ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ «ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

По стопам «разбойничьих» соборов

 

 

 

Событием номер один в церковной жизни не только прошедшего месяца, но и всего года стал т. н. «Святой и великий собор Православной Церкви», состоявшийся на острове Крит 16–26 июня. Мы регулярно размещали публикации, так или иначе связанные с этим мероприятием, и теперь необходимо подвести некоторые итоги. Однако прежде, в качестве вступления напомним себе и читателю важные положения из речи Патриарха Кирилла на Стамбульском синаксисе в марте 2014 года, в свете которых и проанализируем результаты критского собрания.

 

Патриарх Кирилл высказал пожелания к работе «Всеправославного собора» от участников Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2013 года. В частности – то, что все решения необходимо принимать на основе единогласного волеизъявления Поместных Церквей, а не большинством голосов. При этом регламент и повестка дня, протокол богослужений и заседаний, проекты основных документов «Всеправославного собора» должны быть предварительно согласованы всеми Поместными Православными Церквами.

Поясняя эти критерии успешного проведения собора, Патриарх Кирилл отметил, что принцип консенсуса был положен в основу возобновившегося с 1961 года предсоборного процесса именно по инициативе Константинопольского Патриархата, и привел цитату из официального документа: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии <…> делегаций» (Порядок функционирования и работ Родосской всеправославной конференции, п. 14). Затем Патриарх напомнил о регламенте всеправославных совещаний, установленном еще в 1986 году: «Тексты по всем темам повестки всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно» (ст. 16). «Принцип консенсуса зарекомендовал себя с лучшей стороны, и было бы контрпродуктивно и крайне опасно отказываться от него при подготовке собора», – заявил Предстоятель РПЦ, и добавил, что, как учит история, без предварительного достижения консенсуса некоторые прежде бывшие соборы не имели успеха, не приносили единства Церкви (например, «разбойничий» ефесский (449 г.) и иконоборческий (759 г.)). «Выносить на собор несогласованные вопросы – означает превратить его в место разделений, поставить под угрозу церковное единство, затруднить рецепцию соборных постановлений в наших Поместных Церквах. Наша же задача – явить единство Церкви по вопросам, волнующим православный мир. Голос каждой Церкви, независимо от ее численности и времени возникновения, должен быть услышан. Всеправославный собор должен стать местом, где Дух Святый являет Свое присутствие в церковном единомыслии, где невозможно тираническое подчинение меньшинства воле большинства», – подчеркнул Патриарх Кирилл.

Между тем, прошедший критский саммит демонстративно не внял этим пожеланиям. Патриарх Варфоломей и прочие его участники дерзко попрали выдвинутый ранее их предшественниками и одобряемый всеми иерархами принцип консенсуса. Открывая 20 июня 1-ю сессию собора, «восточный папа» непочтительно отозвался об отсутствовавших Поместных Церквах. Он сослался на случаи из истории, когда «те, кто не приняли решения соборов, самоизолировались и превратились в еретиков». Очевидно, речь шла о монофизитах, в частности, т. н. «Армянской апостольской церкви» (ААЦ), которая не участвовала в Четвертом Вселенском Соборе (451 г.), не признала его вероопределений против монофизитской ереси и оказалась отсеченной от соборного тела Церкви Христовой. (Но показательно, что наблюдатели от ААЦ были тепло приняты «православными» экуменистами и присутствовали на критском собрании).

Однако сравнение Православных Поместных Церквей, проигнорировавших «восьмой вселенский» собор, с монофизитскими еретическими сообществами нелогично. Халкидонский Собор V века был истинным Вселенским, а саммиту на Крите даже сам Патриарх Варфоломей отказал в таком статусе (пусть и под своим, экуменическим предлогом мнимой неполноты христианского мира из-за неучастия в собрании католиков и протестантов).

Далее «восточный папа» назвал «неприятным сюрпризом» то, что «в 12 часов, в последний момент, они [четыре Поместные Церкви] вдруг отозвали свои подписи [под общим соглашением]». Конечно, разочарование «Всесвятейшего» председателя готовившегося почти век «Великого собора» понятно. Но для верных чад Церкви Христовой неожиданное решение священноначалий четырех Поместных Церквей не ехать на Крит, напротив, стало радостным событием – чудом Божиим, воспрепятствовавшим утверждению вселенского модернистского хаоса.

 


Патриарх Варфоломей

 

Затем в духе Патриарха Варфоломея высказался и Кипрский архиепископ Хризостом (Энглистриотис), который, в частности, заявил: «Созыв Святого и великого собора Православной Церкви, как бы ни казалось это невероятным, является реальностью!» Этими словами Кипрским иерарх озвучил угодную ему и его единомышленникам позицию. «Отсутствие некоторых Поместных Церквей не уменьшает значение Святого и великого собора», – провозгласил он, хотя множество обозревателей и публицистов со всего мира, освещавших «восьмой собор», единогласно решили, что его нельзя считать состоявшимся.

Но на чем же основывается уверенность архиепископа Хризостома? А вот на чем: по его словам, «как темы, так и тексты документов собора уже обсуждались и единогласно были одобрены официальными представителями всех Поместных Православных Церквей и их Предстоятелями». Посему – «то же самое касается и созыва собора. Сегодняшнее отсутствие некоторых не имеет отношения к поставленным на повестку дня вопросам собора и к сути обсуждений, но связано, по моему мнению, с проблемами взаимообщения [между Церквами] или c внутренними причинами конкретных Церквей <…>. И, невзирая на их отсутствие, мы можем сказать, что ныне они принадлежат к слушающим».

Далее архиепископ обрушился с обвинениями на тех, кто посмел критиковать проекты соборных документов: «Группировки фундаменталистов, фанатики, среди которых есть и богословы, и епископы, и которые сегодня проявляют свою активность во всем православном мире, были еще одной серьезной причиной не только временной задержки созыва собора, но и нависшей опасности отмены святого и великого собора. Противодействие этих группировок любому сближению с другими, неправославными христианами косвенно влияло и на наши Поместные соборы, на которых они предпринимали и предпринимают попытки вносить безконечные поправки в текстах и в терминах документов, подготовленных предсоборными совещаниями».

Судя по всему, в число «группировок фундаменталистов» попадает и целая Грузинская Православная Церковь, высказавшая замечания и поправки к проектам соборных документов на своем Архиерейском соборе и на сессии Священного Синода 25 мая, заседавших под председательством Святейшего Католикоса Илии II. ГПЦ настаивала на необходимости редактирования проектов документов «Таинство Брака и препятствия к нему», «Миссия Православной Церкви в современном мире» и «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».

Слова и логика главы Кипрской Церкви вызывают некоторую ошеломленность своей неприкрытой агрессивной «прямотой» – т. е. все те, кто не разделяют мнения экуменистов и активно критикуют  происходящее, становятся врагами и удостаиваются самых нелестных ярлыков.

 

Окончание см. на стр. 8

 

 

     Уважаемые читатели! Рады сообщить вам, что нашу газету можно приобрести в Москве по следующим адресам:
    1. Черниговский пер., д. 9/13, стр. 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. «Третьяковская»);
    2. Ул. 7-я Текстильщиков, д. 18/15, «Казачья лавка» (м. «Волжская»);
    3. Ул. Маросейка, д. 4/2, стр. 1, магазин издательства "Благословение" (м. Китай-город").
    
В Санкт-Петербурге по адресу: Каменноостровский просп., д. 10, литера Б, корп. 2, лавка «Слово» (м. «Горьковская»).

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник