ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ И ОТКРОВЕННЫЙ

взгляды на будущий строй земной жизни

 

 

 

Мы продолжаем публикацию ранее не переиздававшегося труда святителя Серафима (Соболева) против социализма. Ценность работы, во-первых, состоит в том, что святой анализирует «материалистическое миросозерцание» в свете Божественного Откровения, с точки зрения православного учения о последних временах и кончине мира.

А во-вторых, хотя сегодня социализм в России уже не пользуется популярностью, это не значит, что эта тема не заслуживает внимания. Размышляя о революции, историк М. Б. Смолин отмечает: «„Смиренные“ либералы и радикальные революционеры были как „начала и концы“ единого революционного миросозерцания, внутри которого либералы раскачивали традиционное общество, а революционеры довершили дело его разрушения самим актом революции. <…> Большинство исследователей либеральной и социальной демократии, да и сами либералы и социалисты, считают себя противоположностями. И, как пишет Л. А. Тихомиров, „до известных пределов они правы. Лягушка очень отлична от головастика. Но, тем не менее, это все-таки дети одной матери, это различные фазы одной и той же эволюции“».

Другой историк и общественный деятель, Л. П. Решетников, констатирует: «В 1991 году все рухнуло. Казалось, Русский народ, имеющий перед глазами страшный кровавый опыт XX века, уйдет от ложного выбора – западный капитализм или очередной социализм-коммунизм. Но Русские слишком долго были под гнетом чужих идей, чужебесия. У власти оказались „новые февралисты“…»

Итак, наследовавший либерализму социализм выродился на наших глазах в неолиберализм – идеологию глобализации, продвигающую эгоистические интересы международных монополий, дурача людей либеральной риторикой. Поэтому если в публикуемом сочинении святителя Серафима «социализм» понимать как «глобализм», то оно фактически отображает современную действительность.

 

ГЛАВА 2: ОТКРОВЕННЫЙ ВЗГЛЯД
НА БУДУЩИЙ СТРОЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

 

Таким образом, кажется нам, что настоящее время и есть время, ближайшее к пришествию антихриста. Думается нам, что настоящий период времени как нельзя лучше характеризуется тем символическим откровенным землетрясением, тем омрачением солнца и луны, которое видел святой Иоанн после снятия шестой печати.

Осмелившись в данных образах видеть указания на бедствия времен после периода гонений и времен ближайших к антихристу, мы, тем не менее, полагаем, что эти символические откровенные образы главным образом указывают на бедствия в пришествие антихриста. В пришествие антихриста и совершатся вполне те ужасные перемены в проявлении зла и страданий сравнительно с эпохой гонений, то религиозно-нравственное ослепление и омрачение христиан, которое происходило от первых веков до ближайших к антихристу времен включительно.

По апостолу Павлу, прежде чем прийти антихристу, должно быть всеобщему отступлению и всеобщему безначалию. Следовательно, антихрист придет, когда люди утратят веру, нравственные основы и внешние, второстепенные, сдерживающие зло начала – государственную власть. Иначе сказать, антихрист придет во время, когда у людей рухнут все устои для доброй жизни и не будет препятствий для полного проявления как человеческого, так и диавольского зла. Отсюда можно представить себе, в каких ужасных обнаружениях и небывалых будут царить зло и страдание на земле!

Прежде всего, сам антихрист, появившись в образе человека, воплотит в себе древнего змия или сатану (см.: Откр. 12, 9; 20, 2) для порабощения всего миpa. И это порабощение совершится легко. Кроме того что не будет тогда религиозно-нравственных основ у человечества и государственной власти, сам антихрист будет, по изображению апостола Павла, обладать всею сатанинскою силою и действовать на людей всякими ложными знамениями и чудесами (см.: 2 Фес. 2, 9–10). В силу всего этого и при помощи великих знамений и чудес своего предтечи – лжепророка, он покорит весь мир, будет как Бог на земле, и горе тогда побежденным!

В тот короткий период времени (три с половиной года), предназначенный антихристу для царствования на земле, он будет спешить распространить свое адское зло, разлить свою адскую гибель и злобу на весь мир. И прежде всего ее придется испытать тем, которые представляются в Откровении под образом звезд. Этим именем, по святому Андрею Кесарийскому, обозначаются те мнящиеся быть светилами миpa (главные представители христианской жизни и начальствующие над Церковью), падение которых во времена антихриста и было изображено в Откровении Иоанна в падении звезд (см.: Откр. 6, 13; Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис. М., 1901. С. 52). Об этом-то падении звезд в пришествие антихриста и пророчествовал Спаситель, когда говорил: «По причине множества скорби прельстятся, насколько возможно, и избранные» (ср.: Мф. 24, 24; Андрей Кесарийский, свт. Там же).

Таким образом, прежде всего и главным образом всю силу антихриста придется испытать тем из христиан, которые явятся опасными для его власти. Вот почему, сосредоточив свою силу прежде всего на носителях христианской церковной власти, антихрист вместе с тем постарается ниспровергнуть всякую власть, всякую силу, враждебную ему и его горделивым замыслам властвовать над миром с безраздельною властью – и церковною, и гражданско-политическою. Очевидно, антихрист со своими приверженцами двинется ратью на могущественные государства. Начнется неслыханная по ужасам борьба; наступит период кровопролитнейших войн. Откровение Иоанна показывает нам печальные следствия этой борьбы антихриста с церковною и политическою властью под образом горы, двинувшейся со своего места (см.: Откр. 6, 14; Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 53).

Но если перед антихристом не устоят избранные и сильные, то что можно сказать про всех прочих? Чтобы привлечь всех на свою сторону, у антихриста будут все к тому средства. Объединив под своею властью весь мир, он будет обольщать людей всякими чудесами – своею благотворительностью, предоставлением людям всяких материальных и чувственных благ, которые явятся для людей того времени единственным счастьем. В царстве антихриста будут тогда все земные богатства, все преимущества для животной счастливой жизни. Тогда для тех из христиан, в которых еще будет теплиться божественный благодатный огонь, настанет время небывалых соблазнов и искушений.

Те символические воды, означающие, по святому Андрею (см.: Откр. 12, 15–16; Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 98–99) искушения злых демонов и в особенности ослепляющие современных христиан, которые видел Иоанн испущенными из уст древнего змия вслед жены (Церкви), родившей сына мужеского пола (христиан) и бежавшей в пустыню, во времена антихриста (окончательно) затопят еле тлеющую благодатную искру в душе христиан своею сатанинскою страстностью, сладострастием, пьянством, объедением, умственным извращением и прельщением.

 


Падение звезд после снятия шестой печати.
Фреска афонского монастыря Дионисиат

 

Впрочем, кроме всевозможных соблазнов и искушений, средством для порабощения антихристу будет его небывалый деспотизм, его неслыханная жестокость, которую он будет проявлять чрез кровопролитные войны и повсеместные убийства по отношению к непокорным себе и в особенности к христианам. И дано было ему (т. е. антихристу), – говорится в Откровении, – вести войну со святыми и победить их (Откр. 13, 7; см.: Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 104). В буквальном смысле это и исполнится, когда он убьет посланных Богом на землю свидетельствовать против лжи антихриста – Еноха и Илию.

Так антихрист будет расправляться со всякими своими противниками и такими ужасами привлекать на свою сторону.

На челе или правой руке побежденных и добровольно подчинившихся антихристу будет налагаема печать, или образ антихриста. Без этой печати нельзя будет ничего ни продавать, ни покупать. И всем, таким образом, не принимающим этого образа, будет грозить или насильственная смерть от слуг антихриста, или от недостатка необходимого.

Тогда наступит время, когда Церкви, представленные в Откровении под образом островов, побегут, по святому Андрею, из своих мест, изменяя их одно на другое (см.: Там же. С. 54). Тогда все, как говорится об этом в Откровении, и Цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скроются в пещеры и в ущелья гор; и скажут горам и камням: «Падите на нас и сокройте нас...» (ср.: Откр. 6, 15–16).

До какой невыносимой степени достигнут бедствия и страдания во времена антихриста, об этом свидетельствует символический образ, виденный Иоанном и состоявший в том, что небо тогда (после снятия шестой печати) скрылось, свившись как свиток. По святому Андрею Кесарийскому, этот образ нужно понимать так: зло и страдания при антихристе так будут ужасны, что даже силы небесные, сожалея об отпавших и взирая на земные ужасы, будут иметь как бы сострадание и печаль.

Таковы бедствия, имеющие наступить во время пришествия антихриста, по Откровению Иоанна Богослова.

Но это еще не все. По Откровению Иоанна, все эти описанные бедствия и страдания человеческие принимают еще более потрясающий и усиленный характер, когда представляются выражением попустительства Божия и ярости Божественного гнева. Такое усиление горечи скорбных времен антихриста и представляется в Откровении Иоанна после снятия седьмой печати под образом семи трубных ангельских звуков.

Так, по изображению Откровения, после первого вострубления сделались град и огонь, смешались с кровью и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела (ср.: Там же. 8, 7). По толкованию святого Андрея, град указывает на то, что наказания сии придут с Неба и выразятся в попущении Божием тех кровопролитнейших войн времен антихриста, которые уничтожат третью часть из произведений земли. Последнее обстоятельство показывает, между прочим, на каком большом пространстве земли будет литься человеческая кровь от повсеместных войн при антихристе!

В силу того же попущения Божия, после второго вострубления третья часть моря, по низвержении в него огненной горы (диавола, – Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 65), превратится в кровь, после чего погибнет третья часть одушевленных тварей (в нем) и третья часть судов (см.: Откр. 8, 8–9). Пo святому Андрею Кесарийскому, эти бедствия произойдут прямо и непосредственно от диавола, по допущению Божию, как Он сделал это некогда с Иовом. Можно еще думать, что эти пророческие слова Апокалипсиса указывают на те морские кровопролитные сражения, которые произойдут, опять в силу того же попустительства Божия, во времена антихриста.

 

Продолжение см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник