ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ «ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Принять нельзя отвергнуть

О новой редакции документа «Всеправославного собора»

«Отношения Православной Церкви с остальным
христианским миром»

 

 

Продолжение. Начало см. в № 16 (160)

 

Продолжаем публикацию анализа наиболее спорного постановления критского собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». В комментариях, кроме цитат из сочинений Святых Отцов и современных подвижников, автор – священник Михаил Новиков – использует и фрагменты наиболее удачной ранее обнародованной в СМИ критики, а также некоторые исторические материалы.

 

В следующем, 18-м пункте предпринята попытка отчасти сгладить перегибы, допущенные в предыдущем параграфе:

 

18. Верная своей экклезиологии (учению о Церкви, – примеч. ред.), тождеству своей внутренней структуры и учению древней Церкви Семи Вселенских Соборов, Православная Церковь, организационно участвуя в работе ВСЦ, отнюдь не принимает идею «равенства конфессий» и не может принять единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс. В этом смысле единство, к которому стремится ВСЦ, не может быть плодом лишь богословских соглашений, но должно быть плодом и единства веры, таинственно сохраняемого и живущего в Православной Церкви.

 

Итак, здесь утверждается, что представители Поместных Церквей, участвующие в экуменическом движении, якобы не приемлют богословских компромиссов и никоим образом не изменяют апостольскому и святоотеческому Православию. Во втором предложении указываются условия соединения с членами неправославных групп, на которое питают надежды авторы документа, – наряду с богословским диалогом, по их мнению, необходимо и единство в вере.

По этому поводу святитель Серафим Богучарский замечает: «Нужно иметь в виду слова святителя Киприана, епископа Карфагенского, который говорит, что еретики никогда не будут приходить к Церкви, если будут нами самими укрепляться в убеждении, что у них тоже есть Церковь и Таинства. Только в том случае православные представители могли бы присутствовать на экуменических конференциях, если бы устроители последних заявили Православной Церкви от лица т. н. христианских церквей, входящих в экуменическое движение, об их готовности отказаться от всех своих религиозных заблуждений и соединиться с нею в Православной вере. Но заправляющие всем ходом экуменических конференций никогда таких заявлений не делали и не сделают, ибо инославные христиане и не думают отрекаться от своих ересей и воссоединиться с Православием».

Необходимо признать: вся история ВСЦ и участия в нем «православных» представителей – наглядное подтверждение слов святителя. С 1948 года, когда впервые прозвучала эта речь, ни на одной из многочисленных конференций экуменического совета никто из членов еретических конфессий ни разу не обмолвился о своем стремлении покаяться и принять Православие. В наши же дни экуменическое движение уже явственно зашло в тупик, так что объединения в истине не приходится ожидать даже в отдаленной исторической перспективе.

 

19. Православные Церкви – члены ВСЦ – считают обязательным для участия в ВСЦ то основополагающее положение его Конституции, согласно которому его членами могут быть те, кто веруют, по Писаниям, во Иисуса Христа как Бога и Спасителя и исповедуют веру в славимого в Троице Бога – Отца, Сына и Святаго Духа, согласно Никео-Цареградскому Символу веры. Они глубоко убеждены, что экклезиологические предпосылки Торонтской декларации (1950) «Церковь, церкви и Всемирный совет церквей» имеют основополагающее значение для участия православных в Совете. Поэтому, само собой разумеется, что ВСЦ не является и ни в коем случае не должен стать сверх-церковью. «Цель ВСЦ – не договариваться о союзах между церквами, которые могут заключаться только самими церквами, действующими по собственной инициативе, а устанавливать живые контакты между церквами и способствовать изучению и обсуждению вопросов единства Церкви. Ни от одной церкви при вхождении в ВСЦ не требуется менять свою экклезиологию. Однако факт членства в ВСЦ не означает, что каждая церковь должна считать другие церкви церквами в истинном и полном смысле этого термина» (Торонтская декларация, § 2).

 

Данный параграф сохранился в итоговом документе собора без изменений. Но что получается, если сопоставить его с предыдущим? С одной стороны, авторы документа обосновывают мнимую необходимость участия православных в ВСЦ стремлением добиться объединения с еретиками якобы не на основании богословских компромиссов, а исключительно в рамках православного вероучения и в лоне единой истинной Православной Церкви (п. 18). Но, желая отклонить от себя справедливые обвинения в искажении православной экклезиологии и признании еретических структур Церквами (п. 19), они попадают в свою же ловушку! Вот, мол, посмотрите, указывают «православные» экуменисты, есть Торонтская декларация, согласно которой, членствуя в ВСЦ, мы не обязаны «менять свою экклезиологию» и «считать другие церкви церквами в истинном и полном смысле этого термина». Но  в таком случае и еретики, руководствуясь этой же декларацией, никогда не отступят от своих ложных учений и не признают Православную Церковь «Церковью в истинном и полном смысле этого термина». Выходит, это соглашение, по сути своей и являющееся богословским компромиссом, от которого якобы отреклись авторы, перечеркивает первоначально провозглашенную ими цель – добиться принятия инославными Православия и их вступления в Православную Церковь!

Здесь уместно процитировать преподобного Иустина Сербского: «Папистско-протестантский экуменизм не имеет выхода из своих мук и смертей без чистосердечного покаяния перед Богочеловеком Господом нашим Иисусом Христом и Его Православной Церковью. Без покаяния и вступления в истинную Церковь Христову неестественно и безсмысленно говорить о некоем объединении „церквей“».

 

Далее – еще одна попытка авторов документа, лукаво обосновывающих и извиняющих экуменизм, убедить церковных чад в своей православности и благонамеренности:

20. Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с остальным христианским миром всегда определяются на основе принципов православной экклезиологии и канонических критериев уже сформировавшейся церковной традиции (7-й канон Второго и 95-й канон Пято-Шестого Вселенских Соборов).

 

Что же предписывают указанные каноны? Правило 7-е Второго Вселенского Собора регулирует процесс восстановления церковного общения неправославных с Православной Церковью следующим образом: «Присоединяющихся к Православию и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, македониан, савватиан и наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников или тетрадитов, и аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствущую, как мудрствует Святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем запечатлевая, т. е. помазуя святым миром – во-первых чело, потом очи и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: „Печать дара Духа Святаго“. Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и монтанистов, именуемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатийской страны), всех, которые из них желают присоединены быть к Православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их христианами, во второй – оглашенными, потом, в третий – заклинаем их, с троекратным дуновением в лицо и в уши: и тако оглашаем их и заставляем пребывать в Церкви и слушать Писания, и тогда уже крещаем их».

Правило 95-е Шестого Вселенского Собора дополняет приведенный канон, регламентируя чин приема обращающихся из ересей, которые возникли после IV века. Исходя из этих определений, Православная Церковь принимает еретиков в свое лоно посредством трех Таинств: Крещения, Миропомазания и Покаяния.

Поэтому совершенно непонятно, каким образом используется данная церковная традиция приема еретиков при проведении экуменического диалога, если в данном документе еретики даже не называются еретиками, а именуются «иными христианами», и об их присоединении к Православию не идет и речи?!

Основные принципы православной экклезиологии кратко сформулированы в 9-м члене Символа веры, где сказано: «Верую <…> во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Как мы уже многократно убедились в комментариях к предыдущим пунктам, православная экклезиология нарушается и в самом критском постановлении, не говоря уже об оправдываемых им экуменических контактах в рамках ВСЦ.

 

Продолжение см. на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник