ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ЕСТЬ ЛИ ЗА ГРОБОМ ВЕЧНЫЕ МУКИ?

 


Христос сокрушил врата ада.
Фрагмент фрески сошествия во ад

 

 

Продолжение. Начало см. в № 2 (170)

 

Публикуемый критический отзыв архимандрита Серафима (Алексиева) († 1993), духовного сына святителя Серафима Богучарского (Соболева), разоблачает модернистские взгляды известного в Болгарии доктора богословия И.Г. Панчовского, изложенные им в книге «Современный человек перед жизнью, смертью и безсмертием». Несмотря на то, что высказанные замечания относятся к конкретному сочинению, они весьма актуальны, поскольку подобные идеи и ошибки можно встретить и в наши дни у многих авторов, размышляющих над ключевыми вопросами бытия.

 

Нашему веку высокой материальной культуры и небывалых технических достижений присущи, по признанию авторитетных мыслителей, не только идейная безпутица, но и всеобщее глубокое духовное и нравственное падение. Удивительно, что д-р Панчовский этого не осознает и называет его периодом «духовного и нравственного подъема» (С. 210. Здесь и далее цит. по: Панчовский И.Г. Современный человек перед жизнью, смертью и безсмертием. София, 1944), а современных людей – достигшими «завидного духовного совершенства» (С. 211). Впрочем, не изменяя традиции противоречить себе самому, в другом месте книги он отмечает, что «современный человек имеет слабое чувство истины», «чуждается серьезного разговора», «презирает идеалы», «мыслит поверхностно, плоско» (С. 214–215). И под предлогом обращения к Богу такого человека, «который почти утратил связь с мистической глубиной души» (С. 7), который гордо и самонадеянно отрицает евангельские истины, д-р Панчовский поступается важнейшими постулатами нашего «верую»! Но, как мы уже показали, на этом ложном пути ему придется пожертвовать не только богооткровенной истиной об аде, но и прочими вышеперечисленными догматами, составляющими, по слову апостола Павла, «буйство проповеди» (см.: 1 Кор. 1, 21) и смущающими современных людей – поклонников своего «всезнающего» ума. Т. е., чтобы привести этих людей к вере, д-ру Панчовскому потребуется совершенно ее разрушить! Таков логичный вывод из его непоследовательных суждений.

Но наш автор может возразить, что мы не приняли во внимание его философские аргументы. Хорошо, посмотрим, насколько они состоятельны и к какому итогу приводят.

1) Учение о вечном аде противоречит понятию о Боге-Любви (см.: С. 169).

С этим следовало бы согласиться, если бы Бог был исключительно Любовью. Но, как мы видели, Библия являет нам Его не только любвеобильным Отцом, но и справедливым и неподкупным Судией. Поэтому учение об аде в действительности противоречит не библейскому, а неполному и ошибочному понятию о Боге, которого придерживается д-р Панчовский. Открывая нам Свое учение о наказании нераскаянных грешников, Господь не переставал быть Любовью. «А если не переставал быть благим, то нет сомнения, что такое определение (о вечных муках) согласно с Его благостию» (Еп. Феофан. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 10). По мнению Святых Отцов, возвещение истины существования ада свидетельствует именно о Божией любви. «Если б Бог радовался мукам грешников, Он и не открыл бы об аде» (Там же. С. 15. Подобно учит и свт. Иоанн Златоуст в Беседе 2-й на 2 Фес.), – пишет святитель Феофан Затворник. Господь сообщил о геенне огненной, предостерегая нас от нее. Что же это как не проявление Его безконечной благости?!

 

 


«Приидите, благословении Отца Моего,
наследуйте уготованное вам Царствие...»
Фрагмент фрески Пантократора

 

2) Учение об аде несовместимо с понятием о Божией справедливости: как кратковременные грехопадения могут наказываться вечными муками? (см.: С. 170).

Но и это соображение не выдерживает критики. Грехи действительно имеют пределы во времени, но злая и непокорная свободная воля ожесточенного и неисправимого грешного человека – вечна! Воля есть принадлежность души. И поскольку душа безсмертна, то и она, как существенное ее проявление, не может исчезнуть. Человек, закостеневший за время земной жизни в грехах и пороках, утвердивший свою волю во зле, ожесточившийся по отношению к Богу и умерший в таком состоянии – уподобляясь бесам, навсегда определяется как противник Божий. Разве не закономерно, что он окажется в том же месте, где и его наставники и приятели – духи злобы поднебесной?! Вопиющей несправедливостью будет дарование ему загробной участи праведников – тех, кто непрестанно подвизался в искоренении своих порочных наклонностей; чьей жизненной целью была борьба до крови против греха (см.: Евр. 12, 4); кто распинал свою плоть со страстями и похотями (см.: Гал. 5, 24) и в этой мучительной брани для стяжания добродетельности и святости каждый день со слезами на глазах в покаянном сокрушении вымаливал Божию милость!

Бог безконечно благ и безконечно справедлив. Он наказывает не за временные грехопадения, а за нераскаянность. Злая и ожесточенная воля человека может сокрушиться. Если величайший грешник обратится к Богу и искренне покается, он не пойдет в ад, и все содеянное им зло, даже самое страшное, будет ему прощено ради пролитой на Голгофе искупительной крови Христовой. В этом – невообразимая Божия любовь и еще более непостижимая Божия справедливость, не могущая не умилить всякого разумного верующего.

Человек – Божий должник, вовеки не способный уплатить свой огромный долг. Но Бог видел это и послал Своего единородного Сына, чтобы возместить человеческий оброк – в удовлетворение таким чудным образом высшего закона справедливости и в доказательство Своей великой, невероятной любви. Бог сделал для нашего спасения все возможное. Сам Божий Сын был пожрен на Голгофе, став умилостивительной жертвой за нас пред Богом. И, если даже после этого мы ожесточенно отвергаем веру и предаемся смертным грехам, можем ли обвинять возвестившего о вечных адских муках Бога в несправедливости?!

Покайся, и для тебя не будет ада! Обратись к Богу, и Он сделается для тебя только Любовью! Но восставая против Него, ты сам обрекаешь себя на безконечные страдания. Отступая от Него, ты уже водворяешься в аду, ибо вне Бога нет радости. Грех – это маленький ад. Насколько же более страшными будут муки для упорного, нераскаянного грешника, осознанно поправшего голгофскую жертву Сына Божия, похулившего Духа благодати и отшедшего из жизни в таком ужасном состоянии (см.: Евр. 10, 23)?! Это ожесточение – сатанизм, безконечное оскорбление Божия величия, глумление над Его милостью, самовольное отлучение от Него. Не справедливо ли то, что на Страшном Суде Бог Своим вечным определением запечатлеет сознательные и самовольные решения уже удалившихся от Него злодеев?!

3) Учение об аде ведет к грубому дуализму.

И это утверждение ошибочно, поскольку д-р Панчовский неправильно представляет ад самостоятельным и независимым от Бога царством. Святая Библия изображает Бога абсолютным Властелином вселенной, Царем, имеющим ключи ада и смерти (Откр. 1, 18), Судией, Который ввергнет диавола и его слуг в огненное и серное озеро, где они будут мучиться день и ночь во веки веков (Там же. 20, 10). Так что, по Священному Писанию, и ад находится во власти Божией. Эта истина особенно поэтично раскрывается в 138-м псалме (ст. 7–8): Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. В полном согласии со Словом Божиим учит и Святая Православная Церковь (см.: Октоих, гл. 6-й в субботу вечера на «Господи, воззвах», стихира 3-я), которая воспевает Иисуса Христа как Победителя смерти и ада (см.: Октоих, гл. 5-й в субботу вечера на «Господи, воззвах», стихиры 4-я и 2-я на стиховне).

4) Учение об аде ограничивает свободу деятельности человека, приводя к потенциально добродетельной жизни, лишенной нравственной ценности (см.: С. 173).

Вот еще один типичный софизм, сам обличающий свою абсурдность. В основе его лежит следующее заблуждение: верующие в ад стараются не грешить из-за страха вечных мук и, значит, добродетельны вынужденно. Но в таком случае можно сказать, что и верующие в рай и Бога творят добро из эгоистичных побуждений и их нравственность ущербна. Следовательно, чтобы быть по-настоящему нравственным, согласно этому софизму, нужно не верить ни в ад, ни в рай, ни в Бога – т. е. быть безбожником! Вот какая нелепость!

Господь Иисус Христос возвестил нам истину об аде, чтобы побудить нашу свободную волю к нравственной деятельности и отчасти облегчить путь к добродетели. Ад, как и рай, присутствует в проповеди Спасителя в качестве воспитательного стимула. Но стимул, как известно, ни к чему не обязывает – и люди, верующие в вечные муки, грешат!

 

Продолжение на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник