно сотрудничал в журналах «Русский паломник», «Странник», «Миссионерское обозрение», «Душеполезное чтение», «Свет» и др., а также в газетах «Церковные ведомости», «Новое время», «Московские ведомости». Отдельными изданиями выходили книги: «Задушевные беседы», «Герои и подвижники лихолетья XVII века», «От сердца к сердцу. Из тайны душевной жизни мирянина» и др.

После 1917 года возможность публиковаться для Евгения Николаевича как церковного писателя и монархиста практически исчезла. С апреля по декабрь 1918 года он работал в страховом Обществе; затем сотрудничал в Отделе охраны и учета памятников искусства и старины (декабрь 1918 – апрель 1922). С весны 1922 года, потеряв работу, давал частные уроки.

В ночь с 11 на 12 апреля 1924 года Е. Погожев был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации. 25 июля 1924 года постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ по ст. 68 выслан на 2 года в деревню Гольтявино Приангарского района. После ссылки, в июле 1926 года, вернулся в город на Неве, проживал на Моховой улице недалеко от Преображенского собора, прихожанином которого являлся.

С 25 на 26 декабря 1930 года в Ленинграде были арестованы 13 человек, которых сотрудники ОГПУ объединили как членов кружка Н. М. Рункевич. В обвинительном заключении говорилось: «Под видом богослужения у себя на квартире, после закрытия Преображенского собора, Н. М. Рункевич устраивала собрания, на которых в контрреволюционном разрезе обсуждались текущие события политического дня, читалась контрреволюционная литература и т. п.». В числе арестованных оказался и Евгений Поселянин. То, что следователи ОГПУ называли контрреволюционной организацией, на деле представляло собой общение единых по вере и убеждениям людей. После закрытия Преображенского собора настоятель храма протоиерей Михаил Тихомиров регулярно совершал на квартире Наталии Михайловны Рункевич, которая была членом двадцатки, богослужения.

Как показывают документы следственного дела, чекистам не удалось заставить Е. Поселянина отказаться от Православия и монархических убеждений. Относительно предъявленного ему обвинения он заявил: «Касаясь своих политических воззрений, должен заметить: гонения Советской власти не могли меня как верующего человека радовать. Отсюда и то неприязненное отношение к ней, которое я подчас выражал. Не занимаясь разработкой политическо-экономических дисциплин специально, я преломлял свои политические симпатии сквозь призму религиозных чувствований. Должен заметить, что являюсь большим поклонником митрополита Филарета, а последний говорил, что на земле посланником Бога является Царь. Пожалуй, этого заявления достаточно, чтобы определить мое политическое credo».

10 февраля Особый отдел ОГПУ вынес постановление о расстреле Е. Н. Погожева, которое было приведено в исполнение 13 февраля. Место захоронения писателя, по благословению великого Оптинского старца посвятившего свою жизнь духовному просвещению Русского народа, неизвестно.

 

Подготовила Ксения МИРОНОВА

 

По материалам статьи
священника Афанасия Гумерова:
http://pravoslavie.ru/put/
040326122124.htm

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник