ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

В защиту веры,
и особенно Православной

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 17 (161)

 

Предлагаем к прочтению актуальный труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры, и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, что, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям разобраться в вопросе истинной религии и не впадать в пагубные для христианской души заблуждения.

 

ЧАСТЬ 1

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЕРЫ
ДЛЯ БЛАГОЧЕСТИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Предметом особенной заботливости христианских супругов были дети. На них родители смотрели как на дар Божий и будущих наследников Царства Небесного. Поэтому при воспитании особое внимание обращалось на то, чтобы научить детей вере в Бога и доброму, благочестивому поведению. «От кого узнал ты, что Бог един?» – спрашивал языческий судья одного христианского отрока. Тот отвечал: «Этому научила меня мать; а мою мать научил Дух Святый, и научил ее для того, чтобы она меня научила. Когда я качался еще в колыбели и сосал ее грудь, тогда уже навык веровать во Христа». Как было приятно и отрадно родителям видеть в чадах такие прекрасные плоды своего воспитания! Особенно трогательно проявлялась родительская любовь во время гонений от язычников. Тогда в числе страдальцев за веру Христову нередко оказывались и дети. Отцы и матери провожали их на места казней не с печалью, а с сердечной радостью и увещаниями к мужественному терпению мучений.

Так, правитель Публий хотел принудить святую мученицу Филицату (память 25 января / 7 февраля) отречься от веры Христовой тем, что напомнил ей о семи сыновьях и предстоявших им мучках. В ответ на эту угрозу святая сказала: «Мои дети сохранят жизнь, отказавшись от идолопоклонства, а в противном случае – навеки погибнут». При этом она обратилась к сыновьям с такими словами: «Дети! Смотрите на небо; туда поднимите ваши глаза, где Христос со Своими святыми ждет вас. Сражайтесь за души ваши, докажите любовь к вашему Спасителю!»

Другая мать-христианка так ободряла сына-отрока, обреченного на раны и изнемогавшего под жестокими ударами: «Не бойся, милое дитя мое, смерти. Ты не умрешь, но вечно жив будешь; из-под секиры примут тебя ангелы и возлетят с тобою в райский вертоград, в жилище вечного блаженства. Там встретит тебя Христос. Там будешь другом всех святых, и я приду к тебе скоро, весьма скоро».

Разумеется, дети платили родителям за их попечение и заботы самой горячей любовью: относились к ним с искренним уважением, преданностью и полной готовностью жертвовать всем для их блага и спокойствия. Бедные, больные и старые отцы и матери находили в чадах надежную опору и посильную помощь. Особенно старались дети послужить им в какие-либо трудные минуты жизни. Так, когда во время гонений родители попадали в темницы, сыновья и дочери навещали их, утешали и помогали в нуждах.

До чего простиралось усердие и готовность детей служить родителям, показывает следующий трогательный случай. За исповедание веры некая христианка была лишена свободы: ее задумали уморить голодом и запретили доставлять ей пищу. Дочь мученицы, узнав, что мать так страждет в заключении, решилась поддерживать ее жизнь молоком собственной груди. Язычники удивились столь самоотверженному поступку молодой христианки и выпустили ее родительницу из темницы.

Весьма близко к христианским семействам стояли рабы. У языческих народов их положение было крайне тяжелым. Даже лучшие и умнейшие люди древности не хотели признавать в рабах человеческого достоинства. «Что вол для бедного, то раб для богатого, – говорит один из древних мудрецов. – Как для упражнения во всяком искусстве нужны известные орудия, так и домоводство требует орудий; но одни из них мертвые (безжизненные), другие – живые. Раб принадлежит к разряду последних». Согласно такому взгляду, владельцы обращались со своими рабами как с вещами и животными: могли подвергать их жестокому наказанию, дарить и продавать, как товар, в чужие руки и даже по своему произволу лишать жизни. При этом нужно заметить, что количество рабов в древнем мире было чрезвычайно велико – они составляли более двух третей всего человечества. В некоторых государствах рабы вдвое, втрое или даже в десять раз превышали число свободных граждан. Закономерно, что в такой ситуации у свободных возрастали крайнее самолюбие и гордыня, а невольники ощущали безполезное озлобление и отчаяние.

Вера Христова совершенно изменила жизнь рабов. Хотя она и не проповедовала отмены рабства, но своим учением облагородила и смягчила сердца человеческие. Она возвестила миру, что все люди – создания Божии и дети Одного Небесного Отца, что за каждого из них пострадал Единородный Сын Божий, что всем открыт источник благодатных сил Духа Святаго и все имеют право быть участниками небесного блаженства. Такие истины, проповедуемые Христианством, конечно, сгладили резкую разницу между господами и рабами, уравняв их перед Богом и внеся в их отношения дух любви и братства. Поэтому многие из богатых людей с принятием веры находили невозможным держать у себя в подчинении рабов и отпускали их на свободу. Другие совершенно изменяли свое обращение с подчиненными – между ними устанавливались как бы родственные отношения. Так, в христианских семействах господа не считали унизительным сидеть с рабами за одним столом, заботились об их содержании, не обременяли непосильным трудом, учили вере и благочестию, а в случае болезни даже сами за ними ухаживали. Конечно, и рабы понимали и ценили такую доброту – старались служить своим владыкам с усердием и любовью.

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ
ЯЗЫЧНИКОВ И ДРЕВНИХ ХРИСТИАН

 

Тот же дух любви и взаимного почитания обнаруживался и в общественной жизни христиан. Они твердо помнили и свято соблюдали заповедь своего Небесного Учителя о любви друг к другу: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Проникнутые сознанием братства во Христе и одушевленные искренней любовью друг к другу, верующие составляли как бы одну семью и в своем поведении были полной противоположностью язычникам.

В мире языческом между различными общественными сословиями не имелось никакой связи, – напротив, стояла непреодолимая преграда. В Римском государстве собственно гражданином был только человек богатый. Бедные не пользовались никакими правами и обрекались на самую жалкую жизнь. Богачи относились к ним с презрением и совершенно равнодушно смотрели на их бедственную участь, так что они несли свое горе без всякого сожаления и помощи. Совсем иначе строились взаимоотношения у христиан. Глядя на всех ближних как на братьев, они, разумеется, не могли оставаться безучастными к чужим нуждам. Для облегчения жизни бедных, равно как и для поддержания между всеми верными духа взаимной любви и услужливости, в древнейшей Церкви существовали различные средства. Так, в апостольские времена состоятельные люди с принятием веры проникались такой жертвенной любовью, что продавали свои имения и вырученные деньги отдавали в распоряжение учеников Христовых. Из этих средств выделялось все потребное для бедствовавших (см.: Деян. 2, 44–45). Таким образом, благодаря святой вере, в людях само собой прекратилось различие и неравенство состояний; не стало богатых и нищих, у всех было все общее, и никто ни в чем не нуждался.

Другим средством единения и взаимопомощи между верующими служили так называемые вечери любви. Это были общие обеды, на которые собирались все христиане без различия званий и состояний. Обезпеченные и бедные, знатные и низкородные, господа и рабы – все сидели за одним столом и вкушали одинаковую пищу. Собрание устраивалось обыкновенно после богослужения и совершения Таинства Святого Причастия. По окончании вечери производился сбор в пользу бедных, вдов, заключенных в темницах и других несчастных. И хотя этот обычай спустя некоторое время прекратился, вместе с ним не перестала христианская любовь к бедным и нуждавшимся: найдены были другие средства для их пропитания. Церковь всегда заботилась о них и имела особую сокровищницу для пожертвований, куда поступали приношения от христиан или деньгами, или припасами.

Широту благотворительности верующих показывают следующие примеры. В 250 году в Риме епископ Корнилий на церковные деньги кормил и одевал более пяти тысяч человек. А святитель Иоанн Златоуст рассказывает, что в его бытность в Антиохии, Церковь, кроме духовных, чужестранцев, больных и пленных, содержала более трех тысяч безпомощных вдов и девиц (см.: Странник. Апрель, 1862. С. 162).

Чтобы видеть, как благотворно действовала Христианская вера на человеческие нравы, сравним еще домашнюю жизнь язычников и древних христиан. В Римском государстве, как мы заметили выше, существовало два класса людей, резко отличавшихся друг от друга – богатые и бедные. Первые, имея дозволявшие это средства, вели чрезвычайно роскошную, веселую и шумную жизнь. Пышность сказывалась у них повсюду: в пище, в одежде и в домашней обстановке. Напротив, быт бедняков поражал нищетой, лишениями и неудобствами.

У христиан же не наблюдалось этих двух крайностей: они не знали роскоши богачей, но обыкновенно не терпели и нищеты римской черни. Они не имели пристрастия к богатству и не стремились его приобретать. «Как путешественник, – говорили последователи Христовы, – тем счастливее, чем легче ноша, с которой он идет, так и на пути жизни блаженнее тот, кто облегчает себя бедностью и не стонет под бременем богатства». Соответственно такому взгляду, древние верующие старались жить скромно и воздержно, избегая неумеренности во всем. Так, они не строили для себя богатых домов и не заводили в них никакой роскоши. Например, в горнице, где жила святая Домна, мучители нашли только следующие предметы: распятие, книгу Деяний апостольских, рогожу, глиняную кадильницу, лампаду и небольшой деревянный кивот со святыми Дарами. Между тем мученица принадлежала к одному из самых богатых семейств в Никомидии (см.: Там же. С. 52).

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник