ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 


«Земля еси и в землю отыдеши»

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 19:

ПОСЛЕДОВАНИЕ ИСХОДНОЕ
И ПОГРЕБЕНИЕ МИРСКИХ ЧЕЛОВЕК

 

§ 10

 

«Шестое пою» и проч. Феофан, творец многих канонов, написал первый канон Безплотным; почему в Следованной Псалтири, в понедельник, над этим каноном его показано: «Первое Ангелом пение»; а шестой канон – по порядку времени сочинения, – составленный им же на погребение мирских человек, и есть сей самый. Почему он и имеет надписание: «Шестое (т. е. шестой канон) пою отшедшему сладкопение».

 

§ 11

 

«Феофаново». Творец сего канона Феофан есть брат Феодора. Оба они именуются «Начертанными» (о них, равно как и о причине наименования их «Начертанными», смотри в житии их декабря 26-го дня).

 

§ 12

 

«Иоанна монаха». Святой Иоанн, по одному уже имени, есть известный Дамаскин, который не только житием и словом был превосходный учитель, исполненный всякого познания – Божественного и человеческого, но и между песнописцами почитается в числе первых.

 

§ 13

ПОЧЕМУ УМЕРШИЕ
ИМЕНУЮТСЯ «УСОПШИМИ»

 

«От Иоанна святаго Евангелия чтение». Над умершими читается часть апостольского учения о надежде восстания; Евангелие, читаемое иереем, предпоказует как бы самое восстание наше, имеющее совершиться чрез Ангела Божия; посему покойные и не называются «умершими», но «усопшими» – как имеющие некогда восстать из гроба.

 

§ 14

УСОПШИЕ
ЧЕСТВУЮТСЯ ЦЕЛОВАНИЕМ

 

«Бывает целование». Обряд целования умершего, издревле принятый христианами, преимущественно соблюдается в Церкви Восточной. Святой Дионисий (на с. 127) говорит: «Потом божественный священноначальник произносит над усопшим священную молитву; а после молитвы сперва сам целует усопшего, а потом и все присутствующие».

Причину этого целования представляет святой Амвросий в «Шестодневе» (в кн. 6, гл. 9): «Целование есть знак благочестия и любви». Т. е. того благочестия и той искренней любви, по которым умершее тело христианина почитается как истинный храм Божий и все поклоняются пред ним и целуют уста его, как двери храма.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 367) говорит: «…„И последнее целование“ – это и знак того, что прешел от жизни и разлучился с нами; и знак того, что он пребывает в общении и единении с нами, – ибо и после смерти мы не разлучаемся друг от друга. Все пойдем тою же стезею, все соединимся вместе и никогда не разлучимся, потому что будем жить со Христом, как и ныне соединяемся с Ним, прибегая к Нему».

 

§ 15

УПОТРЕБЛЕНИЕ
НАДГРОБНОГО ПЛАЧА

 

«Зряща мя безгласна». Издревле было замечено, что женщины, терзаясь неразумным отчаянием, в разодранных одеждах и с распущенными волосами, жалостными своими восклицаниями при смерти ближних не только не смягчают болезни, но и умножают ее, возбуждая своим примером других к подобным восклицаниям, к пролитию слез и восхвалению умерших. Но когда самые епископы начали присовокуплять подобные же печальные и надгробные пения к песням, положенным в церковном последовании погребения, – тогда они достойно были от этого удержаны 103-м правилом святейшего Собора Карфагенского, в котором сказано: «Угодно было отцам, чтобы молитвы, утвержденные Соборами, совершаемы были без изменения».

На это правило Вальсамон пишет: «На Соборе сего первейшего в области города изданы различные постановления, и между прочими замечательно то, что подвержены были запрещению те епископы, которые при погребениях благородных и вельмож, совершая отпевание умерших, произносили похвальные молитвы с ямбическими стихами или свободным изложением собственных речей. И многие уличены были в таковых поступках. Равным образом запрещены тем же соборным узаконением и те чтецы, которые в подобных случаях издавали свои плачевные выдумки на нотах или на словах и вместо надгробного и церковного пения произносили свадебные восклицания».

Впрочем, воспрещая все произвольное, Церковь одобрила и допустила некоторые плачевные тропари и приличные надгробные песни и присоединила их к молитвам за усопших – для того, чтобы возбудить внимание к мыслям о смерти. Таковым духом священного плача проникнуты все тропари, положенные в чине погребения; но особенно замечателен тот, который поется при конце: «Зряще мя безгласна»; он как бы от уст усопшего приглашает всех друзей и сродников, братий и знаемых к плачу и сетованию.

Следовательно, вышеупомянутое правило гласит только против тех священноначальников, которые сверх устава произносят над умершими необычайные молитвы и песни своего сочинения. Ибо настоящие тропари, положенные по уставу, как не содержащие в себе ничего предосудительного, как думают некоторые, немалое возбуждают внимание в душе всякого к обстоятельствам смерти и будущей нашей жизни.

 

§ 16

УСОПШИЙ
ПРЕДАЕТСЯ ЗЕМЛЕ

 

«Взем персть лопатою». Землю предаем земле, дабы то, что взято от земли, паки обратилось в землю. Это долг человеколюбия, ибо что может быть человеколюбивее того, как предать человеческое тело в сродную ему стихию, т. е. в землю?..

Некто, исполнивший сей долг своему брату, говорит: «Одеявшись в священнические одежды, я совершил над ним обыкновенные молитвы и по обычаю опустил своими руками землю на дружеское тело, которое и само имеет быть землею».

Святитель Симеон Солунский (в гл. 268): «До могилы идем с останками и поем трисвятое славословие Бога в Троице; полагаем останки в могиле и с молитвою предаем их земле, исполняя Божественное повеление: „Земля, и в землю пойдеши“; в то же время выражаем и надежду воскресения, знаменуя останки крестом или полагая на поверхность могилы некоторые знамения воскресения».

 

 

 

§ 17

ВОЗЛИВАЕТСЯ ЕЛЕЙ
НА УСОПШИХ

 

«Наливает сверху мощей елей от кандила». На тело усопшего издревле принято в обыкновение возливать елей или от святой лампады, или тот, который остается от Таинства Елеосвящения.

Святой Дионисий (на с. 136) говорит: «После целования священноначальник возливает елей на усопшего». И вслед за сим приводит причину: «Вспомни здесь, что и при первом оном священном богоотрождении пред божественнейшим Крещением, после снятия одежд, как первое причастие Таинства, даруется крещаемому елей помазания; так точно и теперь, по окончании всего, возливается на усопшего елей. Тогда помазание елеем воззывало совершаемого к священным подвигам; а теперь возливается елей в ознаменование того, что усопший уже окончил и совершил священные подвиги, дабы таким образом, по повелению Духа Святаго, почить от трудов своих».

Святитель Симеон Солунский (в гл. 286) говорит: «Впрочем, елеем помазуются и мертвые, как говорит божественный Дионисий, по примеру того помазания елеем, которое совершаемо было пред святым Крещением; и причину сего помазания полагает в том, что скончавшийся доблестно во Христе окончил тот подвиг, ради которого он помазывался прежде, помазуется и теперь. И это помазание есть знамение Христово и печать отшедших во Христе, которые подвизались за Христа в освящение телес своих и благочестно жительствовали здесь, равно как и в знак чести для самих подвижников, поживших по образу Христа, знамением Которого и служит сей священный елей помазания. По сему же мощи священнейших мучеников, полагаемые под божественным жертвенником, как бы во гробе, помазуются вместо сего елея святым миром; ибо совершенным прилично и вещество совершеннейшее. То же совершаем и мы, когда на умерших во Христе братий возливаем елей».

И в другом месте (в гл. 338): «Посему, когда тело полагается в гробе, возливается на него крестообразно елей, как предали апостолы и как пишет Дионисий, что во время погребения должно помазывать тело умершего елеем. Как во время Крещения употребляется вода и елей, так и здесь благочестием установлен обычай приносить елей в ознаменование того, что умерший верно и благочестиво жил и скончался. Для этого сначала крестообразно отирают водою и губкою чело, очи, уста и перси, руки и колена умершего, а потом помазуют елеем. Елей есть знамение подвигов и выражение того, что почивший скончался в подвигах добрых и благочестивых, что он удостоился милости божественной и светлого света божественного веселия».

И еще (в гл. 268): «Некоторые из благочестивейших мужей, находясь еще в живых, совершают Таинство Елеосвящения в умилостивление своих грехов и окончательное освящение. И если они близки к смерти, то этот елей соблюдается до кончины, после которой помазуют отшедшего, полагая на нем священнейшую печать и воздавая тем честь и освящение преподобным его останкам, и помазуемые достойны чести быть умащенными священными мастьми; поживших по образу Христа прилично запечатлеть печатию Христовою; даже при самом погребении возливают елей на тело христианина, призывая на него божественную милость».

§ 18

«ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ»

 

«Вечная память». Святитель Симеон Солунский (в гл. 368) говорит: «После отпуста, к прославлению усопшего возглашается „вечная память“ – потому что умершие присоединились ко святым и достойны их наследия, как достойные преемники их веры. Самое провождение усопшего к Богу и моление наше о нем имеют высокое значение: окончательная молитва и предпосылает почившего к Богу, и как дар богоугодный, и как совершенное окончание всего, предает душу и тело отшедшего Богу. Посему мы приходим с останками до самой могилы и поем трисвятую песнь».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник