АНТИМОДЕРНИЗМ | «БЛЮДИТЕ УБО…» | СТРАНИЦА 3 |
Мы продолжаем тему составления нового катехизиса Русской Православной Церкви и напоминаем, что в редакции «ПК» уже состоялись два круглых стола, посвященных историческим аспектам данной проблемы. Сегодня мы переходим уже к современному положению дел и предлагаем к прочтению анализ некоторых выдержек из распространяемого в интернете предполагаемого проекта нового катехизиса Синодальной библейско-богословской комиссии, который, согласно определению Архиерейского собора, нуждается в «обсуждении на общецерковном уровне».
О причинах, вызвавших необходимость составления нового катехизиса, неоднократно высказывался председатель Синодальной библейско-богословской комиссии (СББК) митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) (см.: http://sedmitza.ru/text/1178851.html, http://nsad.ru/articles/arhierejskij-cobor-postavil-dedlajn-po-katehizisu). Он утверждает, что «Пространный православный катехизис» святителя Филарета Московского, написанный около двухсот лет назад, устарел. В качестве примера Владыка приводит цитату, в которой осуждаются дуэли, и на этом основании заключает, что якобы «ни редактирование, ни адаптация к современным условиям не сможет сделать» труд святого «актуальным и доступным для современного человека».
Однако такое объяснение больше похоже на попытку завуалировать цель рассматриваемой инициативы. Катехизис – это краткое и точное изложение основных истин Православной веры, которая изменению не подлежит, ибо Господь вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). К тому же пункт о дуэлях не следует выдергивать из общего контекста повествования святителя Филарета о страшном грехе самоубийства. Да и другое упомянутое владыкой Иларионом «неактуальное» положение – про монархию – для верующих, чающих возрождения нашего Отечества, напротив, крайне злободневно. Правда, в одном интервью (см.: http://nsad.ru/articles/katehizis-vozvrashhaetsya) митрополит попытался отклонить подозрения в непочтительном отношении к сему святоотеческому труду, заявив, что «не катехизис устарел (он, как и догматы Церкви, устареть не может), а общество и сознание людей изменилось». Однако и эти слова не убеждают: «Не веру приспособляйте к своей жизни, а жизнь приспособляйте к вере», – наставлял недавно прославленный истинный архиерей Божий святитель Серафим (Соболев).
Исходя из сложившейся в Церкви ситуации, когда подавляющее большинство архиереев поддерживают или молча соглашаются с ересью экуменизма, полагаем, что цель таких новаций – размыть в сознании нынешнего поколения священнослужителей строгие границы Православной веры, начертанные филаретовским катехизисом. Эти надежные ориентиры, очевидно, препятствуют распространению новой теологической доктрины, принятой в наши дни практически во всех духовных школах.
Чтобы не быть голословными, приведем примеры сомнительных формулировок в тексте катехизиса СББК.
Так, в части второй «Церковь и ее богослужение», в первом параграфе первой главы «Учение о Церкви», разъясняется понятие «Церковь». Сначала приводится четкое определение из катехизиса святителя Филарета: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами». Но затем оно дополняется положением «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней „все небесное и земное“ должно быть соединено во Христе, ибо Он – Глава „Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем“ (Еф 1, 22–23). В Церкви действием Святаго Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке».
Сравним эти две цитаты. Первая – образец конкретики, вторая – пример смысловой размытости, оставляющей многочисленные лазейки для самых широких толкований. Формулировка святителя – православные христиане – подменяется неким «собранием верующих во Христа», – и, к сожалению, сомневаться не приходится, что эта неясность здесь вносится преднамеренно.
Далее, в параграфе шестом «Всеобщий суд» читаем: «Церковь верует, что на Страшный суд предстанут все без исключения люди – и христиане, и язычники, и неверующие. В апостольских Посланиях содержится мысль о том, что суд начнется с верующих во Христа. По словам апостола Петра, „время начаться суду с дома Божия“ (1 Петр. 4, 17), т. е. с Христианской Церкви. Нехристиане, по учению апостола Павла, будут судимы в соответствии с законом совести, написанным в их сердцах (см.: Рим. 2, 14–15), т. е. в соответствии с естественным нравственным законом».
Окончание см. на стр. 8
Уважаемые читатели! Рады сообщить вам, что нашу газету можно приобрести в Москве по следующим адресам:
1. Черниговский пер., д. 9/13, стр. 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. «Третьяковская»);
2. Ул. Шкулева, д. 17 А, «Казачья лавка» (м. «Волжская»).
В Санкт-Петербурге по адресу: Каменноостровский просп., д. 10, литера Б, корп. 2, лавка «Слово» (м. «Горьковская»).