ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ВЕРНОПОДДАННЫЕ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Страж Империи

 


М. Н. Катков

 

В одной из своих статей знаменитый Русский консервативный мыслитель Константин Леонтьев предлагал поставить рядом с памятником А. С. Пушкину в Москве памятник и Михаилу Никифоровичу Каткову (1818–1887) – в знак благодарности и значимости содеянного им для России. Что же сделал этот человек, 200-летие со дня рождения которого мы отмечаем в текущем году, в чем его историческая заслуга?

 

М. Н. Катков родился 1 ноября 1818 года в Москве в семье бедного чиновника. Отец его вскоре умер, и первые годы своей сознательной жизни Михаил провел в Преображенском сиротском училище.

В 1834–1838 годы Михаил Катков учился в Московском университете, где проявил успехи в учебе и открыл в себе талант литератора. Юношеские опыты способствовали выработке у него прекрасного литературного стиля, ставшего впоследствии визитной карточкой выдающегося журналиста.

В 1840 году Михаил уехал в Германию заниматься философией. Там полтора года слушал лекции Шеллинга. Интересно, что одновременно с ним на этих лекциях присутствовали будущий теоретик коммунизма Ф. Энгельс и основатель философии экзистенциализма С. Кьеркегор.

В 1845 году Катков защитил диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка». Затем несколько лет преподавал философию в Московском университете. Однако после запрещения министром просвещения Ширинским-Шихматовым преподавать философию лицам, не имеющим духовного звания, потерял место работы.

Таким образом, приблизившись к сорока годам, М. Н. Катков был обычным интеллигентом-разночинцем. По логике вещей, он мог стать либералом или даже революционером. Однако Катков стал, по выражению Константина Леонтьева, «вождем охранительной России».

С 1856 года Михаил Никифорович берется за издание журнала «Русский Вестник», а с 1863 года – газеты «Московские Ведомости». Тогда к нему и пришла всемирная слава.

9 января 1863 года началось восстание в Польше и Северо-Западном крае (так назывались Белоруссия и Литва). Мятеж поставил Российскую Империю на грань распада. Дело было вовсе не в мощи мятежа – общее количество инсургентов (вооруженного гражданского населения, противостоявшего властям, – примеч. ред.) не превышало 20 тысяч, поляки не взяли ни одного города и не имели ни одной военной победы в прямом боевом столкновении. Главной особенностью польского восстания была почти всеобщая поддержка мятежников Русским «передовым» обществом. Революционные радикалы оказывали полякам прямую помощь, в том числе личным участием в боях против соотечественников, пытались поднять восстание в Поволжье.

Польский мятеж вызвал и международный кризис. Уже 17 апреля 1863 года Англия, Франция, Австрия, Испания, Португалия, Швеция, Нидерланды, Дания, Османская империя и папа римский предъявили России дипломатическую ноту, более похожую на ультиматум, с требованием изменить политику в польском вопросе. Западные страны предлагали решить судьбу Польши, подразумевая ее в границах Речи Посполитой 1772 года, на международном конгрессе под своим руководством. В противном случае они угрожали войной.

С первых же дней мятежа, когда Русские газеты ограничивались перепечаткой официальной хроники, Катков выступил в своих изданиях с требованием решительных мер. Он сразу нанес удар по самому главному, но и самому уязвимому лозунгу польской пропаганды – борьбе якобы за независимость Польши. «Польское восстание вовсе не народное восстание; восстал не народ, а шляхта и духовенство. Это не борьба за свободу, а борьба за власть», – писал он.

При этом апатия российских имперских властей в землях бывшей Польши была вопиющей. Катков обращал внимание на пассивность Наместника в Царстве Польском Великого Князя Константина Николаевича. Именно стараниями М. Н. Каткова Наместник уехал за границу «на лечение», а командующим в Северо-Западном крае с диктаторскими полномочиями был назначен генерал М. Н. Муравьев. Действовал он решительно и жестко. К весне 1864 года восстание было окончательно подавлено.

Таким образом, один журналист, опиравшийся на Русское патриотическое чувство и отражавший его, сумел своим печатным словом переломить опасную для России ситуацию и сыграть роль, сравнимую с ролью политического лидера и военачальника.

В 1881 году публицист, перед которым трепетали министры, губернаторы, генералы и попечители учебных округов, которого ненавидели нигилисты, сепаратисты и революционеры, еще раз повлиял на ход истории.

На рубеже 70–80-х годов XIX века Россия опять вступила в тяжелый социально-политический кризис. Страну захлестнула волна народовольческого терроризма, снова активизировались либералы, подняли голову сепаратисты и самостийники. Правительство же, совсем как в период польского кризиса, колебалось. В начале 1880 года указом Императора была создана Верховная распорядительная комиссия во главе с генералом М. Т. Лорис-Меликовым, одновременно ставшим министром внутренних дел. Новый «диктатор» пришел к выводу о необходимости осуществления в стране либеральных реформ, которые должны были завершиться «увенчанием здания» Империи конституцией. Это означало подрыв традиционной православной и самодержавной России. Начался конфликт «Московских Ведомостей» с Лорис-Меликовым и поддерживавшей его группой либеральных бюрократов. Император Александр II, человек мягкий и доброжелательный, согласился с проектом Лорис-Меликова. Однако 1 марта 1881 года Самодержец был убит. Революционный кризис достиг апогея.

Период с 1 марта по 29 апреля 1881 года был одним из самых драматичных и переломных в российской истории. Останется ли Россия самодержавной Монархией или бросится в неизведанные преобразования, чреватые народнической революцией под социалистическими лозунгами, – все это в громадной степени зависело от одного человека – только что вступившего на престол Александра III.

29 апреля во всех церквях был озвучен высочайший Манифест «О незыблемости Самодержавия». На страницах «Московских Ведомостей» М. Н. Катков восклицал: «Теперь мы можем вздохнуть свободно. Конец малодушию, конец всякой смуте мнений! Перед этим непререкаемым, перед этим столь твердым, столь решительным словом Монарха должна, наконец, поникнуть многоглавая гидра обмана. Как манны небесной народное чувство ждало этого Царственного слова. В нем наше спасение; оно возвращает Русскому народу Царя Самодержавного».

В царствование Александра III публицист окончательно становится лидером и глашатаем защитников истинно Русских охранительных начал. Катков влиял не только на политику. В его передовицах разбирались вопросы экономики, налоговой системы, международных отношений, течений в литературе и искусстве. Особенно большую роль сыграл он в развитии школьного дела в России.

В качестве основы образовательной системы в России Михаил Никифорович предлагал развитие классического образования. Чтобы продемонстрировать достоинства классицизма, Катков основал в 1868 году на собственные средства, а также при финансовой помощи железнодорожных магнатов С. С. Полякова и П. Г. Дервиза, Императорский лицей имени Цесаревича Николая, обычно именуемый Катковским лицеем. В 1872 году при нем открылась безплатная учительская семинария. По числу выдающихся выпускников заведение уступало только Царскосельскому лицею.

 


Собрание сочинений М. Н. Каткова, выпущенное в 2010–2012 годах

 

И, наконец, говоря об исторических заслугах Михаила Никифоровича, нельзя не упомянуть о его гигантском вкладе в Русскую литературу. На страницах изданий Каткова был опубликован почти весь корпус Русской классики: «Война и мир» и «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, «На ножах» и «Соборяне» Н. С. Лескова, «Накануне», «Отцы и дети», «Дым» И. С. Тургенева, лучшие стихи Ф. И. Тютчева, графа А. К. Толстого, Я. П. Полонского, А. Н. Майкова, А. А. Фета, повести и статьи К. Н. Леонтьева и т. д. Эпоха, в которую жил и действовал Катков, не на зря называется золотым веком Русской словесности. Но без редактора «Московских Ведомостей» века этого в его полноте не случилось бы.

Катков оставил после себя плеяду национальных мыслителей и публицистов (Л. А. Тихомиров, Ю. Н. Говорухо-Отрок, В. А. Грингмут, Н. А. Любимов, С. С. Татищев, Е. М. Феоктистов и др.), продолжавших дело своего учителя.

Михаил Никифорович был из числа тех, кого называют трудоголиками. Будучи влиятельным журналистом и возглавляя настоящую издательскую империю, М. Н. Катков тратил на свои личные нужды не более, чем во времена голодной юности. Только на закате дней своих, в 1876 году, он приобрел небольшое имение в подмосковном селе Знаменское (ныне – в черте Москвы, на юго-западе, на территории Битцевского парка, недалеко от Ясенево).

20 июля 1887 года Катков скончался. Похоронили его на кладбище Алексеевского монастыря, позже, в 1930-е годы, разрушенного. После смерти Михаила Никифоровича противники сделали все, чтобы его имя было забыто. Неслучайно последние сборники его статей вышли в 1905 году! Либеральная интеллигенция имела много причин ненавидеть Каткова и его дело. Советская историческая наука продолжала оценивать его роль в истории, отталкиваясь от суждений прогрессистов, связанных с кадетами, эсерами или меньшевиками.

Только в последнее время имя Каткова стало возвращаться Русскому читателю. В 2010–2012 годы в издательстве «Роток» вышло собрание его сочинений в шести томах. Конечно,  это издание не может быть полным, т. к. только выпущенное после смерти Каткова его вдовой собрание передовиц «Московских Ведомостей» за 1863–1887 годы составляет 25 томов по тысяче страниц каждый! А ведь помимо передовиц он писал серьезные аналитические статьи, осуществлял редакторскую правку печатающихся у него книг и статей...

Всей своей жизнью М. Н. Катков доказал, что журналистика не должна играть разрушительную роль, подрывая устои, или же, напротив, быть только голосом правительства. Свое понимание миссии журналиста Михаил Никифорович изложил так: «Это не путь власти или ко власти. Это – служение по совести». Он служил по совести. И именно этим объясняются его успехи и заслуги перед Россией. И теми, кто служит России по совести, имя Михаила Никифоровича Каткова не должно быть забыто.

 

Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

Источник: Лебедева Г. Н.
Предисловие // Воспоминания о Михаиле
Каткове / Сост. Г. Н. Лебедева;
отв. ред. О. А. Платонов.

М., 2014. С. 5–27.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник