ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

К ВОПРОСУ О ТАЙНЫХ
ЛИТУРГИЧЕСКИХ МОЛИТВАХ

 


Рукополагаемый во иерея диакон с воздухом во время Великого входа

 

Продолжение. Начало на стр. 6

 

Тут можно провести параллель с календарным вопросом. Как известно, святоотечески ориентированные православные не приемлют навязывание Поместным Церквам нового стиля. Календарную реформу фактически единолично осуществил Вселенский Патриарх Мелетий (Метаксакис), масон 33-й степени, который в данному случае вел себя скорее как римский папа или диктатор, а не как Первоиерарх Церкви Христовой. Он не имел права присваивать себе полномочия на такое дело, и сегодня мы видим плоды его самочиния: православный мир разделен, и верующие нередко отступают от Священного Предания, уклоняясь в пагубу новостильного модернизма.

Подобным образом и попытки священников-обновленцев прекратить практику тайных молитв не приведут ни к чему хорошему. Говоря о литургических новациях латинян, святой Николай Кавасила замечает: «Последователям их нововведений ничего более не остается, как уничтожить все Христианство. Явно, что сомнительны действия тех, которые так думают, и опасно дело их, кои придумывают чуждое отеческим преданиям, имеющим в себе ручательство несомненности».

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ

 

Еще одна весьма важная причина сакральности отдельных молитв заключается в том, что во время их чтения священник лично предстоит Богу, прося Его о помощи. Некоторые отцы признавались, что когда они дерзали произнести тайные молитвы вслух, у них возникало смущение и чувство неподготовленности к тому страшному действу, которое им предстояло совершить.

Святитель Симеон Солунский пишет, что, например, во время вечерни, после возгласа «главы наша Господеви преклоним» священнослужитель «сам первый преклоняется, исповедуя себя смиренным рабом, и молится о своем священстве, потому что, имея нужду в милости, не полагается на самого себя. Он молится благоговейно и, приступая к собеседованию с Богом и ходатайству за других, молчаливо сосредоточивается в себе <…>. Потом, получив дерзновение, как услышанный, он восстает и возглашает хвалу: „Буди держава Царствия Твоего благословенна“ и т. д.».

А священномученик Дионисий Ареопагит, объясняя, почему священнодействующий вкушает Святое Причастие прежде мирян, указывает на принцип, исходя из которого священник также в определенное время должен молиться Богу, предстоя к Нему лицом и прекращая в такие моменты служение народу. Ученик святого Павла наставляет: «Таков вселенский чин и порядок, чтобы прежде священноначальствующий приобщился и преисполнился даров, которые через него должны быть боголепно преподаны другим, а потом уже и преподал».

Таким образом, прежде чем разделить святыню, священник должен сам ее принять.

Аналогично и в случае с молитвой: до того как молиться за людей и вместе с людьми, иерею нужно стать человеком молитвы, войти в молитвенное состояние, самому приблизиться к Богу.
Святой философ Дионисий упоминает и «таинственное чтение священных слов» – молитву за усопших праведников, которая начинается с Великого входа и заканчивается с целованием мира (обряды Литургии, – примеч. ред.). Это молитвословие следует рассматривать как тайное, поскольку его совершал диакон в алтаре в то время, когда вслух читались другие возгласы. Следовательно, тайные молитвы, кроме прочего, позволяют клирикам выполнять некоторые необходимые действия, не прерывая общий ход службы.

И еще одно важное замечание. Если совокупить все тайные молитвы Всенощного бдения и Литургии, то получится около 30 страниц печатного текста. Мы же, как известно, живем в эпоху, когда люди требуют от Церкви снисхождения к их немощам. Но станет ли таковым искателям комфорта удобнее, если эти 30 страниц будут читаться гласно, значительно увеличивая продолжительность служб?! В редких приходах сегодня совершается полный суточный круг богослужений; в иных модернистских храмах сокращают даже Литургию! Посему, если модернисты действительно хотят приблизиться к изначальной практике, пусть лучше вернут в службы их подлинно неотъемлемые элементы, которые они самовольно опускают, – малую ектению, ектению об оглашенных, каноны, чтение Ветхого Завета и проч. Может показаться парадоксальным, но одни и те же люди настаивают и на устранении этих компонентов богослужений, и на введении новых – гласном совершении тайных молитв. Вот оно, модернистское лицемерие!

 

БОГОСЛОВСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ

 

Главнейшая причина наличия в Церкви тайных молитв – мистическая природа богословия. В нем принято выделять катафатический (от греч. «катафатикос» – утвердительный) и апофатический (от греч. «апофатикос» – отрицательный) способы богопознания, одинаково необходимые в нашей вере и молитвенном делании. Как невозможно постичь все Божественные истины умом, так нельзя и все элементы богослужения воспринять посредством слуха.

Все самое ценное и самое священное во время нашей Литургии сокрыто. Так, алтарь прикрыт иконостасом, служащим связующим звеном между святилищем и основной частью храма. Да-да, иконостас – это не барьер, не преграда: он не отделяет нас от того, что находится за ним, а, напротив, таинственно, духовно вводит в атмосферу алтаря. Святые Дары покрываются во время Великого входа. Это тоже один из аспектов иерархической природы и мистичности нашего богослужения. То, что мы вкушаем, и то, что становится частью нас самих, – скрыто от наших глаз.

Подобно и тела монахов при отпевании и погребении скрываются даже от взоров епископов и их собратьев-иноков, равно как и жены должны всегда покрывать свои главы. И те, и другие добровольно воспринимают крест жизни в послушании, и их покровы символизируют смирение. В то же время их смиренные тела и главы драгоценны в очах Божиих как святыни, почему и должны быть сокрыты.

Так и некоторые молитвы утаиваются от наших ушей как особенно ценные перед Богом. Во время пения хора при Анафоре священнодействующий сначала тайно произносит молитву эпиклезиса (призывания), а затем – трижды молитву третьего часа. И это – самые священные мгновения из всех богослужебных минут Восточной Православной Церкви. Это те секунды, когда верные должны покрыть себя мистическим молчанием незнания, чтобы их чувственное восприятие не помешало умственному сближению с безплотной истиной, выраженной Божественной Жертвой.

 

Иеромонах ГРИГОРИЙ

Перевод с сербского языка
Майи ЙОНЧИЧ

 

Источник: http://borbazaveru.info

 

Окончание см. в след. номере

 

 

ОПРОС ||
Еще раз о десакрализации

    

     1. Согласны ли Вы, что благоговение должно быть неотъемлемым качеством христианина?


     да – 100%

 

     2. Волнует ли Вас проблема десакрализации в Православной Церкви?


     да – 93%; нет – 7%

 

     3. Знаете ли Вы, что в Православии на первом месте стоит служение Богу, а не людям?


     да – 98%; нет – 2%

 

     4. Согласны ли Вы, что цель Церкви – духовное преображение и спасение ее чад, а не просто завлечение в храмы массы народа?


     да – 100%

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник