ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – саму свою жизнь.

 

 

ВЕРБИЦКИЙ

МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ

(окончание)

 

В то время Вербицкий служил в 73-м бомбардировочном авиационном полку, который входил в состав авиации Краснознаменного Балтийского флота. Он не раз проводил воздушную разведку вражеских военных кораблей на морских путях к Ленинграду. В Рижском заливе потопил немецкий транспорт водоизмещением 12 тысяч тонн. Участвуя в героической обороне полуострова Ханко, взлетал и совершал посадку под артиллерийским огнем противника. Михаил Константинович штурмовал также гитлеровские войска, стремившиеся сбросить защитников полуострова в море.

...Осень 1943 года. Вербицкий в то время служил уже в 118-м морском разведывательном авиационном полку, который находился на передовой ожесточенной борьбы. Однажды командир полка подполковник К.Г. Павлов дал ему задание произвести воздушную разведку с фотографированием аэродрома и военно-морской базы Киркенес, где в основном находились транспортные суда. Их было много: оттуда шло снабжение лапландской группировки противника горючим, оружием, боеприпасами, продовольствием; также доставка новых контингентов войск осуществлялась главным образом морем.

День выдался для Заполярья довольно светлый. Самолет Вербицкого поднялся в воздух, набрал высоту семь тысяч метров. Подходя к цели, Пе-3 снизился до пяти тысяч метров. Гитлеровские наблюдатели обнаружили самолет. Потянулись огненные стрелы трассирующих снарядов. Казалось, что они вот-вот пронзят машину, но герой, как всегда сохраняя спокойствие, умело уходил от сверкающих трасс.

Внизу, за стеклом, словно на киноэкране, были видны порт Киркенес, десятки транспортных судов. Штурман П. Родин начал фотографирование кораблей. Вскоре показался аэродром, на поле – большое количество самолетов. И снова под огнем противника заработал фотоаппарат, делая снимки, которые помогут потом нашей авиации нанести удар по аэродрому и морской базе фашистов. Когда фотографирование было закончено, Вербицкий заметил, что гитлеровские летчики торопливо бегут к своим двухмоторным истребителям Ме-110 – «мессершмиттам». Но было уже поздно. На большой скорости советский летчик пересек Киркенесский залив и, набрав высоту, направился на свой аэродром. Как часто бывает за полярным кругом, погода внезапно изменилась: надвинулся густой туман, затем повалил, закружился снег, и видимость резко снизилась.

На траверзе губы полуострова Рыбачий курс советского самолета внезапно пересек вражеский истребитель – тот самый Ме-110. Вербицкий старался не ввязываться в бой с воздушным противником, если вез ценные разведывательные данные. Но на этот раз пришлось учитывать, что в снежной кутерьме гитлеровец мог незаметно приблизиться и первым послать пулеметную очередь.

Подойдя к «мессершмитту» на дистанцию примерно 300 метров, Михаил Константинович открыл огонь одновременно из пушек и крупнокалиберных пулеметов. Немецкое судно, вздрогнув, сильно накренилось на правое крыло и, быстро теряя высоту, скрылось в мутной пелене. К вечеру, уже после посадки Вербицкого посты наблюдения, оповещения и связи сообщили, что советским самолетом Пе-3 был сбит Ме-110, который врезался в сопку и сгорел.

 


Самолет Пе-3

 

На другой день в полк поступило донесение, что в Баренцевом море замечен караван вражеских транспортов. Наш герой получил приказание разыскать гитлеровский конвой и передать по радио его точные координаты. Холодное небо, затянутое облаками, висело низко над землей, причем облака лежали в три слоя: нижний и средний равнялись семи-восьми баллам, верхний доходил до десяти. Конечно, лететь при такой густой облачности было крайне трудно, зато уменьшалась вероятность встречи с вражескими истребителями.

В воздухе экипаж сразу же переключил бортовую радиостанцию на подслушивание. Он по-прежнему отчетливо слышал «землю», но сам с целью радиомаскировки не посылал в эфир никаких сигналов, тем самым лишая врага возможности запеленговать Пе-3 и навести на него свои истребители. Минут сорок разведчики шли над Баренцевым морем в сплошной облачности, ориентируясь по приборам.

Совсем некстати началось обледенение машины, но неожиданно вдали, у горизонта, на сером фоне низкого неба Вербицкий заметил темные расходящиеся полосы – дым от труб вражеского конвоя. По мере приближения летчик стал различать транспортные суда, вытянутые в кильватерную колонну. Рядом с ними выделялись палубными надстройками военные корабли, несущие охрану. Над конвоем барражировали истребители Ме-109.

Штурман-радист Селезнев, включив передатчик и, выполняя главную поставленную экипажу цель, сообщил на свой аэродром состав обнаруженного объекта, курс и скорость хода. В воздух немедленно поднялись наши самолеты-торпедоносцы. Действуя под прикрытием истребителей, они нанесли бомбовые удары по каравану, причинив ему невосполнимый урон. Впрочем, на этом победный день не завершился. На обратном пути Пе-3 подвергся нападению двух «мессершмиттов». Отражая яростные атаки врага, Вербицкий сбил один фашистский истребитель (другой гитлеровец предпочел сам выйти из боя).

Всего за годы войны капитан Михаил Константинович Вербицкий уничтожил два самолета противника лично и четыре в группе. При налетах на вражеские аэродромы он поджег 15 воздушных вражеских судов, несколько складов горючего, массу различной техники. Ведя воздушную разведку в трудных погодных условиях Заполярья, летчик тем не менее видел все, что происходило на море, на берегу и в воздухе. Не было такого порта и аэродрома, куда бы не проник взгляд воздушного разведчика.

Действуя в интересах подводных лодок, торпедоносной и бомбардировочной авиации Северного флота, он не раз фиксировал на пленке шхеры, где укрывались корабли врага. За время полетов над немецко-фашистскими военно-морскими базами и коммуникациями обнаружил до 100 вражеских кораблей, около 200 транспортных и других судов. Им было также уничтожено 13 танков, 20 автомашин и цистерн, эсминец и транспорт противника, различная военная техника… М.К. Вербицкому, обладавшему большим летным мастерством, безстрашием и стойкостью, поручались самые сложные и ответственные боевые задания. И он всегда их с честью выполнял. Три ордена Красного Знамени украшали грудь авиатора. В январе 1944 года капитан Михаил Константинович Вербицкий в числе пяти самых отважных летчиков-североморцев был удостоен звания Героя Советского Союза.

 

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам интернет-СМИ


Продолжение см. в след. номере

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

СИГАЛИ – саранча, кузнечики.

СИГАТЬ – прыгать, подскакивать.

СИДЕЛЕЦ – постоянный служащий при станичном правлении; исполнял поручения станичного атамана, охранял порядок, имущество и архивы канцелярии.

СИНЯВКА – раньше – хутор станицы Елизаветовской с ж. д. станцией, а теперь – город на правом возвышенном берегу Мертвого Донца. В 1770 году командующий Азовской флотилией адмирал Синявин основал слободу по обеим сторонам речки Морской Чулек. Он начал заселять ее крестьянами, но по жалобе Войскового правления новое поселение было от него отобрано и передано Елизаветовской станице в качестве хутора, куда и переселились многие казаки.

СИРКО – прозвище запорожского полковника; между 1659 и 1679 годами он неоднократно избирался кошевым атаманом. В один из таких годов, перед Рождеством 1678 года на Запорожскую Сечь неожиданно напали крымские татары в сопровождении 15 тысяч янычар. Им удалось ворваться в стены укрепления, но казаки в свою очередь бросились на них и после ожесточеннейшего ночного боя изгнали прочь.

 


Фрагмент картины Репина о запорожцах

 

В связи с этим нападением кошевой атаман Сирко, сам не раз водивший казаков на Крым, послал Крымскому хану ядовитое письмо, упрекая его в вероломстве и обещая отплатить сторицею. Народное предание предписывает тому же времени грубовато-юмористическое письмо, отправленное казаками в Стамбул. Художник Репин использовал эту тему для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Сирко умер в 1680 году.

.

Продолжение следует.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник