ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
«ТАЙНА БЕЗЗАКОНИЯ» СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ВОЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ЦИФРОВОЕ ИМЯ

 

 

Свобода воли – признак

богоподобия в человеке

 

В прошлом номере мы сообщили о состоявшемся 6 сентября в Киево-Печерской лавре по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия круглом столе «Вопросы духовной безопасности в информационном обществе» и напечатали его Резолюцию. Сегодня хотим познакомить читателей с прозвучавшим на мероприятии докладом наместника Свято-Успенской Почаевской лавры митрополита Почаевского Владимира. По милости Божией Владыка в святоотеческом духе, просто и доступно изложил важнейший богословский аспект проблемы цифровой идентификации, к сожалению, до сих пор ускользающий от взоров многих представителей православного епископата и духовенства.

 

ВОЛЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Человек является венцом творения Божия. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что человек вводится как царь в уже уготовленный сад, чертог, украшенный растениями и животными.

Бог сотворил человека по образу и подобию Своему (см.: Быт. 1, 26). В книге Бытия написано, что после создания человека из праха земного Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Там же. 2, 7). Это говорит о том, насколько безсмертная богодухновенная душа человека важнее его тела – временной «храмины», по словам апостола Петра (см.: 2 Петр. 1, 13–14).

Преподобный Иустин (Попович) пишет, что «быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, а стать по подобию Божию – зависит от нашей воли. И то, что зависит от нашей воли, находится в нас только как возможность; а приобретаем его действенно с помощью нашего самостоятельного усилия».

Воля является важнейшей составляющей души, благодаря которой человек имеет свободу мышления, суждений, поведения, решений, выбора. И то, что Бог заповедал Адаму и Еве: Плодов дерева, которое среди рая, <…> не ешьте их и не прикасайтесь к ним (Быт. 3, 3), – говорит о том, что человек изначально наделен Богом свободой выбора в принятии решений. Если до грехопадения центром стремления воли человека был Бог, естественная воля человека целиком совпадала с Его благой волей, он свободно, не выбирая, следовал известному ему благу, то после грехопадения воля человека уклонилась на самого него, стала эгоистичной, встала на службу родившимся страстям, помрачившим его разум и чувства. Сама воля как бы расщепилась в момент выбора первым человеком греха. Естественная воля, которая к благу стремится всегда, помрачилась и часто принимает за добро – зло, и не может решить, стремится ли она к истинному добру или к иллюзорному. Преподобный Максим Исповедник учит, что у падшего человека существуют две составляющие воли: кроме природной воли у него появилась гномическая воля – воля выбора, противоестественная для человека, не созданная Богом.

«Божий Промысл предвидел будущее падение не укрепившейся свободной воли человека. Предвидя падение, предустроил и восстание. Грехопадение Адама не оказалось непоправимой гибелью для человечества. Силой возрождающей, по предвечному определению Божию, явилось нисшествие Сына Божия на землю» (Православное догматическое богословие).

 

 

Но при всем этом «преизобилующая благодать» Божия не устраняет сознательного человеческого решения, желания и согласия принять дар Божиего спасения. Дар благодати, дар веры, дар спасения, навязанные человеку извне, были бы для грешника скорее насилием, чем его подлинным свободным волеизъявлением. Бог отверзает для грешника двери рая, но не вовлекает его туда принудительным воздействием. Подлинное послушание добру или злу без свободной воли немыслимо. Там, где проявляется благодать, вера и послушание, – там, несомненно, участвует и свободная воля.

Исцеление воли человека, поврежденной при грехопадении, – это воссоздание ее целостности путем слияния, воссоединения ее с волей Божией, благой и совершенной. Преподобный Иустин (Попович) так формулирует учение преподобного Макария Великого об исцелении и обожении воли: «Человеческая воля освобождается от власти диавола и излечивается только соединением с волей Божией. В воле Божией воля человеческая находит свою целостность, свое здравие. <…> „Без Духа Святаго <…> никто не может познать волю Божию“. Таким образом, для преподобного Макария Великого облагодатствование, обожение воли является правилом христианской жизни и необходимостью в познании истины».

Святитель Феофан Затворник показывает, как воля у человека, вставшего на путь спасения, преображается, освобождается от рабского служения греху: «У приявших сии силы она [разумно-свободная самостоятельность] является в истинном своем значении. <…> Они уже не ктому человеческим похотем, но воли Божией прочее по плоти живут время (см.: 1 Петр. 4, 2). Жизнь по воле Божией есть в высочайшей степени жизнь разумная. Здесь воля Божия через покорный внушениям ее разум правит всеми делами и всем ходом жизни и ведет человека к последней его цели. Отсюда – строй, целость жизни. И свободным в полном смысле можно назвать только того, у кого жизнь устрояется показанным образом. Тот только и свободен истинно, кого освободит Иисус Христос (см.: Гал. 5, 1); там только и свобода, где Дух Господень (см.: 2 Кор. 3, 17). Пребывающий в Господе Иисусе Божественною силою Духа христианин наслаждается отрадным состоянием свободы (см.: Рим. 8, 2). Грех им не обладает (см.: Там же. 6, 7–12), из мира он изъят (Ин. 15, 19) и небоязненно готов говорить истины пред владыками (см.: Мф. 10, 18), диавола и всю силу вражию он попирает (см.: Лк. 10, 19). Поэтому он стоит, как столп твердый, не колеблясь никакими противностями; никакие стечения обстоятельств не овладевают им; а напротив, он ими располагает по своему усмотрению или ведет себя среди их, не изменяя своего настроения и главных своих преднамерений».

Преподобный Исаак Сирин сказал: «Кто не покорит своей воли Богу, тот покорится Его противнику».

А авва Пимен говорил, что «воля наша есть медная стена между человеком и Богом. <…> Итак, если человек оставит свою волю и покорится воле Божией, тогда может и он сказать: „Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его“ (Пс. 17, 30–31)».
Итак, мы рассмотрели понятие воли человека и пришли к выводу, что и для принятия правильного решения, и для спасения безсмертной души нам необходимо во всем искать волю Божию.

Перейдем ко второй части рассматриваемой темы.

 

СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

 

Веками учет людей, а также удостоверение личности человека осуществлялись по имени. И вот теперь в нашей стране происходит сбор всевозможной (в том числе самой конфиденциальной) информации о людях, которая накапливается в базах данных, реестрах под персональным номером человека. На работе, в учебных, медицинских, нотариальных, социальных и других учреждениях, при совершении различных расчетных операций предлагают подписать «згоду» («согласие») на обработку персональных данных. При отказе дать такое «согласие» человек сталкивается с серьезными проблемами. Свободная воля человека постоянно испытывается, оказывается перед выбором в принятии решения.

Преподобный Нил Синайский советует: «Исследуй конец всякого поступка прежде его начала». Апостол Павел в послании к Ефесянам наставляет нас: Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в безплодных делах тьмы. <…> Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия (Еф. 5, 10–11; 15–17).

Обработка персональных данных неразрывно связана с тотальной кодификацией всего человечества, с присвоением каждому человеку личного номера. Это всемирный процесс, являющийся основой построения финансово-экономической киберсистемы, т. н. глобального информационного сетевого общества, в котором роль человека низведена до роли «узла» сети, «субъекта персональных данных», поставленного в жесткие условия послушания системе, ее всемирным «стандартам» и «правилам».

Еще в 1998 году Священный Синод Украинской Православной Церкви признал, что процесс введения в стране всеобщей кодификации имеет отношение к исполнению апокалиптического пророчества евангелиста Иоанна Богослова: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр. 13, 16–18). Еще тогда, в 1998 году, Священный Синод предупреждал, что «индивидуальный идентификационный номер, который будет присвоен каждому человеку и нанесен на него через какую-то „несмываемую“ технологию, действительно может стать „печатью антихриста“».

Проведенные за эти годы в разных странах научные экспертизы выявили, что идентификационный номер для системы является именем человека; что идентификационный номер, записанный в виде штрих-кода, содержит число «666» – «число зверя», и не отличим от «начертания антихриста». Сегодня уже очевидно, что «имя зверя» – это то имя, которое «зверь» (антихристова система) дает человеку, а уточнение «или число имени его» – указывает на то, что «зверь» дает человеку имя в виде числа – цифровое имя.

 

Продолжение на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник