АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Архиерейская хиротония
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ
ГЛАВА I:
ЧИН ПОСТАВЛЕНИЯ
РАЗЛИЧИЕ ХИРОТОНИЙ
О последних определенно говорит святой Дионисий: «Первая – диакона, вторая – пресвитера и третия – епископа».
Хотя все сии три хиротонии получают избранные только в алтаре и у того же святого престола, но во власти, вверяемой избранным, и в священнодействиях, ими производимых, они во многом между собою различны: одна хиротония выше и превосходнее другой.
Святой Дионисий (на с. 93) говорит о сем различии так: «Священноначальнический (архиерейский) чин есть тот, который, будучи сам исполнен совершительной силы, по превосходству совершает и все совершительные действия священноначалия: он преподает познание Священных Таин независимо от других; он имеет власть учить подчиненных ему священнослужителей, соразмерно с их степенями, обязанностям священнодействия. Чин священников просвещает совершаемых и руководит их к созерцанию Божиих Таин не иначе как в зависимости от священноначальников и под управлением их божественного чина. Священнодействуя в зависимости от епископа, он, хотя совершает и те же Таинства, какие совершает священноначальник, но совершает их не своевольно, а как бы властию того чина, который сообщил ему Таинство священства. Совершая Таинства под священнейшими видами, он также творит приходящих к нему зрителями и причастниками Святых Таин; но если бы кто пожелал научиться познанию зримых ими священнодействий, то он препровождает таковых к священноначальнику. Чин служителей (диаконов) есть тот, который приготовляет приходящих к созерцанию и причастию Святых Таин; его обязанность: рассматривать приходящих прежде допущения их к священнодействиям пресвитеров, различать достойных от недостойных, очищать от всего, что несообразно со святостию места и недостойно участия в священнослужении – вообще приготовлять прихожан к Таинству и делать их достойными священнодейственного созерцания и общения».
И, наконец, тот же писатель заключает: «Чин священников имеет силу совершительную, и в самом деле совершает, – просветительную и действительно просвещающую; чин диаконов имеет силу очистительную и разделительную».
Сообразно с изъяснением святого Дионисия объясняет различие тех же чинов или хиротоний и Симеон Солунский (в той же главе) с тою, впрочем, разницею, что он хиротонию архиерея называет просветительною, а хиротонию священника совершительною. Вот слова его: «Первую степень хиротонии (чин диаконов) называет Дионисий степенью народослужительною, как степень служителя прихожан, зависящего от обоих первых чинов: ибо народослужитель, т. е. диакон, ничего не может сделать в Церкви без епископа или пресвитера. Вторую хиротонию (т. е. хиротонию пресвитера) именует совершительною, потому что в ней преподается власть совершать Таинства и другие священнодействия, но не все; так, например, священник не имеет власти совершать хиротоний, потому что не имеет благодати преподавать другим власть совершать Таинства, равно как не имеет власти освящать миро и действовать в обязанностях просвещения, освящения и совершения ни от кого независимо, а священнодействует во всем под властию епископа. Но иерарх есть источник просвещения, потому что образует Отца светов, Его исполняется силою и Его властию совершает всякий чин, всякое Таинство, всякое священнослужение. Он (иерарх) благодатию Христовою может и крестить, и освящать миро; он может совершать Таинство священства и производить во диакона и священника; он имеет право установлять чтение и пение, устроять монашествующих, освящать храмы, возводить на степени священнослужения; совершать браки и может учреждать в своей пастве все, касающееся священнослужения; через него и от него, как от источника света, все совершается и освящается в Церкви; почему епископ и называется „просветительным“».
Тот же святитель Симеон (в гл. 30, о храме) говорит: «Хиротонисуемые в алтаре разделяются на три чина: епископа, пресвитера и диакона. Просветительным – источником духовного просвещения – называется архиерей как лицо, преподающее свет Божественный: ибо все, как иереи, так и клирики, через него приемлют печать хиротонии; от него заимствуют свое освящение храмы, от него и все люди получают благодать Крещения, Миропомазания, оставления грехов (в Покаянии) и Причащения Тела и Крови Христовой: все это, как от источника света, проистекает от благодати епископской. Пресвитер называется совершительным как лицо, имеющее только благодать совершать Таинства, а не преподавать ее другим: он крещает и священнодействует, но не хиротонисует, т. е. не рукополагает других к совершению Таинств, и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину. Диакон называется народослужительным как лицо, имеющее чин помощника служителя святых Таинств и не могущее ничего делать без позволения иерея, что составляет личное свойство последнего ангельского чина».
По сему различию степеней хиротонии диакон, пресвитер и епископ имеют различные священные одежды, из которых одни выше и превосходнее других.
Свт. Симеон Солунский в той же главе пишет: «Каждый из трех сих чинов и степеней священства облачается в приличные сану его священные одежды. Диакон облачается в одежду, образующую его ангельский чин; пресвитер имеет и то, что диакон, ибо он прежде благодати священства приял дар диаконского служения, имеет сверх сего и облачения, свойственные его совершительной благодати, которую являет епитрахиль; а иерарх, имея все принадлежащее степени пресвитера, имеет сверх того омофор, который представляет образ воплощенного Сына Божия. По сей же причине, облачаясь в священные одежды, он первее всего облачается в стихарь или подризник».
Поелику первое и меньшее из всех посвящений есть поставление чтеца и певца, то мы сначала и займемся объяснением этого чина; за сим будем объяснять и другие священные чины по степеням.
§ 2
ЗВАНИЕ ЧТЕЦА И ПЕВЦА
«Имеяй быти свещеносец». Должность чтеца и певца состоит в том только, чтобы читать и петь в церкви; он кроме того носит свечу перед Евангелием и исполняет другие подобные сим обязанности как в церкви, так и в алтаре.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 169) говорит: «Поставленный таким образом во чтеца, он со времени своего посвящения по повелению диаконов или иереев читает перед народом Писание, т. е. священные словеса пророков и апостолов, стоя посреди храма, как и во время посвящения, и с непокрытой головою. Кроме того, входя в алтарь, как служитель алтаря, он возжигает свечи, подает иерею огонь, предшествует со свечою Святым Дарам, подает ему (иерею) просфоры, воду и теплоту, хранит в чистоте принадлежности храма, отправляет и другие службы и предначинает пение божественных песней, т. е. канонархает; вообще он есть служитель божественных дел в храме; почему и должен исполнять свои обязанности с благоговением и знать, чему служит».
Почему чтец и певец, приводимый к посвящению во все сии обязанности служения, называется одним именем свещеносца, как и в молитве о нем говорится: «Предходити свещеносца…» и проч.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ФАКТЫ | || | Первые плоды «восьмого вселенского» |
Т. н. «Всеправославный собор» утвердил, наряду с прочими, и модернистский документ «Таинство Брака и препятствия к нему». И вот на днях стало известно, что участвовавшая в соборе Румынская Церковь теперь будет проводить «венчания» православных с еретиками.
В официальном сообщении Румынской Патриархии отмечается, что хотя в целях сохранения в семье единства веры и духовной жизни Святые Отцы ввели запрет на такие союзы, но «из пастырских соображений в многоконфессиональном социокультурном контексте» в порядке исключения отныне она намерена благословлять «браки православных верующих с лицами других христианских вероисповеданий после получения специального разрешения местного православного епископа (архиерея)».
Таким образом, критский форум узаконил нарушение канонов Вселенских Соборов. «Недостойно мужу православному с женою еретическою соединяться браком, ни православной жене сочетаваться с мужем-еретиком. Если же будет обнаружено что-либо подобное, сделанное кем-либо: брак почитать нетвердым и беззаконное сожительство расторгать. Ибо не подобает смешивать несмешиваемое, ни соединять с овцою волка и с частью Христовою – жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен», – гласит 72-е правило Шестого Вселенского Собора. А 14-е правило Четвертого Вселенского допускает браки с неправославными только при одном условии – «когда лицо, сочетавающееся с православным лицом, обещает перейти в Православную веру».
Ольга ВЕТРОВА