ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ И ОТКРОВЕННЫЙ

взгляды на будущий строй земной жизни

 


Шестая труба. Фреска Дионисиата

 

Продолжение. Начало см. на стр. 6

 

После третьего трубного ангельского звука Откровение Иоанна изображает падение большой горящей звезды, имя которой «полынь», на третью часть рек и водных источников, после чего третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, ставших горькими (см.: Там же, 10–11). Святой Андрей Кесарийский, подразумевая под горящей звездой диавола, под горькими водами видит те удовольствия, которыми диавол, упоевая людей бурным и горьким развращением, попущается Богом наводить мучительные скорби, хотя и не на всех, но, по долготерпенью Божию, на третью часть – для того, чтобы неверие в воздаяние в загробной жизни не причинило душевной смерти нетерпеливым (см.: Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 67).

Т. к. святой Андрей Кесарийский не устраняет буквального смысла в понимании того поражения растительности и морей на земле, которое видел святой Иоанн после первых двух ангельских звуков, то не будем в противоречии с ним, т. е. Святым Отцом, если с таким пониманием отнесемся к тому символическому поражению третьей части рек и водных источников, что видел Иоанн Богослов после третьего ангельского трубного звука. Отсюда, под порчею вод буквально можно разуметь ту порчу водных источников, которая произойдет в наказание людям в последние времена и будет распространять свою смертоносную заразу на людей. В таком же буквальном смысле можно объяснить и поражение третьей части светил небесных, которое видел Иоанн после четвертого трубного ангельского звука (см.: Откр. 8, 12).

«И в наши времена, – говорит, например, Барсов (Русский духовный писатель (†1896), – примеч. ред.), – нередко случается, что времена года начинаются или оканчиваются не в обыкновенное время – раньше или позже; что весеннее и летнее солнце иногда не греет; луна и звезды бросают на землю тусклый и бледный свет; холодные ветры останавливают ход растений, только показавшихся на Божий свет; безвременные морозы убивают надежду плодов еще в цветках... Все такие явления, выступающие из общего порядка вещей, сопровождались утратою благосостояния человека, погибелью его плодов, бедностью, нищетой, голодом и другими многочисленными самыми горестными последствиями. Правосудие Божие нередко поражало подобными гибельными переворотами народы и государства.., и потому можем быть уверены, что еще горчайшие напасти испытают нечестивцы в предпоследние времена мира» (Барсов М. Сборник статей по истолковательному чтению Апокалипсиса. М., 1902. С. 138).

Впрочем, по мнению святого Андрея Кесарийского, третья часть небесных светил указывает на третью часть продолжения дня и ночи. «Отсюда, – говорит святой Андрей, – уразумеваем, что Бог наведет тогда бедствия не неослабленные: ибо, попуская быть уязвленными только в третью часть времени, в остальную, большую, часть тайно призывает к покаянию» (Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 69).

Так или иначе, но после четырех трубных ангельских звуков Откровение рисует нам бедствия времен антихриста с характером особенной скорби, главным образом потому, что само Небо тогда вооружится против миpa. Небесная защита как бы совсем оставит человечество на произвол судьбы: Господь отвернет лицо Свое от человека. Высоко поднимется Его карающая десница над людьми, она даст полный простор для действия на земле диавольских сил.

Этот простор действия злых демонов на земле в сильных символических образах и выясняется в Откровении Иоанна после пятого и шестого ангельских трубных звуков. После пятого звука Иоанн Богослов видел, как ниспадший с Неба Ангел отворил кладезь бездны и оттуда вышел дым, омрачивший солнце и воздух. Из этого дыма вышла саранча, которой дано было наносить людям страдание и мучение, какое бывает от скорпиона. Вид у нее был подобен коням, приготовленным на войну, на головах у нее были золотые венцы, лица ее были подобны человеческим с женскими волосами и львиными зубами. Брони на ней были железные. Власть же ее была – вредить людям пять месяцев (см.: Откр. 9, 1–5, 7–10).

Обратимся за объяснением этого места Откровения к святому Андрею. «О звезде, – говорит он, – я думаю, что это есть Ангел. Он, по попущению Божию, выведет из бездны осужденных злых демонов, которых Христос, воплотившись, связал, чтобы они, соделавши свое пред кончиною, потом подверглись мучению. Дым – мрак, предшествующий производимым, по научению их, злым делам, по совершении коих дана им будет власть мучить людей. Помрачение солнца и воздуха указывает на душевное ослепление людей, наслаждающихся светом их, или на разжженную любовь во время страданий, т. к. находящимся в скорби и свет бывает тьмою. А что мысленные прузи (саранча) уязвляют людей подобно скорпионам, так cиe означает, что в конце злых дел сокрыта душевная смерть, которой подлежат все, не отличенные на лицах Божественною печатью и не освещенные через посредство Святаго Духа просвещением животворящего Креста, так, чтобы, по слову Владычнему, свет их светился пред человеками к прославлению Божественного имени (см.: Mф. 5, 16). Пять месяцев мучений означают их непродолжительность, ибо, по слову Владыки, „аще не быша прекратились дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть“ (Мф. 24, 22)» (Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 71).

Таким образом, из данного толкования святого Андрея Кесарийского видно, что освобожденные во времена антихриста демоны присоединяют к бедствиям и страданиям человеческим еще новые, мучительнейшие бывших до них, подобные уязвлениям от скорпиона, следствие которых будет душевная смерть или вечная адская гибель.

Спрашивается: в чем же будут проявляться эти уязвления, куда они направятся? Откровение, как видели мы, изображает саранчу с женскими волосами. Отсюда понятно, что указанные демоны будут главным образом бесами сладострастия. Как сильно и широко разольется тогда разврат на земле, об этом можно судить уже по откровенному описанию саранчи. У нее будут львиные зубы и железные брони. Т. е. сатанинское сладострастье с царственною (львиные зубы) и жестокою (брони железные) силою вопьется тогда в человечество, разорвет в нем последние связи с нравственной чистотой и повергнет все силы его существа на служение гибельной блудной страсти. Затем, Откровение изображаете саранчу с золотыми венцами. Это означает их полную победу над человечеством последних времен. Эти демоны довершат картину дикого, чудовищного разврата, какой был до них, и сделают его явлением всеобщим, всемирным.

 


Явление саранчи.
Фреска Дионисиата

 

Если и в наше время блудные страсти бушуют повсюду, если уже и культура, эта надежда современных людей на обновление, в своих художественных и эстетических произведениях является ядоносною заразою для людей через безнравственные картины, статуи, открытки и проч. и служит, таким образом, разврату, то что будет тогда? Какие размеры примет разврат, когда рухнут для нравственности все устои, а из адской бездны, по допущению Божию, вырвутся на землю нарочитые бесы сладострастные, которые затопят весь мир в блудной страсти?!

Но на этом попустительство Божие еще не остановится. После шестого ангельского трубного звука Иоанн видел, как этот шестой Ангел освободил четырех Ангелов, связанных при реке Евфрате и приготовленных на час и день и месяц и год для того, чтобы умертвить третью часть людей. И видел Иоанн Богослов безчисленное множество конного войска, коней и всадников, которые имели на себе огненные брони, гиацинтовые и серные; головы у коней были подобны львиным, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв (огня, дыма и серы) погибла третья часть людей. Хвосты у коней были подобны змеям и имели головы, и ими они вредили (см.: Откр. 9, 13–19).

«Думаю, – говорит святой Андрей, – что и сии суть связанные в пришествие Христово прелукавые демоны, которые, по Божественному повелению, исходящему от пренебесного жертвенника.., и разрешаются Божественным Ангелом для возмущения народов не только против христиан, но и друг на друга. А что связаны были при Евфрате, в том нет ничего странного, ибо, по изволению Божию, до времени были осуждены одни в бездну, другие в свиней, некоторые в иные места, чтобы по совершенном окончании брани против людей подвергнуться им вечным мучениям» (Андрей Кесарийский, свт. Указ. соч. С. 74).

По объяснению святого Андрея, как видим, и эти демоны, как и первые, по своем освобождении будут сеять адскую гибель могущественно и широко, отличаясь от первых тем, что будут возбуждать в людях сатанинскую ярость и злобу, кровавые распри и междоусобицы. Какова будет их сила, это свидетельствуется, по святому Андрею, из описания символического конного войска. Огненные, гиацинтовые и серные брони всадников, по святому Андрею, указывают на воздушное существо и пожирающую деятельность диаволов, убийство и зверство которых описывается под видом львиных голов коней. Под конями святой истолкователь подразумевает женонеистовых и скотоподобных людей, воплотивших в себе сатанинскую злобу и вражду. Исходящие из уст коней дым, сера и огонь и есть те всеобщие зверские междоусобные кровопролития, в особенности имеющие усилиться от указанных демонов, от которых погибнет третья часть людей во время антихриста.

Вот чему надлежит быть в последние времена от попущения Божия за развращенность человечества, его неверие и нечестие. Движимые демонами и своими разнузданными страстями, люди превзойдут тогда своею хищностью и жестокостью дикого зверя. Над миром взойдет кровавая заря, которая повергнет в трепет ангельские силы (см.: Откр. 8, 13). Сколько горя, страданий и муки придется испытать тогда живущим на земле! «И будут в те дни, – говорит Иоанн Богослов, – люди искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (ср.: Там же. 9, 6).

После седьмого трубного звука Иоанн слышал, как раздались на Небе голоса, говорившие: Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков... Пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю (Там же. 11, 15, 18).

Эти слова, слышанные Иоанном, говорят, до какой высочайшей степени достигнут тогда зло и бедствия на земле! Земля не будет в состоянии вынести всей тяжести от имеющего разлиться на ней человеческого и диавольского зла. Второй раз мир станет пред правосудием Божиим в таком состоянии, в силу которого некогда был произнесен Божественный приговор: Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт. 6, 3).

 

Н-й С-в [Николай СОБОЛЕВ].
Социалистический и откровенный взгляды
на будущий строй
земной жизни.
СПб., 1907.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник