ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПУТЬ СПАСЕНИЯ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

В ГОСТЯХ У БАТЮШКИ ИОАННА

 


Санкт-Петербургский Иоанновский монастырь на Карповке

 

 

Наши корреспонденты побывали в Санкт-Петербурге и Кронштадте. В северной столице они посетили основанный святым праведным Иоанном Кронштадтским монастырь на Карповке, где ныне почивают его мощи, а в «городе моряков» – мемориальную квартиру всероссийского пастыря XX века...

Прошло уже немало лет с тех пор, как квартира, в которой проводил дни своей святой жизни отец Иоанн, была восстановлена и открыта как музей. Надо ли говорить, насколько сильным было наше желание увидеть собственными глазами и осязать душой комнаты и предметы, хранящие память о великом праведнике? Но поездка по разным обстоятельствам неоднократно откладывалась, пока наконец Господь не даровал нам возможность осуществить эту давнюю мечту – одна из петербургских знакомых пригласила посетить святыни города, в том числе и достопримечательности Кронштадта.

Сколько раз, читая воспоминания об отце Иоанне, мы мысленно переносились в этот городок, отделенный от северной столицы Финским заливом! Особо в памяти запечатлелось описание последнего пути дорогого батюшки – колесница с его гробом в сопровождении тысяч почитателей движущаяся к месту погребения в Петербурге по льду залива. Ныне же до Кронштадта уже проложена шоссейная дорога, один из отрезков которой устроен в тоннеле, пересекающем морское дно. По этой автостраде на машине мы невероятно быстро домчались до цели нашего путешествия.

Кронштадт – город военных моряков. В советские годы он считался закрытым и «режимным», сегодня же посетить его может любой паломник и турист. Окраины традиционно застроены высотками, а в центре атмосферу навсегда ушедших времен хранят старинные улочки с дореволюционными зданиями, от вида которых на сердце становится теплее. К одной из них, Посадской, мы и направились.

Квартира отца Иоанна, где он жил в течение 53 лет, расположена на втором этаже, в угловой части четырехэтажного дома № 21, выстроенного в виде буквы «г». Во дворе разбит небольшой сквер, ухоженный и очень уютный, в центре которого в 2008 году, к 100-летию преставления святого, на средства жителей Петербурга и Кронштадта был установлен памятник (скульптор А. Соколов).

Об этой скульптуре стоит сказать хотя бы несколько слов. Фигура пастыря выполнена в величину чуть более натуральной – по первому впечатлению батюшка сидит в кресле с высокой спинкой, положив руки на колени, – спокойный, умиротворенный. Между тем, обходя памятник, мы замечаем некоторые символичные детали – кресло несколько похоже на трон, но отец Иоанн как бы отделен от него; он сидит, лишь слегка касаясь поручней локтями и совсем не опираясь на спинку. Вероятно, так скульптор хотел показать, что праведник возвышается на некоем нематериальном, духовном троне, оправдывая свое величественное звание всероссийского пастыря. А с другой точки зрения мягкие черты лица батюшки и положение тела приобретают какую-то необычайную монументальность и мощь. Как мастеру удалось достичь столь легкого, почти воздушного эффекта в металле – загадка, однако памятник настолько удачен, что жители Иркутска заказали и установили в своем городе, возле храма Петербургских святых, его точную копию.

В самом музее хранится несколько прижизненных изображений отца Иоанна, но ни одно из них, на наш взгляд, не рождает столь яркого впечатления живого присутствия праведника, как эта скульптура – как будто сам пастырь встречает паломников и гостей у входа – тепло, приветливо, по-домашнему.

Дом № 21 сегодня жилой, а до революции он относился к Андреевскому собору и служил жилищем для причта. Второй этаж, в двух комнатах которого сейчас находится мемориальный музей-квартира святого праведного Иоанна Кронштадтского, в те годы и занимала семья Сергиевых.

Конечно же, со времен отца Иоанна здесь произошло немало изменений – на протяжении минувшего века в квартире обитали другие семьи, она не раз перестраивалась и ремонтировалась. Но, несмотря на это, следы и отзвуки былого все же заметны и ощутимы. Когда помещение готовили под музей, обнаружились фрагменты старых обоев и краски – и это позволило воссоздать не только прежнюю планировку, но и обстановку, и оформление комнат.
Как мы уже сказали, музей расположен в двух комнатах, разделенных небольшим коридором. В одной из них, обставленной старинной мебелью и увешанной прижизненными изображениями отца Иоанна и современными иконами, теперь совершаются молебны.

Конечно, каждый святой Русской Православной Церкви – явление в ее истории уникальное, но даже при таком подходе личность отца Иоанна особенна.

Он родился 19 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии, в благочестивой семье диакона Илии и его супруги Феодоры. В тот день совершалась память преподобного Иоанна Рыльского, и мальчика крестили сразу же по рождении, дав имя празднуемого святого. Родили будущего подвижника были бедны средствами, но богаты верой и благочестием. Отец часто брал мальчика с собой на богослужения, чем привил ему любовь к храму, а постоянная материальная нужда, как водится это у праведников, воспитала в нем любовь к бедным.

Когда святой подрос, отец отвез его в Архангельское приходское училище. Поначалу освоение преподававшихся предметов давалось отроку с трудом, но по его горячей молитве о помощи, как и в случае с преподобным Сергием, Господь чудесно просветил ум Своего угодника. После этого он стал одним из первых учеников, блестяще окончил училище, затем Архангельскую семинарию и на казенный счет был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Уже с юности отец Иоанн был отмечен особой милостью Божией и Его дарами. Так, многие его сны оказались пророческими. Один из таких – сновидение, будто он служит в Андреевском соборе Кронштадта. Придал ли тогда значение этому откровению святой, неизвестно, но когда по окончании Академии ему предложили вступить в брак с дочерью протопресвитера Андреевской церкви Елизаветой Несвитской, Иван Ильич дал согласие, действительно став 12 декабря 1855 года священником приснившегося собора. Собратья-пастыри, причетники храма и прихожане еще не догадывались тогда, что в истории не только их храма и города, но и всей Русской Церкви открывается новая страница.

Отец Иоанн положил начало особому движению, в которое впоследствии включились представители всех церковных чинов – клирики, монашествующие и миряне; – именно благодаря ему распространилась такая широко известная ныне форма православного благочестивого жития, как «монастырь в миру». Ее суть заключается в том, что пастырь собирает вокруг себя общину и ведет ее членов ко спасению (или даже к христианскому совершенству) – в самых, казалось бы, неблагоприятных условиях мира сего. Естественно, как и всякое жизнеспособное истинное дело, это начинание должно было утвердиться ярким и убедительным примером, доказывавшем бы воочию осуществимость поставленной цели. И потому в первые годы своего служения батюшка целиком предался подвигу самосовершенствования в духе святоотеческого аскетизма.

Он спасался как монах в миру – в буквальном смысле этого слова. Со своей супругой они жили в целомудрии. Все время праведника проходило либо в священнослужении, либо в посещении кронштадтских бедняков, которые погибали в пьянстве и распутстве, а их семьи прозябали в нищете. Многие сразу заметили чудесное свойство его слова – после беседы с отцом Иоанном даже самые неисправимые и опустившиеся люди постепенно, день за днем, но неизменно возвращались к нормальной жизни, вновь становясь благопристойными гражданами и отцами семейств.

 


Якоря на набережной в Кронштадте

 

В основание своей аскезы подвижник положил ежедневное богослужение и Причащение Святых Христовых Таин. Вставал он в три часа ночи, а к четырем утра приходил в собор, где его уже ждали сотни паломников, надеявшихся получить благословение. Во время одного из путешествий по России, в 1890 году в Харькове, проповедь батюшки на соборной площади пришли послушать 60 тысяч человек – более просто не смогло уместиться! Он помогал нищим, построил женский монастырь и храм в своем родном селе Сура Архангельской губернии, основал также женскую обитель в Петербурге, а в самом Кронштадте создал комплекс известный как «Дом трудолюбия», состоявший из церкви, школы, больницы, мастерских и приюта. Первые в России детские ясли организовал здесь именно отец Иоанн.

 

Окончание на стр. 7

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник