ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ

 

ГЛАВА III:

ЧИН ХИРОТОНИИ ДИАКОНА

 

 

§ 18

ПОДНИМАЕТСЯ

 

«Таже воздвигнут его». Долго держал диакон чело свое приложенным к престолу: потому что престол, по выражению свт. Симеона Солунского (в гл. 197), есть «сокровищница благодатных Даров». Теперь архиерей воздвигает, т. е. поднимает его, как уже посвященного, в знак того, что, как говорит тот же свт. Симеон Солунский (в гл. 172), «возвел посвященного с низшей на высшую степень, восстановил лежащего на земле, возвысил его смиренного и уничиженного». И в другом месте (в гл. 179): «Посвященного он поднимает от святого Престола, показуя тем божественное восхождение его с низших степеней на степень высшего Божественного служения».

 

 

§ 19

АРХИЕРЕЙ ВОЗЛАГАЕТ
ОРАРЬ НА ЛЕВОЕ ПЛЕЧО

 

«И взем орарий возлагает на левое рамо». Рукоположенному диакону архиерей сам подает и священные одежды, приличные его званию, – и, во-первых, возлагает на него орарий не на правое, но на левое рамо.

Свт. Симеон Солунский (в гл. 162) пишет: «Затем возлагает на него священные одежды, приличные степени. Ибо он поставлен не для того, чтобы заключать врата [церковные], и не для того, чтобы возжигать светильники, выводить оглашенных, но для служения Таинствам, пред которыми трепещут Ангелы. Для сего, получив ангельский чин, рукоположенный облачается орарем, который, вися на раменах, образует крыла ангелов и на котором написана трисвятая песнь ангельская. Орарь возлагается на левое рамо: потому что диакон занимает низшую степень священного сана и имеет одну обязанность священнослужения – обязанность служителя. А когда он посвящается во пресвитера, тогда орарь с левого рама простирается и на правое: потому что пресвитер принимает сугубую благодать – и служить, и совершать Таинства».

Впрочем, орарь возлагается диакону на левое рамо и для того, чтобы он, имея его на одном левом раме, имел свободными правое рамо и правую руку для исполнения обязанностей своего служения (об ораре пространнее сказано в ч. 2, гл. 6, § 8).

 

 

§ 20

«АКСИОС»

 

«Глаголя велегласно: „Аксиос“». Многие сказания древних писателей уверяют, что клир и весь народ, произнося сие слово «аксиос», т. е. «достоин», при посвящении епископов, пресвитеров, а иногда и диаконов, выражали этим свое свидетельство о непорочной их жизни и добрых нравах.

В начале священномученик Климент Римский от имени Апостолов (Постанов. апостольск., кн. 8, гл. IV) установил закон требовать таковое свидетельство, особенно при посвящении епископов. Вот слова его: «Первенствующий епископ должен вопросить священников и народ: он ли есть тот, которого желают они иметь своим начальником. И, когда они укажут именно на него, тогда он опять должен спросить их: „Все ли могут засвидетельствовать, что он достоин сего великого и знаменитого начальства? Исполнил ли он прямые обязанности благочестия в отношении к Богу? Сохранил ли обязанности свои в отношении к людям? Хорошо ли управлял своим домом и делами, касающимися благоустройства семейного? Честно ли он препровождал жизнь свою?“ – Когда все объявят одобрение не по пристрастию, а по истине, как пред лицом присутствующего здесь Небесного Судии – Бога, Христа, Духа Святаго, служебных духов и всех святых: тогда должно вопросить всех в третий раз: достоин ли он поистине сего служения, да во устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Когда и в третий раз все признают его достойным, он должен потребовать изустное их на то согласие и благосклонно выслушать их объявления. Потом должно водвориться молчание, и первенствующий епископ вместе с двумя другими, став пред престолом, должен читать молитву к Богу, прочие епископы и пресвитеры в это время молятся в тайне, а диаконы держат раскрытое Евангелие на главе хиротонисуемого».

Так, пред избранием святого Евтихия во епископа Цареградского весь народ единодушно взывал: «Достоин, достоин». Равным образом когда святой Даниил Столпник был посвящаем во пресвитера, тогда все множество народа также восклицало: «Аксиос» (см. об этом в житиях их).

Отсюда некоторые вывели заключение, что таковое же всенародное свидетельство требовалось и при посвящении диаконов. Но Вальсамон, в изъяснении 36-го апостольского правила, говорит: «Знаем, рукоположение принимают и диаконы; но мы не слыхали и не можем утверждать того, чтобы в избрании их участвовал народ, как участвует и ныне при избрании епископов, а некогда и священников, по предписанию 13-го правила Собора Лаодикийского».

Итак, когда при посвящении диакона бывает восклицание «аксиос», оно не относится к свидетельству о нем народа, но служит знаком к подтверждению или объяснению архиерейского священнодействия и диаконского посвящения. И потому, когда архиерей, находясь в алтаре, объявляет диакона достойным: тогда принимается он и клиром, – его достоинство подтверждается как бы гласом всего народа.

Свт. Симеон Солунский (гл. 181) говорит: «Одеянного таким образом диакона архиерей провозглашает достойным (аксиос), молясь в то же время Богу, да сотворит его достойным принятого сана, и исповедуя пред всеми, что он нашел его достойным степени. Это возлагает на приемлющего долг смирения: ибо кто может быть достойным священного сана? Подражая архиерею, „аксиос“ поют все как в алтаре, так и вне его».

 

§ 21

ПОСЛЕ ПОСВЯЩЕНИЯ
ДАЕТСЯ ДИАКОНУ РИПИДА

 

«Таже дается рипида». Диакону дается рипида – не потому, чтобы она составляла существенное действие посвящения; но в знамение того, что новопосвященный диакон начинает исполнять обязанности принятого им звания. Существенное же действие посвящения состоит собственно в возложении рук. Подробное объяснение сего показано выше (§ 8).

 

 

§ 22

ЦЕЛУЕТ АРХИЕРЕЯ В ПЛЕЧО

 

«И целует архиерея в рамо». Чтец и певец, после поставления своего, приемлют от архиерея лампаду; рукополагаемый иподиакон целует у архиерея руку, как упоминается в чине их поставления; но диакон, как ближайший к архиерею и почетнейший чтеца, певца и иподиакона, по принятии рипиды, целует архиерея в рамо – в знамение совершения своего поставления и окончания всего священного сего чиноположения.

 

 

§ 23

ДЕРЖИТ РИПИДУ
НАД СВЯТЫМИ ДАРАМИ

 

«И поставляется у престола стрещи святая». Диакон поставляется у престола «стрещи святая» (т. е. охранять Святые Дары) с данною ему рипидою, которую и держит над Святыми Дарами до времени возвышения Даров (т. е. до возгласа «Святая святым»). Совершив это служение, он поставляет рипиду на восточной стороне алтаря, потому что наступает время причащения.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

НОВОСТИ ||
В Голландии легализуют самоубийства

    

      

     Каждый день приходят все новые пугающие известия об «улучшении» жизни людей на Западе. Так, недавно СМИ сообщили, что власти Голландии собираются легализовать эвтаназию для здоровых людей. Под этим термином подразумевается добровольный уход из жизни с чужой помощью, т. е. по сути – самоубийство.
     После принятия соответствующего закона каждый голландец, «считающий свой жизненный путь завершенным», сможет воспользоваться услугами медиков-палачей и покинуть земной мир. Эвтаназия проводилась в стране и прежде, с 2002 года, но только над больными, которые испытывали сильные физические страдания и при этом по мнению врачей не имели шансов на выздоровление.
     По учению Православной Церкви самоубийство – страшный грех, выражение бунта против Творца, недоверия, гордости и непокорности Его всеблагой воле. По тяжести этого согрешения самоубийцы лишаются церковного отпевания, погребения и поминовения.
     Святитель Николай Сербский пишет: «„Претерпевший же до конца спасется", – сказал Господь (Мф.10, 22). Множество разных испытаний попускает Он людям, но цель одна – горечью исцелить человеческие души от греха и тем приготовить их к вечному спасению. Как бы трудно тебе ни было, помни две вещи: первое – что Сам Отец твой Небесный определяет меру страдания; второе – что Он знает твою меру. Когда бы ни пришла к тебе мысль о самоубийстве, гони ее. Ибо это шепот сатаны».


Ольга ВЕТРОВА

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник