ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ АНТИЭКУМЕНИЗМ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Раввины ответили папе

 

 

 

Первого сентября с. г. в новостных лентах и средствах периодической печати было опубликовано важное сообщение: римский понтифик принял в Ватикане совместную делегацию представителей Совета раввинов Европы, Совета раввинов Америки и Комиссии Главного раввината Израиля.

В ходе аудиенции иудейские религиозные лидеры вручили папе Франциску официальный ответ иудейского мира на декларацию «Nostra аetate» («В наш век»), принятую 28 октября 1965 года на II Ватиканском соборе, прошедшем в 1962–1965-м годах под председательством папы Павла VI.

В этой декларации было коренным образом пересмотрено отношение католиков к иудеям и иудаизму: «В силу того, что столь велико духовное наследие, общее христианам и иудеям, Священный Собор желает беречь и поощрять взаимопонимание между ними и уважение друг к другу, достигаемое прежде всего в библейских и богословских исследованиях и в братских беседах»; «Хотя Церковь и есть новый Народ Божий, однако иудеев не следует представлять ни отверженными Богом, ни проклятыми, утверждая, будто бы это вытекает из Священного Писания...»

И вот, через 52 года после принятия католиками «Nostra аetate», в Ватикан прибыли раввины со всего света, чтобы дать на нее ответ. Документ, переданный представителями иудейских общин папе Франциску, имеет название «Между Иерусалимом и Римом».

А ранее, в апреле 2015 года в Ватикане впервые в истории состоялась дружеская встреча римского понтифика с делегацией Конференции раввинов Европы. В ходе аудиенции он напомнил, что «Nostra аetate» является главным ориентиром в отношениях католиков и иудеев.

Затем, на встрече с делегатами Международного совета христиан и евреев 30 июня 2015 года папа от лица всех католиков заявил: «Наша человеческая разобщенность, наше недоверие и гордыня были преодолены благодаря Духу всемогущего Бога, в результате чего между нами стали непрерывно возрастать доверие и братство. Мы больше не чужие друг другу, но друзья и братья <...>. Несмотря на разницу во взглядах, мы исповедуем одного и того же Бога, Творца вселенной и Господа истории, а Он, в Своей безконечной благости и мудрости, всегда благословляет нашу приверженность диалогу...»

В декабре 2015 года Ватикан изменил в тексте мессы места, в которых говорилось об иудеях.
Наконец, 17 января 2016 года на встрече с иудеями в центральной синагоге Рима папа Франциск повторил: «Из врагов и незнакомых людей мы превратились в друзей и братьев. В диалоге евреев и христиан существует уникальная связь».

Передача понтифику иудеями декларации «Между Иерусалимом и Римом» 31 августа 2017 года стала вполне закономерным событием: «Мы пришли сегодня как представители тысяч ортодоксальных раввинов, – сказал президент Совета раввинов Европы, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, обращаясь от лица делегации к папе. – <…> В раввинистическом мире сначала был скептицизм к словам, выраженным в „Nostra аetate“. Но, как вы сказали во время вашего визита в синагогу в Риме в прошлом году, благодаря изменениям, начатым с принятием „Nostra аetate“, из врагов и незнакомцев мы стали друзьями и братьями».

Католический сайт Gaudete.ru особо отмечает: «Новый документ также призывает все христианские религии последовать примеру католической церкви: „<…> оценивая влияние на развитие дружественных отношений после принятия декларации ‘Nostra Aetate’, мы призываем все христианские религии последовать примеру католической церкви и убрать все возможные проявления антисемитизма из их литургии, прекратить миссионерскую деятельность в отношении евреев и сотрудничать с еврейским народом во благо мира во всем мире“».

Папа очень внимательно просмотрел документ «Между Иерусалимом и Римом» и выступил с ответной речью, в которой поблагодарил евреев за дань уважения к декларации «Nostra аetate». В заключение он поздравил раввинов с наступающим Новым годом по иудейскому календарю (в этом году отмечается 21 сентября) и попросил иудеев за него молиться.

…Не обличал ли неоднократно иудеев Бог Отец устами Сына Своего Единородного: Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Мф. 21, 42–44)?

А вот еще грозные слова Сына Божия: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Там же. 23, 37–38).

И кто оспорит эти строки Евангелия: Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 22–25).

Не следует также забывать, что «Nostra аetate» дала положительную оценку и другим религиям, отрицающим Божественную сущность Иисуса Христа. В пунктах 2 и 3 декларации заявлено: «Другие религии, обнаруживаемые повсюду в мире, стремятся различными способами прийти на помощь безпокойному человеческому сердцу, предлагая пути, т. е. учения и правила жизни, а также священные обряды. Католическая церковь не отвергает ничего из того, что истинно и свято в этих религиях. Она с искренним уважением рассматривает тот образ действия и жизни, те предписания и учения, которые, во многом отличаясь от того, чего она придерживается и чему учит, все же нередко доносят луч Истины, просвещающей всех людей...»

Католики фактически уравнивают собственные заблуждения с демоническими языческими культами и учением Магомета, которое Константинопольский Собор 1180 года признал еретическим.

Итак, главный смысл происходящего – именно в стремлении папистов к синтезу мировых религий. Духовную суть этого явления охарактеризовал преподобный Паисий Святогорец: «Они тебе скажут: „Веруй, как хочешь!“ А сами положат тебя в свою корзину и понесут тебя туда, куда они захотят. Получается: „Я тебя возьму, куда хочу, а ты верь, во что хочешь“. Это и есть их сатанинская система…»

Иными словами, это означает: «Веруй, как хочешь, только поклонись единому для всех богу».

 

Валерий ФИЛИМОНОВ,
Русский писатель-агиограф
и публицист, академик Петровской академии наук и искусств

 

Печатается в сокращении

 

 

     Уважаемые читатели! Нашу газету можно приобрести в Москве по следующим адресам:
    1. Черниговский пер., д. 9/13, стр. 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. «Третьяковская»);
    2. Ул. Шкулева, д. 17 А, «Казачья лавка» (м. «Волжская»);
    3. Ул. Маросейка, д. 4/2, стр. 1, магазин издательства "Благословение" (м. Китай-город") (http://blagoslovenie.ru).
    
В Санкт-Петербурге по адресу: Каменноостровский просп., д. 10, литера Б, корп. 2, лавка «Слово» (м. «Горьковская»).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник