ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ БОГОСЛУЖЕНИЕ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

К ВОПРОСУ О ТАЙНЫХ
ЛИТУРГИЧЕСКИХ МОЛИТВАХ

 

 

Окончание. Начало на стр. 6

 

Священник испрашивает Божественного благословения, отпущения вольных и невольных грехов и ниспослания мирных и премирных благ у Единого святого Господа, пребывающего в вышних Своей Славой, но назирающего все, у Господа, Которому мы приклонили и души, и тела. Священник выпрямляется, как укрепленный силой Божией, и вместе с народом, также поднявшим головы, вознося благодарение, возглашает: „Твое бо есть еже миловати и спасати“. Затем совершается отпуст».

Стоит сказать и об одном современном Отце Церкви, чьим именем прикрываются модернисты, представляя его сторонником обновленческой практики гласного чтения тайных молитв. Речь идет о святом праведном протоиерее Иоанне Кронштадтском († 1909), действительно писавшем: «Многие молитвы и славословия читаются тайно. Гораздо полезнее и много интереснее для ума и сердца христианина знать полный состав Литургии, все молитвы и хвалы Богу Вседержителю и Спасителю» («Путь в Церковь. Мысли о Церкви и православном богослужении. Дневниковые записи»).

Однако угодник Божий никогда не предлагал и даже не помышлял о том, чтобы сделать тайные молитвы гласными. Он лишь указывал, что мирянам было бы полезно знать, о чем молятся епископы и священники про себя. Конечно, каждый из нас в любое время может ознакомиться с упомянутыми литургическими текстами – этого никто не запрещает. Сам же отец Иоанн, как свидетельствовали современники, произносил тайные молитвы очень тихо, так что их едва могли расслышать даже стоявшие рядом с ним в алтаре.

 

АНАЛИЗ ТЕКСТОВ ТАЙНЫХ МОЛИТВ

 

Для полноты нашего исследования считаем необходимым рассмотреть непосредственно некоторые тайные молитвы. В большинстве случаев сами их тексты со всей очевидностью показывают, почему они должны произноситься тихо или беззвучно.

Так, на утрени во время чтения последних трех псалмов священник с непокрытой головой (в знак покаяния и смирения падшего Адама) становится перед царскими вратами. Как заступник народа пред Господом, он тайно, т. е. про себя, совершает утренние молитвы. Объясняя этот момент богослужения, святитель Симеон Солунский пишет: «Священник возносит про себя утренние молитвы Богу, являясь ходатаем о том, что читается, и делая действительным то, что поется, т. к. священством совершается все» («Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского»).

Вторая утренняя молитва отражает просительный характер всего моления: «Помяни, Господи, сущия и молящияся с нами вся по имени, и спаси я силою Твоею». А в пятой молитве священник ходатайствует: «Помяни, Господи, бдящия и поющия во славу Твою <…>; буди тем Помощник и Заступник, приими их мольбы в пренебесный и мысленный Твой жертвенник».

Отсюда видно, что иерей молится о нас. Поэтому вполне закономерно, что он совершает это не во всеуслышание, а тайно – дабы не лишиться награды от Господа за разглашение пред людьми своего доброделания. Кроме того, задумаемся: Церковь рукополагает священнослужителей для верующих – в качестве посредников, а некоторые люди желают знать, как точно сии избранники исполняют свои обязанности. Не дерзость бесовская ли это? И не уподобляются ли таковые любопытным неразумным детям, хотящим остаться в комнате с родителями в тот момент, когда любящая мать своей благостью старается укротить разгневанного на них отца?

Далее: во время Входа на Литургии священник просит Господа сотворить «со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам». В молении после пения тропаря он исповедует, что Бог сподобил его, «смиренного и недостойного раба», «в час сей стати пред славою святаго Твоего жертвенника, и должное Тебе поклонение и славословие приносити». В первой молитве верных священнодействующий взывает: «Удовли нас, ихже положил еси в службу Твою сию, силою Духа Твоего Святаго, неосужденно и непреткновенно в чистем свидетельстве совести нашея, призывати Тя на всякое время и место». А во второй: «Даси нам неповинное и неосужденное предстояние святаго Твоего жертвенника. Даруй же, Боже, и молящимся с нами преспеяние жития и веры, и разума духовнаго». При исполнении Херувимской песни иерей, согласно служебнику «глаголет тайно молитву сию»: «Призри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, и очисти мою душу и сердце от совести лукавыя, и удовли мя, силою Святаго Твоего Духа, облечена благодатию священства, предстати святей Твоей сей Трапезе, и священнодействовати святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь».

Думается, приведенных фрагментов вполне достаточно, чтобы уяснить суть вопроса. Как видим, речь идет о сугубо личных для иерея моментах священнослужения. Он как бы обнаженным предстоит Господу и просит облечь его божественным достоинством, дабы он сумел как можно лучше послужить Богу и чадам Святой Церкви.

Во время Анафоры священник сподобляется особой чести – стать орудием Божиим, посредством которого хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы. Да, этот чудесный и страшный акт совершается в его священнодействии, и приготовлением к сему служат именно тайные молитвы, а также личные усердные моления иерея, возносимые им, согласно каноническим правилам, накануне Литургии. Для этого Бог и рукополагает священников, выделяя их из общей массы верующего народа.

Даже если не брать в расчет оглашенных, на Литургии, как правило, присутствуют и православные христиане, неподготовленные к принятию Святых Даров. И они, разумеется, никак не могут стать соучастниками в таком священном Таинстве – если вообще разумно предположить, что это когда-либо было доступно для мирян. Поэтому еще раз подчеркнем: молитвы Анафоры – не для всех. Пусть миряне участвуют в том, что им подобает. И когда священник возглашает: «Примите, ядите…» и «Пийте от нея вси…», – их удел – смиренно, с трепетом, благоговением и радостию принять Дары, подаваемые Богом через Его верного служителя. Да убоятся же модернисты причтения к 250-ти последователям Корея, покусившимся присвоить себе чужие обязанности, превышающие их духовные силы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подведем итоги нашего небольшого исследования.

Мы обнаружили ряд ясных и четких свидетельств о присутствии практики тайных молитв в древней Церкви. Увидели, что само их существование вполне соответствует канонам нашей Матери-Церкви, утвержденным Вселенскими Соборами, а также предписаниям Типикона о произношении отдельных молитвословий тихим голосом. Любые изменения святоотеческих правил ведут к литургической реформации, и потому недопустимы для священнослужителей, пред Крестом и Евангелием клявшихся не вносить никаких новшеств в богослужения. Мы также показали, что громкое чтение тайных молитв значительно удлинит службы. И если люди, внедряющие эту обновленческую практику, действительно хотят соблюсти церковный устав, им следует просто прекратить опускать традиционные части священнодействий. Кроме того, в процессе богослужения священникам бывает необходимо определенное время предстоять Богу наедине, чтобы в личной молитве приять от Него силу и дерзновение к совершаемому Таинству. Святые Отцы в своих творениях также неопровержимо подтверждают и одобряют существование тайных молитв. А из анализа текстов этих молитвословий становится понятно, что они предназначены исключительно для священнодействующих. И посему мирянам не следует покушаться на чужие и превышающие их духовную меру обязанности, но нужно со смирением и благодарностью принимать и выполнять ту несомненно высокую функцию, которая уготована им Богом в Его Святой Церкви.

 

Иеромонах ГРИГОРИЙ


Перевод с сербского языка
Майи ЙОНЧИЧ

 

Источник: http://borbazaveru.info

 

 

МУДРОСТЬ ||
Святой Иоанн Кронштадтский о Церкви

    

     

     В Церкви нашей нет никакого учреждения, обычая, обряда, которые бы установлялись без соизволения Главы ее – Господа Иисуса Христа, и Кормчего ее – Духа Святаго. Он наставляет пастырей ее на всякую истину. Он – Виновник всего благоустройства.


+ + +


     Доказательством истины, единства, святости, соборности, апостольства, спасительности Церкви служит то, что она объемлет всех святых на Небесах; живущих на земле и умерших, всех возглавляет во Христе, сообразно чему и самый храм разделяется на три части – на алтарь, означающий Небо, – церковь, означающую землю, – и притвор, означающий преисподнюю. В этом божественном, премудром и спасительном устройстве все божественно, премудро, спасительно, утешительно: члены Церкви друг другу помогают достигать спасения и блаженства в Боге.


+ + +


     Церковь Святая, Православная, Апостольская имеет ум Господень (1 Кор. 2, 16), поэтому все ее молитвы, возгласы, песнопения, уставы, обряды и прочее имеют особенно высокое, достойно уважаемое значение и силу.


Путь в Церковь. Мысли о Церкви и православном
богослужении. Дневниковые записи. М., 2013.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник