ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 20:

ПОСЛЕДОВАНИЕ
ИСХОДНОЕ МОНАХОВ

 

§ 5

ДВЕНАДЦАТЬ ПОКЛОНОВ

 

«Творим же и поклонов дванадесять». Святитель Симеон Солунский (в гл. 369) говорит: «После того как тело посыплется землею, еще присоединяется молитва, которая служит, с одной стороны, благодарением и печатию того, что тело предано земле, с другой – окончанием и совершением всех священных обрядов. Каждый из предстоящих творит при сем по двенадцати поклонов в умилостивление Бога о скончавшем временную жизнь, которая вся исчисляется дванадесятым числом часов, как во дни, так и в нощи. Некоторые творят эти поклоны в чувстве печали о разлуке с ближним. Сотворив поклоны, каждый из предстоящих отходит в свое место в размышлении о себе самом, т. е. о том, что и над ним некогда совершится подобное».

 

ГЛАВА 21:

ПОСЛЕДОВАНИЕ МЕРТВЕННОЕ
НАД СКОНЧАВШИМСЯ СВЯЩЕННИКОМ

 

§ 1

УСОПШИЕ УСТРОЯЮТСЯ
ЛИЦАМИ СВОЕГО ЧИНА

 

«Над скончавшимся священником». Святитель Симеон Солунский (в гл. 361) объясняет многие принадлежности погребений не только священнического, но и прочих лиц. Принадлежности эти суть следующие: «Святая Церковь приняла обряд погребать брата, скончавшегося в вере, следующим образом: архиерея и иерея, как лиц священных, устрояет Церковь руками иереев и облачает в чистые ризы, свойственные степени его сана. Прежде всего, омывают тело, отирая оное губкою с водою крестообразно во образ священного Крещения, на челе, очах, устах, персях, коленах и руках; потом, препоясав обыкновенные одежды, сверх их облачают в священные архиерейские или иерейские ризы и надевают новые сапоги на ноги».

 

НАД УСОПШИМИ СВЯЩЕННИКАМИ
ЧИТАЕТСЯ ЕВАНГЕЛИЕ

 

«В руки усопшего дают Священное Евангелие, которое читается над ним и прежде, когда он кончается, и после смерти, сколько позволит время, – как потому, что он по-евангельски жил, так вместе в умилостивление Бога и для освящения его Божественным словом. Ибо какая другая и лучшая может быть жертва Богу в умилостивление о предлежащем, как не сия, т. е. благовествование о воплощении Божием, Его учении, Таинствах, даровании оставления согрешений, спасительных страданиях за нас, животворной Его смерти и воскресении? Итак, над священными более, нежели над простыми, должно совершать последование Евангелия».

 

НАД МОНАХАМИ И МИРЯНАМИ
ЧИТАЕТСЯ ПСАЛТИРЬ

 

«Над монахами же читается Псалтирь, что сохраняют многие и исполняют доныне. Если скончавшийся есть монах, то после крестообразного отрения тела его одевают в одежды, приличные его образу, и сверх их зашивают в мантию, которая и бывает ему как бы гробом; над мантиею делают из того же облачения три креста ради Христа, Которого крест он нес в своем образе, и сверх всего полагают икону Того, Которого он возлюбил, т. е. икону Христа».

 

ИКОНА ПРИ УМЕРШЕМ, УМЕРШИЕ
ПОКРЫВАЮТСЯ ПОКРОВОМ

 

Подобным же образом полагается икона и на персях скончавшихся мирян. Последних одевают в обыкновенные чистые одежды, сверху которых полагают священный покров в ознаменование того, что они – верные и освященные Таинствами – находятся под покровом Христовым. Икона полагается на мирянине как в знак веры его во Христа, так и в ознаменование того, что он Христу предал свою душу. С молитвою подъемлется тело и с лампадами относится в божественный храм. Архиереи полагаются в храме пред святыми дверями, т. е. ближе иереев, т. к. и святой Дионисий дает им место при жертвеннике, где они совершают и служение свое; тела монахов – пред священными дверями, где обыкновенно стоят монашествующие на молитве; а тела мирских полагаются среди храма, где обыкновенно становятся в храме миряне. Впрочем, ныне бывает не так: теперь всех полагают в самой средине храма, – думаю, потому, что это место пространнее прочих и может вместить более народа, дабы все видели усопшего и предстояли в молитвах Богу за него; или потому, что во время входа и каждения от жертвенника обходят и весь священный храм, освящая все, находящееся в оном.

 

УМЕРШИЕ ПОСТАВЛЯЮТСЯ
ЛИЦОМ К ВОСТОКУ

 

Некоторые из сих принадлежностей объясняет святой Златоуст в Маргарите (лист 442): «Не видишь ли, что мы творим над умершими? Провождаем их пением и священными песнями, выражая тем хвалу Владыке; облачаем их в новые одежды, проповедуя новую одежду нашего нетления; возливаем на них миро и масло, ради крещения; следуем за ними с фимиамом и свещами, показуя, что они выбыли из области темного сего жития и отошли к истинному свету; полагаем ковчег (т. е. гроб) мертвого, обращая его лицом к востоку, предзнаменуя сим образом воскресение усопшему».

 

§ 2

УСТРОЯЮТСЯ ОТ СВОЕГО ЧИНА

 

«Приходят три священника и снемлют его». Нимало не удивительно, что умершему священнику явно услуживают в должном прочие священники, особенно когда вспомним, что и величайшие по летам и святости жизни епископы не отрицались воздавать сей долг благочестия и прочим, простым умершим людям. Иероним (Стридонский, – примеч. ред.) пишет о таковой услуге, оказанной Павле, к дочери ее Евстохии: «Она перенесена руками епископов, подложивших рамена свои под одр ее; другие епископы предшествовали с лампадами и свечами, а иные составляли клир поющих; потом поставили одр посреди церкви, освященной во имя Гроба Спасителева».

 

§ 3

ЕЛЕЙ НАЛИВАЕТСЯ
НА УМЕРШИХ

 

«С елеем чистым». Тела умерших, по омытии водою, окропляемы были ароматами и мастьми, как упоминает в своем завещании святой Ефрем, тщательно воспрещая совершать обряд сей над собою после смерти (об этом было показано выше, гл. 20, § 4). Но Восточная Церковь, дабы не показать, что она совсем отринула священный обряд сей, учредила тело всякого священника, покрытое сверху полотном, слегка окроплять губкою, напоенною чистым елеем, стараясь исполнить и все прочее, что должно.

 

§ 4

УМЕРШИЙ СВЯЩЕННИК ОБЛАЧАЕТСЯ
В СВЯЩЕННИЧЕСКИЕ ОДЕЖДЫ

 

«Потом же во всю священническую одежду». Священники издревле были погребаемы облаченными, сверх некоторых собственных одежд, во все священнические, а архиереи – в архиерейские одежды. Доказательством сего служат самые их гробы, открытые по прошествии многих лет со времени их кончины. Так Бароний (в лет. 310, под числ. 2) о святом Петре Александрийском пишет: «Люди сотворили ему честное погребение, во время которого, облачив его в епископские одежды, приложили к телу его отсеченную голову и посадили его на епископском престоле, воздавая ему достойную почесть со слезами». Отсюда должно почитать несомненным, что обычай погребать умерших священников и архиереев в благословенных одеждах был позволителен, как согласный с верою и благочестием.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

Секты как союзники врагов
православных стран

 

Окончание. Начало см. на стр. 8

 

«Главная задача сознательной интеллигенции есть освобождение страны от мрака, невежества, фанатизма и варварства, и первый ее шаг должен быть направлен к достижению безграничной свободы совести, которая есть родоначальница всех остальных свобод, – излагал планы неких деструктивных сил еще в начале ХХ века сотрудник Русской разведки Л. Ратаев. – Для начала достаточно лишить господствующую Церковь ее первенства и сравнять ее в правах с прочими инославными исповеданиями и даже сектами».

И вот ключевые слова для понимания того, что происходит не только в Грузии, но и в России, и в других православных странах: «Секты могут быть особенно полезны для борьбы против церковного деспотизма. Соприкасаясь близко с низшими слоями населения, они облегчат значительно интеллигенции ее задачи, взяв на себя труд растолковать народу, какую аномалию и нелепость представляет собой в наш век эта Православная Церковь с ее антропофагией (т. е. людоедством; кощунственный намек на Таинство Святого Причащения, – примеч. ред.)…»

Авторы концепции добавляют: «Не надо при этом упускать из виду, что у сектантов наряду с их религиозными воззрениями всегда почти бывают проистекающие из них политические убеждения, в большинстве случаев совершенно несогласные с интересами правоверного деспотизма, а потому сектанты могут безсознательно оказать могущественное содействие к искоренению в простом народе… привычной послушности правительству» (Ратаев Л. Записка. ГАРФ. Ф. 102. 1905. Д. 12. Ч. 2. Прод. 5. Л. 281).

В свете данного плана формально «справедливое» на первый взгляд решение Конституционного суда Грузии принимает явно выраженную антигосударственную направленность. Руководящий орган страны стал инструментом в руках неких могущественных сил в их борьбе, а точнее – необъявленной войне против Православной Церкви. И сектанты, а также религиозные меньшинства – ценнейшие союзники в этом противостоянии.

 

Михаил МОЛЧАНОВ

 

 

 

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник