ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ДОСТОВЕРНЫ ЛИ ЖИТИЯ СВЯТЫХ?

 


Преподобная Мария Египетская.
Фреска XVII века, Македония

 

Продолжение. Начало см. в № 9 (177)

 

Поминайте наставники вашя,
иже глаголаша вам слово Божие:
ихже взирающе на скончание
жителства, подражайте вере их.
Евр. 13, 7

 

Перед каждым сознательно верующим воцерковленным современным человеком рано или поздно встает вопрос о достоверности житий святых. До настоящего времени, насколько известно, в нашей православной литературе он подробно не рассматривался. Что такое жития – басни, легенды, благочестивые вымыслы, набожные фантазии, как думают многие у нас и как воспринимают их чаще всего на Западе? Или в них содержится историческая истина? Может быть, это некий особый вид церковной беллетристики, религиозные повести известных и неизвестных церковных писателей, рожденные в благородном стремлении к святости? Или же там описаны подлинные деяния, труды и чудеса реальных людей, поживших в подвиге и достигших духовного совершенства?

Мы постараемся ответить на этот вопрос на основании достоверных исторических фактов, а также векового церковного сознания – убеждений, традиций и преданий, имеющих для нас, православных христиан, значение объективных доказательств. Ибо мы веруем в то, во что верует Святая Церковь, и принимаем все, что она приняла и одобрила как святое, будучи сама святой и непорочной (см.: Еф. 5, 27), столпом и утверждением истины (см.: 1 Тим. 3, 15).

 

С течением времени гонения прекратились. Последуя совету святого апостола Павла, наиболее ревностные христиане ради спасения и духовного совершенства сами стали истязать и умерщвлять свои тела со страстями и похотями (см.: Гал. 5, 24). Так появились новые роды святых: преподобные – монахи, отшельники, и святители – храбрые и самоотверженные борцы за Православную веру против разнообразных ересей. В сонме первых особенно выделяются такие подвижники, как Антоний Великий (память 17 января; здесь и далее даты указаны по церковному календарю), основатель отшельнического монашества; Пахомий Великий (15 мая), основатель общежительного монашества; Павел Фивейский (15 января), обитавший в пустыне святого Антония; Аммоний Египетский (10 января); Макарий Египетский (19 января); Моисей Мурин (28 августа); Марк Отшельник (5 марта); а также некоторые жены-монахини – Мелания Римляныня (31 декабря), Исидора Юродивая (10 мая) и иные. Необыкновенная ревность по Бозе этих и многих других иноков, умерщвлением плоти, телесными трудами, подвигами поста, бдения и молитвы достигших безстрастия и получивших свыше дар чудотворения, стала предметом всеобщего удивления и почитания в Церкви. Великих аскетов-чудотворцев воспринимали и прославляли как святых еще при жизни. А после их смерти верующие записывали сведения об их деяниях и чудесах, и таким образом возник новый вид житий – преподобнические.

Источниками этих сочинений были свидетельства учеников святых, своими очами видевших их свершения. Так, о чудной жизни преподобного Павла Фивейского, чье житие написал святой Иероним Стридонский, мог поведать преподобный Антоний Великий, по откровению Божию обнаруживший его в пустыне. О самом же святом Антонии рассказал его ученик святитель Афанасий Великий, составивший пространное жизнеописание подвижника. (Перу святого Афанасия, вероятно, принадлежит и житие преп. Пахомия Великого – оба этих сочинения изданы на немецком языке в числе творений свт. Афанасия). Дивное житие святителя Епифания Кипрского (12 мая) изложили его ученики Иоанн Сарацин и Полувий; житие святителя Парфения Лампсакийского (7 февраля) – ученик Криспин; преподобного Василия Нового (26 марта) – Григорий; преподобного Феодора Студита (11 ноября) – монах Михаил; святителя Тарасия Константинопольского (25 февраля) – диакон Игнатий; святителя Порфирия Газского (26 февраля) – диакон Марк; преподобного Феодора Сикеота (22 апреля) – Елевсий; преподобного Пафнутия Боровского (1 мая) – святитель Вассиан Ростовский и т. д.; все они – ученики и сподвижники перечисленных святых.

Кроме того, авторами многих житийных повествований стали канонизированные Церковью угодники Божии, и их святость – гарантия исторической достоверности их трудов. Например, житие преподобного Венедикта Нурсийского (14 марта) изложил святитель Григорий Двоеслов; преподобного Иакова Исповедника (24 марта) – преподобный Феодор Студит; преподобной Марии Египетской (1 апреля) – святитель Софроний Иерусалимский, сказавший между прочим в предисловии к своей книге: «Не буди мне лгати на святыя!» Если мы принимаем за истину слова обычных грешных людей – светских историков и черпаем из их неоднозначных работ сведения об исторических событиях, то тем более заслуживают доверия свидетельства истинных чад Божиих.

 


Святитель Спиридон Тримифунтский.
Фреска XIV века, Сербия

 

Сегодня у нас есть не только отдельные жития, но и древние объемные житийные сборники, подлинность которых не оспаривается даже весьма скептически настроенными историками-публицистами. В первую очередь здесь можно отметить знаменитое сочинение епископа Палладия Еленопольского «Лавсаик», переведенное на болгарский язык архимандритом Парфением († 1982; (Стаматовым), позже епископом Левкийским, – примеч. пер.). Епископ Палладий (вторая половина IV – начало V в.) путешествовал по восточным пустыням, населенным монахами, с целью лично увидеть их быт и побеседовать со свидетелями необыкновенных подвигов и чудес еще живых и уже почивших пустынножителей. Все увиденное и услышанное он и отразил в «Лавсаике», который, таким образом, является абсолютно достоверным историческим сочинением. Содержащиеся в нем рассказы о чудесах отнюдь не противоречат этой достоверности – напротив, она подтверждает их подлинность. Чудесные истории изложены в книге настолько просто и естественно, что отвергать их может лишь человек, вообще не верующий ни во что сверхъестественное. «Лавсаик» имеет неоценимое значение для обоснования историчности принятых Православной Церковью житий святых. Епископ Палладий предстает настоящим свидетелем деяний и чудес многих подвижников и отмечает такие подробности, которые подтверждаются и другими, более пространными их жизнеописаниями. Вообще своей непосредственностью, легкостью восприятия этот труд укрепляет веру в подлинность житийной литературы.

Подобный характер имеют также агиографические произведения Феодорита, епископа Кирского («История боголюбцев»); преподобного Иоанна Мосха («Цветник»); преподобного Иоанна Лествичника; Руфина, пресвитера Аквилейского («Vitae patrum» – «Жития отцов», «Historia monachorum» – «Монашеская история»); преподобного Иоанна Кассиана; святителя Григория Двоеслова и иных церковных авторов.

Вспомним также о житиях величайших и известнейших православных святых и учителей Церкви – святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Николая Мирликийского, преподобного Ефрема Сирина и др. Жизнеописания этих Святых Отцов составлялись на основании подлинных свидетельств. Так, о святителе Иоанне Златоусте рассказывали Император Лев Премудрый, преподобный Симеон Метафраст, Никифор Каллист, Сократ Схоластик, Ермий Созомен и другие авторитетные историки. О святителе Василии Великом и его дивных делах повествуют святитель Амфилохий Иконийский, Сократ, Никифор, Феодорит, преподобный Ефрем Сирин, святитель Григорий Богослов. О святителе же Григории говорят его ученик Григорий, пресвитер Руфин и иные. О преподобном Ефреме – Никифор и Созомен; о святителе Павлине Ноланском – святитель Григорий Двоеслов, святитель Августин и священник Ураний…

Итак, относясь к памяти своих святых с особым благоговением, Церковь всегда ревностно хранила предания о них и их творения. Прославляя деяния праведников, она не могла лгать и распространять под видом исторической истины вымышленные басни. Сведения по древней истории мы часто заимствуем из труда какого-либо одного сочинителя, при том необязательно непосредственного свидетеля описываемых им событий. А в случае с житиями имеется множество заслуживающих доверия авторов, причем излагающих одни и те же факты. Например, о преподобном Анувии (5 июня), его видениях, чудесной прозорливости и великой праведности повествуют Руфин (в «Египетском патерике»), епископ Палладий (в «Лавсаике») и историк Никифор (в кн. 9, гл. 14). О семи отроках Ефесских (4 августа), замурованных в пещере и воскресших спустя несколько столетий, говорят константинопольский историограф Георгий Кедрин, Никифор (в кн. 14, гл. 45) и преподобный Симеон Метафраст; также их подвиги и чудеса воспеваются в минейных стихирах. Невероятно жестокие страдания доблестного исповедника Христова священномученика Марка Арифусийского (29 марта) и его необыкновенное терпение описывают святитель Григорий Богослов и Феодорит (в кн. 3, гл. 6). Подвижничество и чудеса святителя Григория Неокесарийского (17 ноября) прославляют святитель Григорий Нисский и Никифор. О простоте жизни и чудотворениях святителя Спиридона Тримифунтского (12 декабря) свидетельствуют Никифор, Созомен, Кедрин и иные.

 

 

Продолжение на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник