ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 1:

«МОЛИТВЫ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ,
ПО ВНЕГДА РОДИТИ ЖЕНЕ ОТРОЧА»

 

§ 1

СОДЕРЖАНИЕ МОЛИТВ
РОДИВШЕЙ ЖЕНЕ

 

«Молитвы по внегда родити жене». Церковь, предполагая преподать благословение родившей жене, не ожидает ее выхода из дому и прихода в храм Господень, но тотчас после разрешения укрощает понесенные ею в рождении болезни читаемыми молитвами и утешает ее саму. Главнейшие причины, побуждающие Церковь к установлению и преподанию таковых молитв, усматриваются в тех же самых молитвах. Они суть таковы. Первая – чтобы испросить пособие Божие к благовременному окончанию слабости и недугов, последующих за болезнями рождения. Вторая – чтобы чистые очи Божии не отвратились от плода, происшедшего от плотского зачатия, и матери, в нечистотах и во грехах его зачавшей, и чтобы таким образом мать и плод не были отчуждены вовсе от всесильной помощи Божией; но еще более, чтобы по Его заповеди: Раститеся и множитеся (Быт. 1, 22), промышляющей о преемстве рода человеческого, извиняющей похотение зачатия и очищающей телесные скверны, Господь не воздал в полной мере всех последствий и заслуженного за грех наказания. Третья – поелику отроча, происшедшее от чрева, как из темницы, есть сын тьмы и пленник демона по причине первородного греха, – то он, как не достигший еще покровительства Божия, равно и мать, находящаяся в родильных нечистотах, подвергаются повреждению чародейниц. Почему Святая Церковь вспомоществует своими молитвами в толиких бедствиях как родившей жене, так и рожденному от нее плоду, или, по крайней мере, старается ободрить, утешить и успокоить их, объемлемых страхом тех же зол и бедствий, в которых она сама их видит.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 58) на вопрос, для чего бывает от иерея молитва при рождении младенца, отвечает: «Когда мы рождены плотию, тогда самое уже это рождение плотское указует нам путь к возрождению через Дух. Почему и Церковь Христова, будучи сама нескверна и освящена во Христе, очищает и наше плотское, хотя и от благочестивых, но все же не безгрешных родителей рожденное и, следовательно, грешное чадо. Ибо, когда от благочестивой жены родится младенец, тогда приходит иерей и славословит Бога, благодаря, что человек родился в мир; тогда он знамением креста благословляет рожденное и просит ему у Бога милости пребывать в жизни и сподобиться благодати Крещения и Миропомазания. А матери и находящимся с нею женам, молясь, преподает благодать, освящение, свободу делать свои дела и не быть ни в чем возбраненными от Церкви, не почитать себя скверными по причине прикосновения к нечистой и не сомневаться в уничтожении завистливых мечтаний лукавого».

 

§ 2

ГРЕХИ НЕВОЛЬНЫЕ

 

«И простити вольная и невольная ея прегрешения». В числе грехов есть грехи невольные, в которых мы хотя и не прямо виновны, но тем не менее приемлем их на свою душу и делаемся через то недостойными Бога. По смыслу богословскому невольный грех есть вначале грех первородный, или причтенный нам от прародителей, которого виною есть чуждая, а не наша воля. Невольным же грехом называется и тот, который хотя производим и мы сами, но производим не с полным сознанием нашего разума и не вследствие прямой наклонности к нему нашей воли. Сии грехи, как происходящие от неведения или от несовершенного согласия нашего, хотя тоже невольные, но все же суть грехи.

 

§ 3

ДУХИ ДНЕВНЫЕ И НОЧНЫЕ

 

«От духов лукавых, дневных же и нощных». По лукавому умыслу соглашаясь искушать людей многими и превратными образами, демоны одни возбуждают людей к одному греху, другие – к другому. Отсюда и самые духи называются различными именами: асмодей – духом блуда, светоносец – духом гордости; есть дух зависти, дух немощи и проч. Также одни из них стараются обольстить нас днем, другие уловить в ночи. И не в сем ли смысле Священное Писание проповедует: Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща (от нападения) и беса полуденнаго (Пс. 90, 5–6)? От сих-то напастей Святая Церковь испрашивает в своих молитвах избавление новорожденному младенцу.

 

§ 4

ЧАРОДЕЙСТВО ТРОЯКОЕ

 

«От ревности и зависти и от очес призора». В этих словах означается троякое чародейство. Первое – мифическое или баснословное, второе – физическое или вещественное, третье – волшебное. О сих образах чародейства упоминает блаженный Августин в книге о граде Божием (см.: кн. 4, гл. 4).

Отвергая первое как вымышленное, мы утверждаем, что слова «от ревности и зависти» относятся ко второму вещественному чародейству, посредством которого наполненный ревностию и завистию дух злого человека сообщает младенцу поврежденные и гнилые мокроты и вредоносные дыхания, которые нередко повреждают нежное младенческое тело, скоро приемлющее даже самые малейшие поражения. Слова «от очес призора» – означают чародейство волшебное, которое дух злобы своими ухищрениями соединяет со взглядом, прикосновением и другими действиями злых людей.

 

ГЛАВА 2:

«МОЛИТВА ВО ЕЖЕ НАЗНАМЕНАТИ
ОТРОЧА, ПРИЕМЛЮЩЕЕ ИМЯ ВО
ОСЬМЫЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СВОЕГО»

 

§ 1

ЗНАМЕНИЕМ КРЕСТА МЛАДЕНЕЦ
ПРИВОДИТСЯ К ОГЛАШЕНИЮ

 

«Назнаменати отроча». Назнаменание, под именем которого разумеется знамение креста и принятие христианского имени, есть приведение младенца к оглашению для того, чтобы, по некотором времени, преподать ему благодать Крещения. Ибо оглашенные всегда присоединяемы были к Церкви и приготовляемы к Крещению слушанием слова Божия и крестным знамением.
В сем смысле Августин тех же самых оглашенных увещевает (в книге о Символе, гл. 1): «Приимите вы, имеющие печать веры, слово Божие, как сродную вам пищу. Через него Сам Господь соделает вам приращение. Ибо вы не отрождены еще святым Крещением, но только еще зачаты знамением креста во чреве Святой матери Церкви».

 

СИЛА И ПРЕИМУЩЕСТВО
КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ

 

Тот же Августин (в кн. 1 исповедания, в гл. 11) свидетельствует, что и младенцы, только что происшедшие на свет, тотчас после своего рождения назнаменуемы были крестом, как говорит он это о себе самом: «Назнаменан был уже я знамением креста и растворен солию [христианского учения] еще от самого чрева своей матери». Силу и преимущество такового назнаменания объясняет тот же писатель (в тракт. 11 на Иоанна): «Оглашенные имеют на челе знамение креста, – следовательно, они принадлежат уже к великому дому [Божию] и из рабов становятся свободными».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОПРОС ||
«Высокие» технологии

    


     1. Задумывались ли Вы, что насаждение имплантируемых в тело и мозг человека электронных идентификационных устройств направлено на порабощение одних людей другими?


     да – 91%; нет – 9%

 

     2. Знаете ли Вы, что Русская Православная Церковь относится к этому отрицательно?


     да – 72%; нет – 28%

 

     3. Допускаете ли Вы возможность вживления такого устройства в свое тело?


     нет – 100%

 

     4. Согласны ли Вы, что в России необходимо законодательно запретить внедрение античеловеческих технологий имплантации в повседневную жизнь граждан?


     да – 99%; нет – 1%

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник