ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 6:

ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО
КРЕЩЕНИЯ И МИРОПОМАЗАНИЯ

 

§ 8

ЕЛЕЙ ОСВЯЩАЕТСЯ
ДУНОВЕНИЕМ, ЗНАМЕНИЕМ
КРЕСТА И МОЛИТВОЮ

 

«И вдунет трижды в сосуд елея». Святое миро приемлется освященным от епископа, а вода и елей освящаются иереем особливо при Крещении. Образ освящения воды показан выше (§ 5). Теперь иерей освящает елей сперва дуновением и знамением креста, а потом и следующею молитвою: «Владыко Господи, Боже отец наших» и проч. Здесь преимущественно потребны дуновение и знамение креста, равно как и самая сия молитва.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 62) говорит: «А елей освящается следующим образом: он приносится в каком­либо чистом сосуде к архиерею или иерею, который дует на него и знаменует трижды рукою крестообразно: дуновением выражая благодать Духа, которую архиерей приял от Христа чрез Божественное дуновение Его на апостолов; крестом изображая Самого Распятого за нас, чрез Крест совершившего спасение наше. Посему крест имеет силу священносовершительную, и без креста не совершается ничего Божественного. Затем, преклонив главу, иерей молится о том, дабы елей освящен был Духом Святым».

 

 

§ 9

ЕЛЕЕМ ПРОИЗВОДЯТСЯ
В ВОДЕ ТРИ КРЕСТА

 

«Иерей творит кресты три елеем в воде», т. е. присоединяет или приобщает священный елей к той же освященной воде, – в знамение, во­первых, того елея, которым Христос в Евангелии, в лице самарянина, уврачевал человека, впадшаго в разбойники (Лк. 10, 34); потом – в знамение и того елея, или маслины, с которой сучец принес голубь в ковчег Ноев.

Святитель Симеон (в той же главе) пишет: «А т. к. нужно здесь быть и образу Божественной милости, то и употребляется святой елей. Ибо вода знаменует омовение и очищение, и уже освящена. А елей показывает Божественную милость и благоутробие благости Божией; он­то именно подается тем, которые изранены общим врагом и поражены им, как говорит Христос в Евангелии. Это и при Ное показано было: ибо голубь принес в устах сучок маслины находившимся на воде в ковчеге. Вода [потопа] прообразовала Крещение, а голубь – Духа Святаго; сучок же маслины, принесенный им в устах, был знамением милости и безмерной благости Божией. По сей причине и здесь в Крещении употребляется святой елей».

 

 

§ 10

«АЛЛИЛУИА» ВО ВРЕМЯ
СОВЕРШЕНИЯ ИЕРЕЕМ ТРЕХ
КРЕСТОВ В ВОДЕ ПРИ КРЕЩЕНИИ

 

«Священник поя „аллилуиа“ трижды с людьми». Когда елей присоединяется к воде через троекратное изображение креста, тогда поется и песнь: «Аллилуиа». Эта песнь есть песнь пророческая, изложенная и воспетая пророками; она знаменует первое и второе пришествие Божие, как показано в изъяснении богослужения утрени. При настоящем действии, т. е. во время присоединения к освященной воде елея, образующего милость, сею песнию – «аллилуиа» – Церковь прославляет Христа, подающего милость и благодать Своему крещаемому.

 

 

§ 11

ЕЛЕЕМ ПОМАЗУЕТСЯ
КРЕЩАЕМЫЙ

 

«Помазуется раб Божий». Во всех Таинствах и во всех освящениях священнослужители употребляют форму в страдательном виде и в третьем лице, умалчивая о собственном лице как действующем. Ибо не говорят: «Помазую я тебя» – дабы не показать, что сие Таинство или другие освящения заимствуют свою силу от их заслуг, но как Таинства совершаются силою Христовою, так от Его же имени произносят и слова: «Помазуется» и проч., дабы не оставить в душе никакого сомнения в действительности Таинства или освящения.

 

 

РАЗЛИЧИЕ ЕЛЕОПОМАЗАНИЯ
И МИРОПОМАЗАНИЯ ПРИ КРЕЩЕНИИ

 

Таким же образом, как увидим ниже, произносятся и прочие формы тайнодействия и освящения: «Крещается», «Облачается», «Постригается» (и проч.) «раб Божий имя рек». Здесь крещаемый помазуется святым елеем, после он будет помазан и святым миром: и так он приемлет два помазания: первое есть начало Крещения, а последнее – совершение оного.

Таковое различие их изъясняет святой Симеон Солунский (в гл. 63) так: «Теперь вливается елей, предшествуя миру; а миро – после, т. к. чрез него крещаемый получает начаток освящения и помазывается на божественные подвиги; а после Крещения он укрепляется окончательно, совершенствуется и запечатлевается совершеннейшим миром благодати».

 

 

§ 12

«ЕЛЕЙ РАДОВАНИЯ»

 

«Елеем радования». Радование, или радость, есть один из плодов Святаго Духа. Плод же духовный есть любы, радость, мир (Гал. 5, 22) и проч. И потому елей есть образ этого радования или радости во Святом Духе. Ибо радование есть благость и укрепление спасающего нас Духа, как молит пророк Давид: Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя (Пс. 50, 14).

Святитель Василий Великий (на Пс. 44) говорит: «Справедливо Дух Святый называется елеем радования, когда один из тех плодов, кои Он производит в душе нашей, есть радость».

Таковым елеем радования помазуется крещаемый единственно для того, чтобы быть «возбуждену к будущим, предстоящим ему христианским подвигам».

Святой Дионисий пишет: «Священники совершают на нем [крещаемом] священнодействие помазания, образно возбуждая чрез то совершаемого к священным подвигам под знамением Подвигоположника Христа; ибо Он, как Бог, есть Творец подвигов; как Премудрый, Он положил для них законы, и как Преблагий, определил благоприличные воздаяния побеждающим».

Святой Амвросий (в кн. 1­й, о Таинствах) говорит: «Ты помазан, как подвижник Христов, имеющий противоборствовать брани сего века».

Так крещаемый готовится к божественным подвигам и приемлет Крещение именно для того, чтобы не пасть во время битвы с врагами духовными, но чтобы подражать Христу, в Которого он облекается; чтобы блюстись от лукавого и мужаться в борьбе с ним. Так и в древности готовящиеся к особенным подвигам мазались елеем.

 

 

§ 13

КРЕЩАЕМЫЙ СТОИТ НАГ
И ДЕРЖИТСЯ ПРИ ПОГРУЖЕНИИ

 

«Проста его держа и зряща на восток». Крещаемый при погружении становится не только «зрящим на восток», но и «прост», т. е. должен быть весь наг.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 63) говорит: «Тогда крещаемый вводится в воду весь нагий, как и родился, и как был создан. Но прежде он имел Божественную одежду чистоты и, будучи наг, не стыдился; а ныне, родившись нагим, носит на теле стыд преступления. Только вошедши во святую воду, он освобождается от стыда, который наложил на него грех, и приемлет славу и одежду нетления».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОПРОС ||
Несколько фактов о протестантизме

    


     1. Знаете ли Вы, когда и при каких обстоятельствах появился протестантизм?


     да – 65%; нет – 35%

 

     2. Знаете ли Вы, что такое Священное Предание?


     да – 73%; нет – 27%

 

     3. Знаете ли Вы, что протестанты отрицают необходимость молитвы за усопших?


     да – 39%; нет – 61%

 

     4. Знаете ли Вы, что протестанты не верят в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы в Таинстве Евхаристии?


     да – 41%; нет – 59%

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник