ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ БОГОСЛУЖЕНИЕ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

К ВОПРОСУ О ТАЙНЫХ
ЛИТУРГИЧЕСКИХ МОЛИТВАХ

 


На клиросе

 

Продолжение. Начало см. в № 20 (164)

 

В течение почти двух тысячелетий священники во время богослужений обращались ко Господу, одни молитвы произнося вслух, чтобы им мог внимать весь собравшийся народ, другие же – те, которые касаются только священнодействующего иерея и Бога, – творя беззвучно, про себя. Эти последние молитвословия стали называться «негласными», «тайными» или – что нам кажется самым удачным наименованием – «мистическими».

Однако сегодня некоторые люди – как принадлежащие к клиру, так и миряне – полагают, что все моления священнослужителей должны совершаться вслух. Они утверждают, что нет смысла читать эти прекрасные молитвы тихо, «тайно от прихожан», тем самым неправо уподобляя их зажженной свече, сокрытой под сосудом (см.: Мф. 5, 15). Кроме того, все мы, говорят они, являемся «царственным священством» (см.: 1 Петр. 2, 9) и потому имеем право соучаствовать в службе иереев…

В публикуемом ниже критическом анализе данного мнения убедительно доказана его модернистская претенциозность и необходимость следовать традиционной многовековой литургической практике Православной Церкви.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА СВЯТЫХ ОТЦОВ
И АРГУМЕНТЫ МОДЕРНИСТОВ

 

Святитель Герман Константинопольский († 740) говорит, что сама сущность молитв народа отличается от сущности молитв священника. Следовательно, хотя Отец Церкви непосредственно и не упоминает тайные молитвы, но таким образом косвенно подтверждает их существование.

Святой Патриарх поясняет, что алтарная «преграда показывает место молитвы, обозначая внешней стороной пространство, куда входит народ, а внутренней – Святая Святых, куда дозволен доступ одним священнодействующим» («Последовательное изложение церковных служб и обрядов и таинственное умозрение о значении их»).

Также о Великом входе он пишет: «Иерей со дерзновением приступает к Престолу благодати Божией, с истинным сердцем, во извещении веры, один собеседуя с Богом и взирая на славу Господню уже не в облаке, как некогда Моисей в скинии свидения, но откровенным лицом, и посвящается он в боговедение и веру Святой Троицы, и втайне изрекает перед Богом тайны, в таинственных действиях возвещая тайны, сокровенные от веков и родов, ныне же открывшиеся нам через явление Сына Божия, – тайны, которые поведал нам „Единородный Сын, сый в лоне Отчи“ (Ин. 1, 18). <…> Иерею, стоящему у примирительной Жертвы между двух Херувимов, склоняющемуся перед невидимой и неприкрытой славой и блистанием Божества и мысленно созерцающему Небесную службу, сообщается знание света Живоначальной Троицы. И мысленно созерцает он и возглашает Трисвятое славословие Серафимских Сил. Осеняемый Херувимами и при восклицании Серафимов, он взывает вместе с ними: „Победную песнь поюще, вопиюще и глаголюще“» (Там же).

О дарах же и связанных с ними молитвах Анафоры святитель Герман свидетельствует: «Иерей возвещает эти Божественные тайны, склоняясь, и тем показывает, что он незримо беседует с Одним только Богом. Он видит явление Божественного света, очищается сиянием славы Лица Божия и покрывается страхом и благоговением» (Там же).

Другой Святой Отец, праведный Николай Кавасила († ок. 1398), в начале своего комментария к Литургии оглашенных поясняет: «К молитве же побуждает народ священник – как лицо, на то поставленное. Для этого-то, собственно, он и поставлен во главе народа как ходатай за него и посредник, чтобы его молитва была действительна и имела больше силы, как сказал и апостол Иаков: „Много бо может молитва праведнаго“ (Иак. 5, 16), – когда и все те, за кого воссылается молитва, прилагают к тому все, что только нужно с их стороны: благие нравы, молитву, покорность и другие добрые качества, о которых знают, что они приятны Богу» («Изъяснение Божественной Литургии, обрядов и священных одежд»). Здесь мы видим ясное указание на то, что простые верующие не могут участвовать в Божественной службе наравне со священниками.

«В то время, когда диакон возглашает прошения и благочестивый народ молится, священник внутри алтаря совершает молитву тихо, про себя, о предстоящих и о святом доме», – пишет святой Николай Кавасила (Там же). Затем, «совершив молитву, он причину сию (славу Божию – причину снисхождения к людям, – примеч. ред.), как заключение славословия, произносит вслух всех, чтобы славословие сие достигло каждого из участвующих в хвалебном пении и чтобы вся Церковь восхваляла Бога. И на самом деле слушающие становятся общниками его в хвалении, ибо, когда священник произносит славословие, все верные приговаривают: „Аминь“, и, провозглашая это слово, усвояют себе все слова иерея» (Там же). Данное толкование еще раз подтверждает несостоятельность аргумента модернистов о том, что произнесение народом «Аминь» подразумевает гласность всей тайной священнической молитвы.

Во время второго антифона, объясняет далее святой Николай, священник, «снова совершая молитву о молящихся с ним верных, чтобы каждый из них получил на пользу себе от Бога то, чего просит собственно для себя, и, сверх сего, Вечную Жизнь за гробом, присоединяет в качестве причины благодать Его и человеколюбие и, это заключение произнеся вслух всех, начинает третье псалмопение» (Там же). Также после прочтения Евангелия «священник опять молится про себя и о самом себе, и о народе, чтобы ему неосужденно предстоять Святой Трапезе: предстоять чистым от всякой скверны плоти и духа, а сомолящимся верным – удостоиться причащения Тайн без вины и осуждения» (Там же). И по Великом входе иерей, «т. к. уже приступает к тайнодействию и намеревается прикасаться страшной Жертве», опять «благонастрояет себя, очищается молитвами и приготовляется к священнодействию». По свидетельству Святого Отца, молитва пастыря в этот момент – сугубо личная, но одновременно ею он и «предстоящий народ располагает к сей благодати».

Еще один святой писатель, подтверждающий и обосновывающий необходимость существования тайных священнических молитв – святитель Симеон Солунский († 1429). В частности, он говорит о молитвословиях, произносимых священником в то время, когда хор поет нечто иное. Также, согласно его толкованию, «Божественную славу и благодать, изливаемую через Ангела, и когда дом Господа исполняется Славы Его», знаменует тайное каждение перед вечерней и утреней (см.: «Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского»).

Модернистам, настаивающим на гласном произнесении тайных священнических молитв под предлогом «общенародности» Литургии и равноправия ее участников, святой Симеон отвечает: «Эта Божественная и священнейшая из служб служба <…> есть служба особенная, учреждение Единого Иисуса и дело священников. <…> Она и есть нечто преимущественное, есть превосходное дело Божие и совершается не кем-либо другим, но только священниками Божиими» (Там же).

 


Молитва мирян во время Евхаристического канона

 

Действительно, иерей, диакон, хор и собрание верующих каждый имеет свою особую роль в богослужении; цель у всех одна, но функции различны. Музыка симфонического оркестра не была бы такой красивой, если бы все музыканты исполняли одну партию. Помимо первой скрипки и первой трубы необходимы и вторые, и третьи инструменты; туба и ударные также вносят свой вклад в общее звучание мелодии. Играя положенное им, инструменты достигают максимально прекрасного впечатляющего эффекта, которого они никогда не добьются в одиночку или в том случае, если каждый будет стремиться доминировать над прочими. И, конечно, оркестр немыслим без дирижера… Точно так же лишь тогда, когда каждый верующий занимает отведенное ему место в процессе богослужения, можно достичь желаемой общей цели – «богоучрежденной связи иерархической», при которой всякий «делается по мере сил причастником истинной и действительной красоты и мудрости, и доброты» (сщмч. Дионисий Ареопагит).

Заключим обзор позиции святителя Симеона описанием характера тайных молитв, связанных с иерархической природой нашей Святой Церкви: «После великой ектении следуют прошения и молитва главопреклонения, при которой все наклоняют головы и стоят в молчании, что означает особенное благоговение, которым мы обязаны Богу, а также означает выражение нашего рабства перед Богом.

 

Окончание на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник