ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
КУЛЬТУРА СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ЯРКИЙ МАЯК РОССИИ

 

 


Правнук победителей
в «Безсмертном полку»

 

 

В середине мая вновь состоялся уже седьмой по счету уникальный Международный конкурс-фестиваль молодых исполнителей славянской народной песни «Оптинская весна», о котором мы неоднократно писали на страницах «ПК». Финал традиционно прошел в старинном русском городе Козельске Калужской области, близ всемирно известного монастыря Оптина Пустынь. Как всегда, он стал незабываемым праздником светлой, жизнеутверждающей, патриотичной и подлинно духовной культуры православных славян. Отрадно, что в этом году после двухлетнего перерыва в конкурсе вновь участвовали юные дарования с Украины. А кроме того он транслировался в прямом эфире телеканала «Союз», что, безусловно, свидетельствует о его еще более возросшей популярности. Жюри под председательством заслуженной артистки России певицы Ольги Кормухиной определило следующих победителей: в младшей возрастной группе (14–17 лет): Мария Климова (г. Москва, Россия) и Александра Манахова (г. Сызрань, Россия). В средней возрастной группе (18–22 года): Владислав Артеменко (с. Новая Таволжанка, Белгородская обл., Россия), Ольга Сагалаева (г. Саратов, Россия) и Марина Фролова (г. Москва, Россия). В старшей возрастной категории (от 23 лет) – Алексей Саута (г. Минск, Беларусь). Помимо выступления конкурсантов в концертной программе приняли участие трио «Лирица» из Гомеля, белорусский ансамбль «Гаманина», Украинская хоровая капелла, Оптинский казачий хор, Ольга Кормухина, группы «Калина-фолк» и «Ярилов зной», а также ведущие фестиваля – актер театра и кино Павел Сборщиков и заслуженная артистка России Екатерина Гусева.

Особое внимание зрителей обратила на себя вокальная группа из Сербии. Оказалось, что сопровождала исполнителей известная писательница и журналистка Радмила Войнович. Всегдашний интерес и трепетные чувства к сербскому народу побудили членов редакции «ПК» встретиться и побеседовать с Радмилой, причем наш разговор вышел далеко за рамки обсуждения песенного конкурса.

 

– Радмила, расскажите о Вашем коллективе.

– Наш коллектив – ансамбль «Трепетлике» (от старинного названия дерева ясень). Его участницы – выпускницы музыкального училища города Новый Сад. Сейчас три из них – студентки третьего курса Музыкальной академии. Еще одна – Галина Вечемович – учится на факультете психологии и параллельно руководит группой. Они исполняют старинные народные славянские песни, в основном сербские лирические песнопения и былины. Когда организаторы «Оптинской весны» попросили меня привезти на конкурс какую-либо сербскую вокальную группу, я сразу поняла, что «Трепетлике» – как раз то, что нужно. До этого девушки неоднократно выступали на «русских вечерах», проводимых «Русско-сербским братством Царя Николая» в разных городах Сербии.

Монастырь Оптина Пустынь – это символ духовного подвижничества, пути человека к Богу. Музыка и культура славян веками служат связующим звеном в цепи, соединяющей нас с вечностью. А насчет выступления ансамбля – тут мне видится некий «Безсмертный полк», только музыкальный, победоносно шествующий через всю нашу историю. Предания о битвах, звучащие со сцены, становятся частью битвы добра со злом в реальной жизни. Эта брань совершается за каждую человеческую душу и во всякой душе. Оптинский фестиваль противостоит засилью деструктивной музыки, разрушающей наши традиции. Поэтому он есть своеобразное музыкальное, культурное и духовное орудие, оружие, средство борьбы. Такая музыка воспитывает в людях чувство гармонии и единства с ближними, со своим и другими братскими народами, с нашими православными святыми и Самим Господом.

В одной из песен, прозвучавших на фестивале, наши исполнительницы с мольбой просили все живое на земле, все священнический и ангельский чины – ненадолго смолкнуть, чтобы не потревожить Богородицу, мирно вышивающую узор. В этом, казалось бы, есть парадокс – но нужно именно помолчать, чтобы Матерь Божия Своей тишиной укротила беды и раздоры. Таков первичный код любви, заложенный в культуру православных славян, – код истинной красоты и кротости.

 

– С этой идеей как-то связано и Ваше литературное творчество?

– Совершенно верно. Главная героиня моих книг – Россия, кроткая, смиренная в величии. Каким мне представляется ее образ? Когда человек побеждает в себе дикость и варварство, он начинает открываться для восприятия исторических и культурных идеалов. А с ними неизменно обретает и еще более высокие стремления, поднимающие его над запросами плоти. Победа над страстями награждает человека смирением. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29) – ни одна страна не приняла эту заповедь так искренне и по-детски чисто, как Россия.

 

– Откуда у Вас столь теплое отношение к нашей стране?

– Между Сербией и Россией есть граница. Но Сербия – не отдельная страна, а часть России. Я воспитана именно на такой установке: мы – Юг России и часть русского народа. И нас невозможно разделить. Потому мы любим Москву как свою вторую столицу.

 


Портрет Николая II на стене дома
в городе Новый Сад

 

– Сербы глубоко почитают и Царя Николая II...

– Да, мы никогда не забудем его подвига защиты южных славян. В Сербии об этом историческом и, без преувеличения, богатырском поступке знают все. У нас есть несколько храмов в честь святых Царственных Мучеников, в Белграде установлен памятник Императору. Существует также вышеупомянутое «Русско-сербское братство имени святого Николая II». И младшее поколение тоже с благоговением относится к русскому Царю – сложилась традиция почитания его памяти на различных мероприятиях, в школах. Согласно нашему древнему обычаю каждая семья имеет святого защитника рода. Для многих сербских домов покровителями стали Царственные Мученики. К слову сказать, некоторые у нас, по благословению старцев, получили в качестве небесных предстателей других русских святых – блаженную Матрону Московскую, преподобного Серафима Саровского...

 

– А много ли в Сербии сторонников «европейского пути», евроинтеграции?

– Ежедневная и ежечасная пропаганда этих идей не смолкает. Задействованы все каналы, включая образовательные. Сторонники Запада идут на все ради создания культа глобализации. Но что представляет собой западное мировоззрение? Это – хищничество! Прикрываясь идеями гуманизма, его носители пытаются захватить все ресурсы планеты. И препятствует им только Россия. Сегодня она – религиозный, исторический, геополитический и культурный стрежень мира. Наш ориентир – это именно Россия, а не Евросоюз и не идеи евроатлантической интеграции! «Ценностями» Запада сербов постоянно зомбируют через СМИ, намеренно внедряя их как вирус в сознание людей. Финансирование осуществляется через некоммерческие и неправительственные организации. Так же, кстати, все происходило и на Украине, где русский народ, предварительно заглушив его самосознание и затмив ум пропагандой ненависти и лжи, раскололи надвое.

 

– А что, по-Вашему, можно противопоставить агрессивному насаждению западничества? Как бороться со всей этой планомерной «промывкой мозгов»?

 – Проблема в том, что России самой необходимо измениться. Нужно достичь примирения в обществе и не допустить раскола – ни духовного, ни политического. Объединение сил – вот залог спасения. Внешняя политика России во многом соответствует имперской, а внутренняя – гниет под воздействием хищнической заразы. Олигархи продолжают свой неприкрытый грабеж. При этом давление на Россию извне не ослабевает. Против нее ведется глобальная война.

Однако ядро святорусского народа цело – оно, как семя, живет, прорастает и вскоре окрепнет и расцветет. Все больше людей добровольно, без всякого принуждения, выбирают добро, а вместе с ним и свободу. Стремятся к нравственности, тянутся к старцам как к духовным светочам... Но всему этому всячески препятствует олигархический клан либералов, не позволяя народу объединиться на основе идеи исторической соборности.

 

– Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути духовного становления, об ориентирах на нем.

– У меня на Родине, в городе Новый Сад, есть Русская Гора с видом на Дунай. Моя малая Родина связана с великой российской историей – она пребывала под покровительством России со времен Петра I. В тот период в сербских Карловцах был подписан мирный договор, положивший конец австро-турецкой войне. Российская Империя, выступив гарантом в этом диалоге, впервые заявила тогда о себе как о мировой державе.

В 1704 году, во время войны со шведами, наш Патриарх через офицера Пантелеймона Божича обратился к Императору Петру с просьбой дать сербам возможность переселиться из зоны военного конфликта между Турцией и Австрией поближе к России. Петр I, занятый Северной войной, отложил решение этого вопроса. Но его дочь, Елизавета Петровна, приняла сербских солдат – пожаловала им территории, ныне принадлежащие Донецкой и Луганской Народным Республикам. О тех событиях повествуется в романе горячо любившего Россию журналиста и писателя Милоша Црнянского «Переселение»...

 

Окончание на стр. 7

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник