ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Имперское возрождение

 


Энциклопедия имперской мысли М. Б. Смолина

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 3

 

– Вы пишите также: «В исследовании Русской имперской мысли на сегодня главным, по моему мнению, является выявление наиболее полного корпуса как авторов, так и их сочинений, носящих на себе печать вневременного значения для нашей цивилизации». А что конкретно обуславливает отнесение того или иного писателя или труда к области имперской мысли? Какие градации, систематика в ней существуют и каковы основные сложности в освоении наследия наших консерваторов?

– Здесь, пожалуй, применим принцип «согласия отцов», действующий в отношении Святых Отцов Церкви. Преподобный Викентий Лиринский писал так: «Верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования».

Так нужно мыслить и в случае с православными консерваторами, имперскими монархистами. Те из них, кто едины в основных принципах отношения к Православной вере, самодержавной Монархии, любви к Русскому народу – и составляют единое имперское мировоззрение, которое имеет вневременное для нас значение. Это не значит, что только то истинно, о чем они писали одинаковыми словами. Но то, о чем говорят в унисон, и есть их единомыслие в истине, «как будто по какому предварительному согласию между собою», что при чтении ощущается достаточно точно.

Есть, конечно, своя специфика у разных консерваторов. Одни более чувствовали тему государственности (например, М. Н. Катков), другие тему нации (как многие славянофилы), третьи в большей степени поднимали цивилизационные проблемы (Н. Я. Данилевский).
Основной сложностью я бы назвал малоизученность как конкретных трудов имперских консерваторов, так и неполноту знания об их наследии (неизвестность или неопубликованность их сочинений).

 

– Каких авторов и какие книги Вы в первую очередь рекомендуете желающим научиться мыслить в рамках имперской традиции? И главный вопрос – как полученные знания могут быть применены на практике, в жизни? Вообще, каким образом имперское возрождение путем усвоения имперского мышления может стать интересом не узкого круга историков консервативной мысли, а всего нашего общества?

– Вопрос очень объемный, требующий написания целой книги. Моя «Энциклопедия имперской традиции Русской мысли» – лишь слабая и далеко не полная попытка выявления этого корпуса имперских мыслителей и их сочинений.

Я бы предложил следующий перечень обязательных к прочтению книг, в том порядке, как они были написаны:

– Данилевский Н. Я. «Россия и Европа» плюс сборник его статей, изданный Н. Н. Страховым в 1890 году и продолжающий эту книгу;

– Данилевский Н. Я. «Дарвинизм»;

– Леонтьев К. Н. «Восток, Россия и славянство»;

– Тихомиров Л. А. «Монархическая государственность»;

– Захаров Н. А. «Система Русской государственной власти»;

– Казанский П. Е. «Власть Всероссийского Императора»;

– Тихомиров Л. А. «Религиозно-философские основы истории»;

– Болдырев Н. В. «Правда большевистской России».

Конечно, в корпус текстов Русского имперского консерватизма входит значительно большее количество сочинений. Но это уже более подробный разговор, на который у нас в рамках интервью нет места…

По поводу применения в жизни. Имперские консерваторы могут научить и научают думать теми категориями и теми смыслами, которые проповедовали в своих трудах. Это целое мировоззрение, которое отражает подходы Русской цивилизации к земному благоустройству.

 

– Наше издание – православное, и в заключение стоит подчеркнуть роль Церкви и верующих людей в деле имперского возрождения. В своих книгах Вы призываете осознать, что альтернативы у нас нет: впереди – либо Империя, либо новые гонения. Поясните, пожалуйста, данный тезис и напутствуйте читателей на этом «единственно возможном Русском пути в будущее».

– Здесь как с вопросом о вере и неверии. Не умереть не удастся при любом варианте отношения к Богу, веришь или не веришь. Но жизнь в будущем веке очень разнится в зависимости от правильности твоей веры и праведности жизни на Земле. Есть два варианта загробной жизни: либо в раю, либо в аду.

 

 

Так и с имперским консерватизмом, только применительно к земной жизни.

Если хотите жить в православном государстве, поддерживающем христианские установки на тихое и безмолвное житие, – то надо изучать имперских консерваторов и пересоздавать свое гражданское сознание по их установкам. Тогда и общество, воспринявшее имперское сознание, переделает свое государство под традиционные исторические пути Империи.

Если не делать этого – то мы перестаем быть хозяевами своего положения и предаемся перманентно сменяемым влияниям на нас различных экспериментальных теорий и мировоззрений, которые будут нас проводить через кровавые революции, бедственные перестройки и всевозможные безконечные шоковые реформы.

Ни коммунистические, ни либеральные демократии не приведут нас хоть к какому-то христианскому благополучию, потому что, как говорится у Русского народа, «волк – не пастух, а свинья – не огородница».

Без Бога свет не стоит, а без Царя земля не правится!

 

Беседовала
Анна САМСОНОВА

 

Церковь и государство: связь или борьба

 

Человек не может двоиться в своем мировоззрении, в своих принципах, как предполагает, по-видимому, новое [построенное на демократическом принципе] государство. Он не может оставаться долгое время на распутье двух разнородных цивилизаций. Он не может в одно и то же время верить в Бога, в Святое Евангелие и признавать святость законов государственных, противоречащих закону Божию. Человеку трудно учиться вере после того, как он пройдет школу, игнорирующую веру, или прямо враждебную ей. Ему тяжелее должны казаться требования религии после того, как гражданское общежитие освободило от них его и себя. Вообще, не может человек служить в одно и то же время двум господам с одинаковым усердием… не дай Бог, если возобладает в политической жизни народов демократическое направление… Справедливо замечают даже поклонники нового государства, что религиозная терпимость, проистекающая из безразличия к делу религии, находится в близком родстве с преследованием, что индифферентизм есть самая опасная форма враждебности к религии.

 

И. С. БЕРДНИКОВ, крупнейший Русский канонист,
богослов и консервативный мыслитель


 

 

ОПРОС ||
Имперское мышление

    


     1. Согласны ли Вы, что ни коммунизм, ни либерализм не являются Русским путем в будущее?
     да – 98%; нет – 2%

 

     2. Интересуетесь ли Вы трудами Русских консервативных мыслителей?
     да – 45%; нет – 55%

 

     3. Знаете ли Вы, что эти сочинения содержат правильное осмысление Русскими себя в этом мире для земной жизнедеятельности и государственного строительства?
     да – 87%; нет – 13%

 

     4. Согласны ли Вы, что нам необходимо восстановление традиции имперского мышления?
     да – 100%

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник