АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Било в скиту Святой Анны на Афоне
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ
ГЛАВА 20:
ПОСЛЕДОВАНИЕ
ИСХОДНОЕ МОНАХОВ
§ 1
УСОПШИЕ ОМЫВАЮТСЯ
«Не подобает омыватися». Хотя телу усопшего монаха «не подобает омыватися» так, чтобы все оно было обнажено, но и монах умерший окропляется и отирается слегка водою для того, чтобы тем исполнить и сохранить обряд, принятый Церковию от времен древних.
Вместе с христианским законом начался и обычай омывать мертвых, одевать их, полагать в гроб и выносить всенародно, – потому что еще Тавифу, одну из первых учениц апостолов (см.: Деян. 9, 37), по смерти «омывше (а следовательно, и наложивши одежды), положиша в горнице». Укоренившись во времена апостолов, обряд сей распространился наконец и по всей Церкви. Евсевий (Кесарийский, – примеч. ред.) (кн. 7, гл. 28) пишет: «Восточные, обнимая тела святых (т. е. христиан) распростертыми руками и недрами, закрывая очи, сожимая уста, нося на раменах своих, обнимая их в продолжение долгого времени, прикасаясь к ним, лобызая их, украшая их омовениями и одеждами, в свое время воспринимали и сами те же услуги от других; остающиеся в живых всегда следовали поведению своих предшественников».
§ 2
УСОПШИЕ ПОСТАВЛЯЮТСЯ
В ЦЕРКВИ ПО ЧИНАМ
«И аще убо священник есть отшедый брат, возлагаются мощи его посреде храма: аще же простец, в притворе». О положении тел умерших посреди храма и в притворе святой Дионисий говорит хотя и другими словами, но означающими тот же смысл, какой заключается и в приведенном месте. Он (на с. 123) говорит: «Божественный священноначальник, собрав священный лик, если усопший будет священнического чина, то, поставив его пред алтарем, – начинает молитву и благодарение к Богу; а если погребается кто-либо из благоговейных монахов или из народа, то поставляет его в честном святилище при входе священническом. Определяемое здесь для священника пред алтарем место, по изъяснению Пахимера, есть то, которое находится между клиросами и алтарем; так, чтобы умерший священник стоял ближе клиросов к алтарю; а для простых монахов и мирских, в честном святилище при входесвященническом; определяемое место есть то, которое, начиная от клиросов, простирается к притвору, или в самом притворе; чтобы т. е. тела таковых стояли в церкви не выше, но ниже мест, назначенных для клириков».
Впрочем, ныне все гробы, как тех, так и других, поставляются посреди храма. Об этом смотри ниже (гл. 22, § 1).
§ 3
УДАРЕНИЕ МАЛОЕ,
ВЕЛИКОЕ И ЖЕЛЕЗНОЕ
«Ударяет в тяжкия железа». Греки изобрели колокола в позднейшие времена. Бароний (в лет. 865, под числ. 7) пишет: «В этом году у греков вошли в употребление колокола. Начало сему обыкновению положил Урсус, дож венецианский (дож – титул выборного главы Венецианской республики на протяжении более чем десяти вв., с VIII по XVIII вв. – Примеч. ред.), прислав первый колокол кесарю Михаилу, вследствие его прошения». Впрочем, и ныне они созывают народ в церковь посредством колоколов только в местах пустых и отдаленных, где турки не могут быть встревожены их звоном; а в прочих местах ударяют в деревянные и железные доски, т. е. била и клепала, развешанные по обеим сторонам церковной паперти. В железные доски они ударяют в нарочитые праздники, или во дни полиелейные, – как свидетельствует Григорович-Барский († 1747; украинский паломник, путешественник, писатель, публицист, – примеч. ред.) (с. 154): «В афинских монастырях не все имеют кимвалы (колокола); если где в новоустроенных монастырях и есть колокола, то их употребляют только во дни воскресные и праздничные, а вседневный благовест к церковному богослужению производится в деревянные и железные била: к обыкновенной вечерни созывают посредством деревянного била великого; а если на вечерни положено пение псалма „Блажен муж“, то ударяют и в железное клепало».
Нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского
По сему свидетельству «ударение в железа», бываемое при погребении монахов, сходно с праздничным. Все ударения в деревянные и металлические доски разделяются на три рода: ударение малое, великое и железное. Ударение малое, бываемое на малых вечернях, как малозвучное и глухое, означает древних пророков и только как бы сень и прообразования будущих событий; ударение великое, производимое на праздничных утренях, как звонкое и разносящееся по воздуху, знаменует во всю землю исшедшее вещание Евангелия. Вальсамон (византийский канонист, Патриарх Антиохийский, – примеч. ред.) (кн. 7 закон, греко-рим.) пишет: «Для благовестия Божественного Евангелия и для чтения прочих священных книг при общественном собрании, по общему Уставу святого града Иерусалима, написанному святым Саввою, изобретено великое ударение; а ударение в железное или медное било выражает нам будущий суд и знаменует ту ангельскую трубу, которая имеет созвать всех из гробов к Суду общему».
§ 4
ПРЕВРАЩЕНИЕ ТЕЛА
В ЗЕМЛЮ И НЕПРЕВРАЩЕНИЕ
«Земле, зинувши», и проч. Превращение тела в землю почитается знаком того, что умерший возымел соединение с Церковию; для чего Церковь и повелевает земле принять его, быв в то же время уверена и убеждена в спасении его души. Превращение человека в те же вещества, из которых составился, служит как наказанием за грехи, так и знаком милостей Божиих к грешникам и, как дар, бывает иногда предметом многих молитв и прошений. Есть в церковном употреблении даже особенная о сем молитва, называемая прощальною (о которой будет показано ниже).
Равным образом и нетление, оказывающееся по смерти в телах праведников, есть доказательство прощения и разрешения от наказания за грехи, – а в телах людей, отлученных за грехи от Церкви, есть знамение великого гнева Божия. Посему Восточная Церковь, если находит в земле тела, непревращенные в землю, почитает их или за святые мощи, или за тела отлученных и проклятых. Святыми мощами почитаются тела в том случае, если они издают приятный запах и благоухание, если просиявают некоторыми лучами красоты, – по крайней мере не представляют в себе ничего страшного; а неистлевшие тела отлученных грешников бывают надуты наподобие колокола или пузыря, необыкновенно черны и представляются в безобразном виде.
Многими доказательствами утверждено, что тела отлученных после смерти не истлевают, а после разрешения явным образом обращаются в землю. Из числа многих примеров в доказательство сей истины славнейший и известнейший есть тот, который описан в Требнике Петра Могилы и находится при той же прощальной молитве для разрешения подобных грешников. Там повествуется, что когда найдено было в земле неистлевшим тело некоторой женщины, отлученной от Церкви, и внесено было в церковь, тогда после прощальной молитвы, которую прочел Патриарх над закрытым и запечатанным ее гробом, все кости этого тела с некоторым треском, который слышен был всеми предстоящими, отделились от тела и остались голые и сухие, а самое тело в то же время обратилось в прах. Из сего примера все на опыте дознали, что кого архиереи или священники отлучают от священного общения с Церковию, тот не истлевает в земле, хотя бы лежал в ней и тысячу лет, если не получит прощения от Бога.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | Столетие Русской Голгофы |
1. Согласны ли Вы, что Русскому народу необходимо покаяние в грехах отступления от Бога и богоустановленной власти – Монархии?
2. Согласны ли Вы, что современная разобщенность нашего народа – одно из следствий богоборческого переворота 1917 года?
3. Согласны ли Вы, что воспринять спасительную для России жертву святой Царской Семьи и Новомучеников Российских можно, лишь отказавшись от лжи о нашем прошлом?
4. Согласны ли Вы, что сохранение названий российских улиц в честь революционеров- террористов при объявленной борьбе с терроризмом является абсурдом?
|